Все СНиПы >> СНиПы«Полезное»

Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3    |    Часть 4

СНиП III-42-80. Магистральные трубопроводы. Часть 3

7.11. Контроль за несущей способностью анкерных устройств необходимо осуществлять путем проведения контрольных выдергиваний. Испытанию подлежит не менее двух процентов анкеров от общего количества, установленных на трубопроводе. Результаты испытаний должны оформляться паспортом (актом) на скрытые ра­боты.

7.12. На трубопровод под утяжеляющие железобе­тонные грузы или анкерные устройства необходимо укладывать футеровочные маты или защитные обертки. Конструкция футеровочных матов или тип обертки уста­навливается проектом.

7.13. При групповом способе установки грузов на трубопроводе или кустовом способе установки анкерных устройств расстояния между соседними группами не должны превышать 25 м.

Наклонная установка на трубопровод седловидных утяжеляющих грузов не допускается.

Установка балластирующих средств на плавающий трубопровод не допускается

8. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРЕХОДОВ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Общие положения

8.1. Переходы через водные преграды, овраги, же­лезные и автомобильные дороги и другие инженерные коммуникации, которые не могут быть выполнены по ходу работы передвижными механизированными колоннами или комплексами поточным методом, должны быть закончены строительством ко времени подхода этих колонн.

Подводные переходы

8.2. Способы и сроки производства работ при соору­жении подводных переходов в пределах русла реки или водоема, согласованные проектной организацией с ор­ганизациями, эксплуатирующими речные и озерные пу­ти сообщения, органами рыбоохраны и другими заинте­ресованными организациями, должны быть указаны в проекте перехода.

8.3. До начала разработки траншей на подводных пе­реходах необходимо:

проверить и закрепить проектные створы и реперы. измерить глубины водоема и определить соответствие фактического профиля дна реки проектному;

выполнить обследование участка реки или водоема на проектную ширину подводной траншеи поверху для выявления случайных препятствий.

Если контрольными промерами будет установлено, что фактические отметки дна выше черных отметок, указанных в проекте, глубину подводной траншеи сле­дует увеличить для укладки трубопровода на проектные отметки.

Если фактические отметки дна ниже черных отме­ток, указанных в проекте, и при этом разность между фактическими отметками дна и проектными отметками верха трубопровода будет меньше 1 м, проектные от­метки, на которые должен укладываться трубопровод, должны быть пересчитаны.

8.4. Крутизну откосов подводных траншей при ши­рине водной преграды более 30 м или глубине более 1,5 м (при среднем рабочем уровне воды) с учетом бе­зопасных условий производства водолазных работ сле­дует принимать по табл. 13.

Длина подводной траншеи, для которой принимает­ся крутизна откосов по табл. 13, равна ширине русла водной преграды плюс длина разрабатываемых урезных участков водной преграды.

Таблица 13

Наименование и характеристика грунтов

Крутизна откосов подводных траншей при глубине траншеи, м


до 2,5

более 2,5

Пески пылеватые и мелкие

1:2,5

1:3

Пески средней крупности

1:2

1:2,5

Пески неоднородного зернового со­става

1:1,8

1:2,3

Пески крупные

1:1,5

1:1,8

Гравийные и галечниковые

1:1

1:1,5

Супеси

1:1,5

1:2

Суглинки

1:1

1:1,5

Глины

1:0,5

1:1

Предварительно разрыхленный скаль­ный грунт

1:0,5

1:1

Заторфованные и илы

По проекту

По проекту

Наибольшую крутизну откосов обводненных берего­вых траншей следует принимать по табл. 14.

Таблица 14

Наименование и характеристика грунтов

Крутизна откосов обводненных береговых траншей при глубине траншеи, м


до 2

более 2

Пески мелкие

1:1,5

1:2

Пески средней зернистости и крупные

1:1,25

1:1,5

Суглинки

1:0,67

1:1,25

Гравийные и галечниковые

1:0,75

1:1

Глины

1:0,5

1:0,75

Предварительно разрыхленный скальный грунт

1:0,25

1:0,25

Примечание. Крутизна откосов дана с учетом грунтовых вод.


8.5. Расчетная ширина подводных траншей на мел­ководных участках, где глубина с учетом возможных ко­лебаний уровня воды меньше осадки судна (с запасом под днищем), должна приниматься в проекте с учетом ширины и осадки судна и обеспечивать гарантированные глубины в границах рабочих перемещений снарядов (или грунтовозных шаланд).

8.6. При определении объемов подводных земляных работ следует учитывать переборы по глубине траншей, которые принимаются в соответствии с требованиями разд. 6 “Дноуглубительные работы” главы СНиП по зем­ляным сооружениям.

Рефулируемый грунт не должен мешать судоходству и нарушать установившийся режим речного потока в районе перехода.

8.7. Производство взрывных и буровзрывных работ на подводных переходах должно осуществляться в пол­ном соответствии с проектом производства работ, Еди­ными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденных Госгортехнадзором СССР, и Правилами техники безопасности при производстве подводно-техни­ческих работ на реках и водохранилищах, утвержденных Министерством речного флота РСФСР.

Производство буровзрывных работ на подводных пе­реходах должно быть согласовано проектной и строи­тельной организациями с организациями, эксплуатирую­щими речные и озерные пути, органами рыбоохраны и другими заинтересованными организациями.

Проектная организация согласовывает вопросы, оп­ределяющие техническую возможность выполнения буровзрывных работ с учетом директивных сроков строитель­ства и требований заинтересованных организаций.

8.8. Перед укладкой трубопровода в предварительно подготовленную траншею строительная организация при участии представителя технического надзора заказчика должна производить проверку отметок продольного про­филя траншеи. Переборы грунта в основании траншеи допускаются на глубину не более 50 см.

Трубопровод должен быть подготовлен для укладки к моменту окончания работ по устройству подводной траншеи.

8.9. Обетонирование подводных трубопроводов может выполняться следующими основными способами:

обетонированием отдельных труб в базовых услови­ях (на бетонном заводе, полигоне);

обетонированием трубопроводов монолитным железобетонным покрытием с применением опалубки на месте монтажа и укладки трубопровода (в полевых условиях);

покрытием трубопровода сборными утяжелителями (в полевых условиях).

Укладка плети трубопровода, обетонированного в полевых условиях, допускается после достижения бето­ном прочности, указанной в проекте для момента уклад­ки.

8.10. Для предохранения изоляционных покрытий трубопровода от механических повреждений при обетонировании и монтаже сборных утяжелителей (кольце­вых железобетонных и чугунных грузов), а также при перемещениях и укладке трубопровода следует приме­нять защитные обертки и футеровку из деревянных реек, предусмотренные проектом.

8.11. Перед укладкой подводного трубопровода дол­жны быть произведены проверочные расчеты устойчи­вости и напряжений, возникающих в укладываемом тру­бопроводе, с учетом фактических скоростей течения воды, замеренных в натуре, глубины воды и профилей спусковых устройств. Напряжения, определенные по фактическим данным, должны быть не более указанных в проекте производства работ.

8.12. Укладка подводных трубопроводов не допуска­ется во время паводков, весеннего ледохода и осеннего ледостава.

Допускается в период осеннего ледостава укладка подводных трубопроводов через небольшие водные прег­рады (до 200 м) при скоростях течения воды не более 0,5 м/с.

8.13. Укладка трубопровода на дно для последующе­го его заглубления в грунт допускается только при ус­ловии, если предварительными контрольными промерами и расчетами будет установлено, что радиус изгиба тру­бопровода, укладываемого в русле на естественные от­метки дна, будет не меньше радиуса упругого изгиба трубопровода, указанного в проекте.

8.14. Укладку трубопровода на дно водоема с поло­гими плесовыми берегами следует производить способом протаскивания по дну при помощи тяговых средств с применением разгружающих понтонов или без них.

Допускается укладка трубопроводов свободным пог­ружением на дно с подачей укладываемой плети напла­ву к месту укладки. Погружение может осуществляться как путем заполнения трубопровода водой, так и путем отстропки разгружающих понтонов. При укладке газо­провода с заполнением его водой должны быть предус­мотрены мероприятия для полного удаления воды из уложенного газопровода.

В отдельных случаях применяется способ укладки трубопроводов опусканием с использованием плавучих опор (кранов).

Выбор указанных способов или их комбинации уста­навливаются проектом организации строительства и уточняются проектом производства работ.

8.15. Спусковая дорожка в зависимости от длины ук­ладываемой на нее плети трубопровода, его диаметра и массы, а также рельефа прибрежного участка может быть устроена в виде:

спусковой дорожки с роликоопорами на спланирован­ном участке территории в створе перехода; рельсового узкоколейного пути с тележками; береговой траншеи, заполняемой водой. Протаскивание отдельных плетей трубопроводов по спланированной грунтовой дорожке без специальных спусковых устройств допускается только при обязатель­ной тщательной планировке берегового участка и приня­тии необходимых мер к предупреждению повреждения изоляционного покрытия.

При укладке трубопроводов способом протаскивания запрещается прикладывать к трубопроводу толкающие усилия, направленные по его продольной оси.

8.16. Перед испытанием уложенного подводного тру­бопровода надлежит проверить его положение на дне подводной траншеи. Имеющие место провисания участ­ков трубопроводов должны быть устранены до испыта­ния путем намыва или отсыпки грунта.

Превышение фактических отметок верха трубопрово­да над проектными не допускается.

8.17. Предусмотренная проектом укладка подводного кабеля связи в общей траншее с подводным трубопро­водом производится на основание подводной траншеи па уровне нижней образующей трубопровода после его укладки. Кабель прокладывается на расстоянии не менее 0,5 м в свету от конструкции трубопровода ниже по течению реки, если другие требования не оговорены проектом.

8.18. Перед засыпкой подводных траншей должна производиться проверка соответствия отметок верха уло­женного трубопровода проектным.

Проверку фактических отметок верха газопровода следует выполнять при условии отсутствия в нем воды.

Материал и толщина слоя засыпки трубопровода, уложенного в подводную траншею, определяются проек­том. Засыпка уложенного трубопровода производится до проектных отметок, но не выше отметок дна водоема на день засыпки.

8.19. Берегоукрепительные работы при строительстве подводных переходов следует выполнять согласно тре­бованиям главы СНиП по сооружениям гидротехничес­ким транспортным, энергетическим и мелиоративных систем.

Переходы под автомобильными и железными дорогами

8.20. Способы, порядок и сроки производства работ по строительству переходов трубопроводов под автомобильными и железными дорогами должны быть согласованы подрядчиком с организациями, эксплуатирующими эти дороги.

8.21. При прокладке защитного футляра под автомобильными дорогами открытым способом его засыпку в пределах насыпи следует производить минеральным грунтом с послойным трамбованием.

8.22. При прокладке защитного футляра под дорогами необходимо контролировать глубину заложения футляра и его положение в горизонтальной плоскости с учетом допускаемых отклонений оси от проектных положений:

по вертикали — не более 5 % от глубины заложения футляра за пределами насыпи с соблюдением проектного уклона;

по горизонтали — не более 1 % от длины защитного футляра.

Трубная плеть, протаскиваемая через защитный футляр, должна оснащаться опорно-центрирующими устройствами из полимерных материалов

Надземные переходы и надземная прокладка трубопроводов па отдельных участках

8.23. Монтаж перехода следует выполнять в соответ­ствии с проектом производства работ, который должен содержать указания о способе и последовательности мон­тажа, обеспечивающего прочность, устойчивость и не­изменяемость конструкции на всех стадиях монтажа. При этом суммарная величина монтажных напряжений в трубопроводе должна быть не более 90 % нормативно­го предела текучести материала трубы.

8.24. Проект производства работ по сооружению над­земных переходов через судоходные водные препятствия, оросительные каналы, железные и автомобильные доро­ги строительная организация должна согласовывать с соответствующими эксплуатирующими организациями.

8.25. После проведения испытаний трубопровода сле­дует проводить повторный геодезический контроль по­ложения всех элементов конструкции перехода.

8.26. Допускаемые отклонения строительно-разбивочных работ от проектных размеров для балочных перехо­дов и надземной прокладки приведены в табл. 15.

Допускаемые отклонения строительно-разбивочных работ от проектных размеров на арочные, вантовые, шпренгельные переходы должны указываться в проекте.

8.27. Поперечные сварные стыки трубопроводов в процессе монтажа должны выноситься за пределы опор­ной части трубопровода на расстояние не менее 200 мм.

8.28. При замыкании участков надземного трубопро­вода положение монтируемого трубопровода на ригелях опор необходимо определять в зависимости от темпера­туры наружного воздуха в соответствии с проектом.

8.29. Регулировку положения трубопровода на риге­лях опор необходимо проводить во время монтажа. Пос­ле окончания испытания трубопровода при необходимос­ти производится дополнительная регулировка.

8.30. Строительство надземных трубопроводов над горными выработками должно производиться при условии обязательного выполнения специальных мероприятий, указанных в проекте.

Таблица 15

Контролируемый показатель

Допускаемое отклонение, мм

Точность положения осей опоры и трубопровода при выносе в натуру:


вдоль оси трубопровода

±100

поперек оси трубопровода

±50

Отклонения высотной отметки подошвы фунда­мента опоры

±25

Смещение фундамента относительно разбивочных осей

±40

Отклонение головы свай в плане

±50

Отклонение отметки верха сваи

±50

Отклонение центра опоры

±50

Отклонение отметки верха опорной части

±20

Отклонение оси трубопровода от центра опоры:


на продольно-подвижных опорах

±100

на свободно-подвижных опорах с учетом температурного графика (по проекту)

±200

Отклонение трубопровода от геометрической оси на прямолинейных переходах без компенсации температурных деформаций на каждой опоре

±50

Отклонение вылета компенсатора

+1000, —500



9. ПРОКЛАДКА ТРУБОПРОВОДОВ В ОСОБЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Прокладка трубопроводов через болота и обводненные участки

9.1. Болота по характеру передвижения по ним стро­ительной техники делятся на следующие типы:

первый — болота, целиком заполненные торфом, до­пускающие работу и неоднократное передвижение боло­тной техники с удельным давлением 0,02—0,03 МПа (0,2—0,3 кгс/см2) или работу обычной техники с помо­щью щитов, сланей или дорог, обеспечивающих сниже­ние удельного давления на поверхность залежи до 0,02 МПа (0,2 кгс/см2;

второй — болота, целиком заполненные торфом, до­пускающие работу и передвижение строительной техники только по щитам, сланям или дорогам, обеспечивающим снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,01 МПа (0,1 кгс/см2);

третий — болота, заполненные растекающимся тор­фом и водой с плавающей торфяной коркой, допускаю­щие работу только специальной техники на понтонах или обычной техники с плавучих средств.

9.2. Подземная прокладка трубопроводов в зависи­мости от времени года, методов производства работ, сте­пени обводненности, несущей способности грунта и осна­щенности строительного участка оборудованием осущес­твляется следующими способами: укладкой с бермы траншеи или лежневой дороги; сплавом;

протаскиванием по дну траншеи; укладкой в специально создаваемую в пределах боло­та насыпь.

Способ прокладки трубопровода определяется проек­том.

9.3. Прокладку трубопроводов на болотах и обводненных участках следует производить преимущественно в зимнее время после замерзания верхнего торфяного покрова; при этом необходимо предусматривать меро­приятия по ускорению промерзания грунта на полосе до­роги для передвижения машин, а также выполнять ме­роприятия по уменьшению промерзания грунта на поло­се рытья траншеи.

9.4. Для устройства основания и засыпки наземного трубопровода запрещается использовать мерзлый грунт с комьями размером более 50 мм в поперечнике.

9.5. При сооружении подземных трубопроводов на болотах, обводненных участках трассы и участках с высоким уровнем грунтовых вод допускается укладка трубопровода непосредственно на воду с последующим погружением на проектные отметки и закреплением. Методы укладки и конкретные места балластировки таких трубопроводов определяются проектом и уточняют­ся проектом производства работ.

9.6. Засыпка трубопроводов, уложенных в траншею на болотах в летнее время, осуществляется: бульдозера­ми на болотном ходу; одноковшовыми экскаваторами на уширенных гусеницах, перемещающихся по вдольтрассовой дороге; одноковшовыми экскаваторами на сланях с перемещением непосредственно вдоль траншеи; с по­мощью легких передвижных гидромониторов путем смы­ва грунта в траншею, а в зимнее время после промерза­ния грунта—бульдозерами, одноковшовыми экскавато­рами и роторными траншеезасыпателями.

Прокладка трубопроводов в горных условиях

9.7. Работы в горных условиях следует выполнять в период наименьшей вероятности появления на каждом участке производства работ селевых потоков, горных па­водков, камнепадов, продолжительных ливней и снеж­ных лавин.

9.8. На период строительства должны быть органи­зованы службы безопасности, оповещения, аварийно-спасательная, медобслуживания и др. При появлении признаков возможного стихийного бедствия (сель, паво­док, лавина и т.д.) или предупреждении об этом спец­служб люди и машины должны быть немедленно вывезе­ны в безопасное место.

9.9. При работе на продольных уклонах более 15° следует производить анкеровку машин. Количество ан­керов и метод их закрепления определяются проектом.

Допускается работа бульдозера на продольных укло­нах до 35° без анкеровки.

При работе в скальных грунтах на продольных укло­нах более 10° устойчивость экскаваторов должна прове­ряться на скольжение.

9.10. На участках трассы, пересекающих горные реки, русла и поймы селевых потоков, не допускаются разра­ботка траншей, вывозка и раскладка труб и секций тру­бопроводов в задел.

9.11. Направление валки деревьев на склонах крутиз­ной до 15° назначается в зависимости от наклона дерева и способа дальнейшей транспортировки хлыстов.

На склонах крутизной свыше 15° валка деревьев дол­жна производиться только вершиной к подошве склона.

9.12. На уклонах с крутизной более 22°, а в зимнее время более 15° трелевка хлыстов деревьев вдоль склона тракторами не допускается.

9.13. При строительстве трубопроводов на косогорных участках с поперечным уклоном более 8° должны устраиваться полки со съездами и въездами согласно проекту.

Для возможности разъезда встречных машин на пол­ках должны предусматриваться устройства съездов (въе­здов) не реже, чем через 600 м, или уширений протяжен­ностью не менее 15 м.

9.14. В случае появления оползневых процессов или обнаружения несоответствия состава грунта проектным данным во время производства работ все работы необхо­димо прекратить и на место вызвать представителей про­ектной организации и заказчика для принятия соответ­ствующих решений.

9.15. При срезке склонов балок и оврагов разработан­ный грунт должен удаляться в места, предусмотренные проектом.

9.16. Разработку грунта (не требующего предвари­тельного рыхления или после рыхления) при сооружении полок на косогорах с поперечным уклоном от 8 до 18° сле­дует производить бульдозерами; с поперечным уклоном более 18°—одноковшовыми экскаваторами с прямой ло­патой; при необходимости работу экскаватора можно совмещать с работой бульдозера.

9.17. Рыхление скальных грунтов при разработке по­лок следует выполнять взрывами шпуровых зарядов, ис­ключающих возможность появления трещин в породах, прилегающих к месту взрыва.

Масса допустимого эквивалентного заряда одновре­менно взрываемой группы одиночных шпуровых зарядов должна определяться проектом производства работ.

Применение массовых взрывов на выброс для образо­вания полок не допускается.

9.18. Рыхление скальных грунтов взрывами шпуровым методом производится одновременно под траншеи для трубопровода и кабеля связи.

Разработка траншеи под кабель связи производится после засыпки трубопровода.

Крутизна откосов траншей в скальных грунтах уста­навливается проектом.

При производстве взрывных работ по устройству траншей и полок для вторых ниток трубопроводов величину зарядов следует назначать с учетом сейсмического воздействия на действующий трубопровод.

9.19. Разработку траншей на продольных уклонах до 35° в грунтах, не требующих рыхления, следует произво­дить одноковшовыми или роторными экскаваторами, в предварительно разрыхленных грунтах — одноковшовы­ми экскаваторами. При продольных уклонах более 35°— бульдозерами (ширина траншей по дну принимается равной ширине ножа бульдозера) или специальными прие­мами, разрабатываемыми в проекте и в проекте произ­водства работ.

На уклонах более 22° для обеспечения устойчивости одноковшовых экскаваторов их работа допускается при прямой лопате только снизу вверх по склону, ковшом вперед по ходу работ, а при обратной лопате—только сверху вниз по склону, ковшом назад по ходу работ.

Работа роторных экскаваторов должна во всех случа­ях производиться сверху вниз.

9.20. В местах сварки потолочных стыков и захлестов в траншее необходимо устраивать уширения в сторону верхнего откоса косогора, принимая необходимые меры против обрушения стенок траншей.

9.21. Вывозка труб на полки до разработки траншей не допускается.

При расположении отвала грунта из траншей в зоне проезда для обеспечения работы машин должна выпол­няться предварительная планировка отвала по полке.

9.22. При работах по очистке, изоляции и опусканию трубопровода раздельным или совмещенным методом на продольных уклонах свыше 15° должны приниматься ме­ры против продольного смещения трубопровода, трубоук­ладчиков, очистных и изоляционных машин.

Количество трубоукладчиков в колонне при очистке и изоляции трубопроводов на уклонах свыше 30° должно быть не менее чем на 1 трубоукладчик больше по срав­нению с их количеством при нормальных условиях про­изводства работ.

9.23. Сборку и сварку труб и секций трубопроводов в нитку на уклонах до 20° следует производить снизу вверх по склону, подавая трубы или секции сверху вниз, при большей крутизне — на промежуточных горизонтальных площадках или на горизонтальных площадках вершины гор с последующим протаскиванием подготовленной плети трубопровода.

9.24. Сборка и сварка плетей трубопровода на попе­речных лежках, уложенных над траншеей, допускается на участках с крутизной косогора более 18°, где исполь­зование полунасыпи для пропуска механизмов невозмож­но; в этих случаях сварка труб в секции может также производиться на соседних с косогором удобных участ­ках с последующей доставкой секций трубопровода к месту укладки.

Прокладка трубопроводов в тоннелях

9.25. Проходческие и общестроительные работы по устройству тоннелей, а также их временное крепление необходимо производить в соответствии с требованиями главы СНиП по железнодорожным, автодорожным и гидротехническим тоннелям и метрополитенам.

9.26. После производства взрывных работ в тоннелях следует устраивать искусственную вентиляцию.

9.27. Монтаж трубопроводов в тоннелях должен про­изводиться протаскиванием постепенно наращиваемой снаружи тоннеля плети по постоянным или временным опорам.

9.28. Предварительное гидравлическое испытание трубопровода следует производить непосредственно в тоннеле.

Прокладка трубопроводов в просадочных грунтах

9.29. Рытье траншей в грунтах типа II просадочности разрешается после окончания предусмотренных проектом работ, обеспечивающих сток поверхностных вод и пред­отвращение попадания их в траншею как в период строи­тельства, так и в период эксплуатации.

Рытье траншей в грунтах II типа просадочности должно выполняться с расчетом немедленной (не более од­ной смены) укладки и засыпки трубопровода.

9.30. В грунтах I типа просадочности рытье траншей ведется как на обычных непросадочных грунтах.

9.31. Засыпка траншей грунтом II типа просадочности должна производиться с уплотнением до естествен­ной плотности грунта.


Прокладка трубопроводов в барханных песках, на поливных землях и при пересечении соров

9.32. В барханных и грядовых песках по всей ширине строительной полосы должна выполняться планировка с целью удаления подверженных выдуванию частей бар­ханов до уровня межгрядовых понижений, а также обес­печения беспрепятственного прохода строительных колонн и транспортных средств.

Удаляемая часть барханов должна складываться в межгрядовых понижениях вне строительной полосы. Объем планировки устанавливается проектом.

9.33. В сухих сыпучих песках, во избежание заносов траншей, их рытье следует производить с заделом не более чем на одну смену.

9.34. На поливных землях работы, как правило, дол­жны производиться в периоды полного прекращения по­ливов, в другие промежутки времени — по согласованию с землепользователем.

9.35. До начала работ по сооружению трубопроводов на поливных землях должны быть проведены меропри­ятия по предохранению строительной полосы от полив­ных вод, а также по пропуску через нее воды, поступа­ющей из каналов и других сооружений пересекаемой оросительной системы.

9.36. Насыпи на сорах следует возводить в два этапа, сначала на высоту до проектной отметки низа трубы с обеспечением сквозного проезда по насыпи, затем, пос­ле укладки трубопровода в проектное положение, на­сыпь необходимо досыпать до проектной отметки.


Прокладка трубопроводов в вечномерзлых грунтах


9.37. Для производства строительно-монтажных работ должны использоваться машины, как правило, в северном исполнении, предназначенные для работы при низких температурах и в специфических условиях вечномерзлых грунтов.

9.38. При составлении технологических карт (схем) на разработку траншей на конкретных участках необходимо учитывать прочностные свойства вечномерзлых грунтов, параметры траншей, оснащенность землеройной и буровой техникой, ее производительность, а также установленные темпы работ.

9.39. При механической обработке торцов труб под сварку минусовые допуски размеров конструктивных элементов подготавливаемых кромок не допускаются.

При необходимости вварки в трубопровод патрубков (прямых вставок) форма подготавливаемых кромок труб и патрубков должна соответствовать требованиям ГОСТ 16037—80 и технических условий на трубы.

9.40. В проектах производства работ на строительство подводных переходов на участках вечномерзлых грунтов должны быть учтены:

характеристики вечномерзлых грунтов (состав, структура залегания, температурный режим, наличие подземных льдов и термокарстов, наличие наледей и их режим и другие);

состояние вечномерзлых грунтов после оттаивания;

температурный режим района;

мощность, характер и время образования снежного покрова;

толщина, прочность и несущая способность ледяного покрова;

продолжительность летнего периода;

необходимость сохранения растительного покрова на пойменных участках залегания ледонасыщенных грунтов.


10. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ТРУБОПРОВОДОВ ОТ ПОДЗЕМНОЙ КОРРОЗИИ

10.1. Устройство всех установок (сооружений) элек­трохимической защиты трубопроводов и питающих ли­ний электропередачи, а также их включение и наладка должны быть полностью закончены к моменту сдачи трубопровода в эксплуатацию.

10.2. Устройства электрохимической защиты трубо­проводов, предусмотренные проектом, следует включать в работу в зонах блуждающего тока в течение не более месяца после укладки участка трубопровода, а во всех остальных случаях—до начала работы рабочих прие­мочных комиссий.

10.3. Контрольно-измерительные пункты по трассе трубопровода строительная организация должна смон­тировать и опробовать до проверки изоляционного пок­рытия способом катодной поляризации.

10.4. Присоединение перемычек и проводов контроль­но-измерительных пунктов к другим сооружениям, при­соединение дренажного кабеля к токоведущим частям электрифицированного рельсового транспорта (элект­рифицированных железных дорог, трамвая) следует производить при наличии разрешения и в присутствии представителей соответствующих эксплуатирующих ор­ганизаций.

10.5. Кабели и провода, вводимые в установки элек­трозащиты, контрольно-измерительные пункты и другие электрические приборы должны быть маркированы строительно-монтажной организацией в соответствии с проектной документацией.

10.6. Приварку проводов установок электрохимичес­кой защиты и контрольно-измерительных пунктов к тру­бопроводу следует производить:

термитной или электродуговой сваркой к поверхнос­ти трубопровода — для труб с нормативным временным сопротивлением разрыву менее 539 МПа (55 кгс/мм2);

только термитной сваркой с применением медного термита к поверхности трубопровода или электродуговой сваркой к продольным или кольцевым швам — для труб с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более.

10.7. При сооружении установок электрохимической защиты допускаются следующие отклонения от мест их размещения и подключения, предусмотренных проектом:

для катодных станций, электродренажей и глубин­ных анодных заземлений — в радиусе не более 0,5 м; для протекторов и анодных заземлителей, а также места подключения соединительного кабеля к трубопро­воду и контрольно-измерительных пунктов — не более 0.2 м;

места подключения соединительных проводов и дре­нажных кабелей к трубопроводу должны быть не ближе 6 м от мест подключения к нему ближайшего контроль­но-измерительного пункта;

при установке заземлителей, протекторов и укладке соединительных кабелей и проводов в траншее допуска­ется увеличение проектной глубины заложения не бо­лее 0,1 м, уменьшение проектной глубины заложения не допускается.

10.8. По мере готовности строительно-монтажных ра­бот по сооружению системы электрохимической защиты подрядная строительно-монтажная организация должна выполнить:

измерение сопротивления растеканию анодных и за­щитных заземлений, сопротивления кабельных линий, которые не должны превышать проектные значе­ния;

измерение сопротивления изоляции кабеля, которое должно быть не менее проектных и паспортных значе­ний;

проверку электрического контакта контрольно-изме­рительных пунктов;

испытание трансформаторного масла, которое долж­но соответствовать техническим условиям;

проверку стрел провеса проводов воздушных линий электропередач, которые не должны отличаться от про­ектных значений более чем на ±5%.

10.9. Работы по опробованию необходимо осущест­влять в два этапа:

индивидуальное опробование отдельных защитных установок;

комплексное опробование системы электрохимической защиты от коррозии всего объекта в целом.

10.10. Индивидуальное опробование отдельных уста­новок электрохимической защиты должна выполнить по мере завершения их монтажа строительно-монтажная организация в присутствии представителей заказчика и заинтересованных организаций в соответствии с требова­ниями завода-изготовителя и проекта.

10.1l. Индивидуальное опробование следует произ­водить не ранее чем через 8 дней после окончания мон­тажа анодного заземления. В процессе этих работ прове­ряют соответствие фактического значения сопротивле­ния растеканию защитного и анодного заземлений про­ектным значениям и испытывают катодные установки в течение не менее 72 ч. в максимальном режиме.

После 72-часового испытания должно быть провере­но состояние всех узлов и элементов защитной установ­ки, оформлен паспорт на каждую установку и составлен акт приемки оборудования заказчиком.

10.12. Работы по опробованию совместной электро­химической защиты двух и более объектов должна вы­полнять строительно-монтажная организация в присут­ствии представителей заказчика и заинтересованных организаций, при этом должен быть составлен акт на контрольные измерения по проверке отсутствия вредно­го влияния устройств защиты.

10.13. Работы по комплексному опробованию системы электрохимической защиты, производимые для опреде­ления готовности их к вводу в эксплуатацию, осуществ­ляются заказчиком совместно со строительной и други­ми заинтересованными организациями.

10.14. При пуско-наладочных работах для каждой установки электрозащиты необходимо производить:

определение протяженности зоны защиты и потенци­алов “труба—земля” в точке дренажа каждой защит­ной установки при величине тока в соответствии с дан­ными проекта;

определение потенциалов “труба—земля” в точке дренажа и силы тока защитной установки при мини­мальном, максимальном и промежуточном режимах вы­ходного напряжения установки электрозащиты;

оценку влияния работы защитной установки на смеж­ные подземные коммуникации и кабели связи при за­проектированном режиме работы.

10.15. Фактическая протяженность защитной зоны каждой установки электрохимической защиты, опреде­ленная в процессе пуско-наладочных работ для полови­ны ее максимального выходного напряжения, должна быть не менее проектного значения, при этом потенциалы “труба—земля” в точках дренажа должны соот­ветствовать требованиям ГОСТ 9.015—74*.

10.16. После завершения комплексного опробования системы электрохимической защиты от коррозии всего объекта в целом необходимо составить акт рабочей ко­миссии о приемке законченной строительством системы электрохимической защиты с рекомендациями по режи­мам ее эксплуатации.

10.17. Если данные электрохимических измерений свидетельствуют о недостаточном количестве средств электрохимической защиты, недостаточной их мощности, некачественно выполненной изоляции трубопроводов или о невозможности достижения проектных параметров за­щитных установок при полном соблюдении требований рабочих чертежей, то заказчик, проектная организация и генподрядчик во взаимно согласованные сроки должны принять меры по обеспечению требуемой защиты трубо­провода от подземной коррозии.

10.18. Последующую регулировку системы защиты от коррозии всего объекта в целом должна произвести эксплуатирующая организация не ранее чем через 6 мес. после приемки ее в эксплуатацию, но не позднее, чем в течение первого года ее эксплуатации.

11. ОЧИСТКА ПОЛОСТИ И ИСПЫТАНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ

Общие положения

11.1. Магистральные трубопроводы до ввода в экс­плуатацию должны подвергаться очистке полости, испы­танию на прочность и проверке на герметичность.

11.2. В случаях когда для очистки полости трубопро­водов и их испытания используются перекачиваемые про­дукты, в испытаниях должны участвовать соответству­ющие эксплуатирующие организации.

11.3. Очистку полости трубопроводов, а также их ис­пытание на прочность и проверку на герметичность сле­дует осуществлять по специальной инструкции, отража­ющей местные условия работ, и под руководством комис­сии, состоящей из представителей генерального подрядчи­ка, субподрядных организаций, заказчика или органов его технадзора.

При испытании магистральных газопроводов в состав комиссии должен входить представитель органов Госгазнадзора СССР.

Комиссия по испытаниям трубопровода назначается совместным приказом генерального подрядчика и заказ­чика или на основании совместного приказа их вышесто­ящих организаций.

11.4. Специальная инструкция составляется заказчи­ком и строительно-монтажной организацией примени­тельно к конкретному трубопроводу с учетом местных ус­ловий производства работ, согласовывается с проектной организацией и утверждается председателем комиссии.

Специальная инструкция на очистку полости, испыта­ние на прочность и проверку на герметичность магист­ральных газопроводов с использованием природного газа должна быть согласована с Госгазнадзором СССР.

11.5. Специальная инструкция по очистке полости, испытанию магистральных трубопроводов на прочность и проверке на герметичность должна предусматривать:

способы, параметры и последовательность выполне­ния работ;

методы и средства выявления и устранения отказов (застревание очистных устройств, утечки, разрывы и.т.п.);

схему организации связи;

требования пожарной, газовой, технической безопас­ности и указания о размерах охранной зоны.

11.6. Проведение очистки полости, а также испыта­ния трубопроводов на прочность и проверка их на гер­метичность при отсутствии бесперебойной связи не до­пускаются.

11.7. Применение природного газа для очистки поло­сти и испытания магистральных газопроводов допуска­ется только в исключительных случаях по согласованию генподрядчика с Госгортехнадзором России и РАО Газпром.

11.8. Во всех случаях, когда при продувке или испы­тании трубопровода используется природный газ, из трубопровода должен быть вытеснен воздух.

Определяемое газоанализатором содержание кисло­рода в выходящей из трубопровода газовоздушной сме­си должно быть не более 2 %.

Очистка полости трубопроводов

11.9. Полость трубопровода до испытания должна быть очищена от окалины и грата, а также от случайно попавших при строительстве внутрь трубопроводов грун­та, воды и различных предметов.

11.10. Очистка полости трубопроводов выполняется одним из следующих способов:

промывкой с пропуском очистных поршней или пор­шней-разделителей;

продувкой с пропуском очистных поршней, а при не­обходимости и поршней-разделителей;

продувкой без пропуска очистных поршней.

Очистка полости линейной части и лупингов нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктов должна, как правило, выполняться продувкой воздухом с пропуском ерша-разделителя.

11.11. Очистка полости подземных трубопроводов дол­жна производиться после укладки и засыпки; назем­ных — после укладки и обвалования; надземных — после укладки и крепления на опорах.

11.12. На трубопроводах, монтируемых без внутрен­них центраторов, следует производить предварительную очистку полости протягиванием очистных устройств в процессе сборки трубопроводов в нитку.

11.13. Промывке с пропуском очистных поршней или поршней-разделителей следует подвергать трубопроводы, испытание которых предусмотрено в проекте гидравли­ческим способом.

11.14. При промывке трубопроводов перед очистными поршнями или поршнями-разделителями должна быть залита вода в объеме 10—15% объема полости очища­емого участка. Скорость перемещения очистных поршней или поршней-разделителей при промывке должна быть не менее 1 км/ч.

11.15. Продувке с пропуском очистных поршней дол­жны подвергаться трубопроводы диаметром 219 мм и бо­лее, укладываемые подземно и наземно.

11.16. При продувке очистные поршни пропускаются по участкам трубопровода протяженностью не более, чем расстояние между линейной арматурой под давлением сжатого воздуха или газа, поступающего из ресивера (баллона), создаваемого на прилегающем участке.

Давление воздуха (или газа) в ресивере при соотно­шении длин ресивера и продуваемого участка 1:1 опре­деляется по табл. 16.

Таблица 16

Условный диаметр трубопровода, мм

Давление в ресивере, МПа(кгс/см2)


для трубопроводов, очищенных протягиванием очистных устройств

для трубопроводов, не очищенных протягиванием очистных устройств

До 400

0,6(6)

1,2(12)

От 5ОО до 800

0.5(5)

1(10)

От 1000 до 1400

0,4(4)

0,8(8)

11.17. На трубопроводах, монтируемых на опорах, продувка должна проводиться с пропуском поршней-разделителей. Поршни-разделители следует пропускать под давлением сжатого воздуха или природного газа со скоростью не более 10 км/ч по участкам протяжен­ностью не более 10 км. После пропуска поршней-разде­лителей окончательное удаление загрязнений должно быть выполнено продувкой без пропуска очистных уст­ройств путем создания в трубопроводе скоростных потоков воздуха (или газа).

11.18. Продувке без пропуска очистных поршней подвергаются трубопроводы диаметром менее 219 мм скоростными потоками воздуха или газа, подаваемыми из ресивера, созданного на прилегающем участке.

Давление воздуха или газа в ресивере при соотно­шении длин ресивера и продуваемого участка не менее 2:1 определяется по табл. 16.

Протяженность участка трубопровода, продуваемого без пропуска очистных поршней, не должна превышать 5 км.

11.19. Очистка полости переходов через водные прег­рады должна производиться путем пропуска эластич­ных поршней-разделителей следующим образом:

на газопроводах — промывкой, осуществляемой в процессе заполнения водой для предварительного гидравлического испытания, или продувкой, осуществляемой до испытания переходов;

на нефтепроводах — промывкой, осуществляемой в процессе заполнения трубопровода водой для гидрав­лического испытания переходов.

11.20. Продувка считается законченной, когда после вылета очистного устройства из продувочного патрубка выходит струя незагрязненного воздуха или газа.

Если после вылета очистного устройства из трубо­провода выходит струя загрязненного воздуха или газа, необходимо провести дополнительную продувку участка.

Если после вылета очистного устройства из продувоч­ного патрубка выходит вода, по трубопроводу дополни­тельно следует пропустить поршни-разделители.

11.21. При продувке трубопровода пропуск и выпуск загрязнений и очистных поршней через линейную арма­туру запрещаются.

11.22. При застревании в трубопроводе в процессе продувки или промывки очистного устройства это уст­ройство должно быть извлечено из трубопровода и учас­ток трубопровода подлежит повторной продувке или промывке.

11.23. После очистки полости трубопровода любым из указанных способов на концах очищенного участка следует устанавливать временные инвентарные заглушки.

Испытание трубопроводов

11.24. Испытание магистральных трубопроводов на прочность и проверку на герметичность следует произ­водить после полной готовности участка или всего тру­бопровода (полной засыпки, обвалования или крепления на опорах, очистки полости, установки арматуры и приборов, катодных выводов и представления исполни­тельной документации на испытываемый объект).

11.25. Испытание трубопроводов на прочность и про­верку на герметичность следует .производить гидрав­лическим (водой, незамерзающими жидкостями) или пневматическим (воздухом, природным газом) спосо­бом для газопроводов и гидравлическим способом для нефте- и нефтепродуктопроводов.

Испытания газопроводов в горной и пересеченной местности разрешается проводить комбинированным способом (воздухом и водой или газом и водой).

Гидравлическое испытание трубопроводов водой при отрицательной температуре воздуха допускается только при условии предохранения трубопровода, линейной арматуры и приборов от замораживания.

11.26. Способы испытания, границы участков, вели­чины испытательных давлений и схема проведения ис­пытания, в которой указаны места забора и слива воды, согласованные с заинтересованными организациями, а также пункты подачи газа и обустройство временных коммуникаций определяются проектом.

Протяженность испытываемых участков не ограни­чивается, за исключением случаев гидравлического ис­пытания и комбинированного способа, когда протяжен­ность участков назначается с учетом гидростатического давления.

11.27. В зависимости от категорий участков трубо­проводов и их назначения этапы, величины давлений и продолжительность испытаний трубопроводов на проч­ность и проверки их на герметичность следует прини­мать в соответствии с табл. 17.

Примечание. Линейная часть и лупинги нефтепроводов, газопроводов и нефтепроводов должны подвергаться циклическому гидравлическому испытанию на прочность (в исключительных случаях проведение испытаний газопроводов на прочность допускается газом) и проверке на герметичность (газопроводы испытывают газом). При этом количество циклов должно быть не менее трех, а величины испытательного давления, в каждом цикле должны изменяться от давления, вызывающего в металле трубы напряжение 0,9-0,75 предела текучести.

Общее время выдержки участка трубопровода под испытательным давлением, без учета времени циклов снижения давления и времени восстановления должно быть не менее 24 ч.

Время выдержки участка под испытательным давлением до первого цикла снижения давления должно быть не менее 6 ч.

Время выдержки участка под испытательным давлением между циклами снижения давления должно быть не менее 3 ч.

Время выдержки участка под испытательным давлением после ликвидации последнего дефекта или последнего цикла снижения давления должно составлять не менее 3 ч.

11.28. Подвергаемый испытанию на прочность и проверке на герметичность магистральный трубопровод следует разделить на отдельные участки, ограниченные заглушками или линейной арматурой.

Линейная арматура может быть использована в качестве ограничительного элемента при испытании в случае, если перепад давлений не превышает максималь­ной величины, допустимой для данного типа арма­туры.

11.29. Проверку на герметичность участков всех ка­тегорий трубопроводов необходимо производить после испытания на прочность и снижения испытательного давления до максимального рабочего, принятого по проекту.

11.30. При пневматическом испытании заполнение трубопровода и подъем давления в нем до испытатель­ного (Рисп) должны вестись через полностью открытые краны байпасных линий при закрытых линейных кра­нах.

Таблица 17


Категория участка


Назначение участков


Этапы испытания на прочность и проверки на герметичность


Давление


Продолжительность, ч


магистральных трубопроводов


при испытании на прочность


при

при испытании на прочность


при




гидравлическим способом


поверке на герме-

гидравлическим

пневма- тичес-

провеке на герметич-




в верх­ней точке (не менее)

в ниж­ней точке

пневматическим способом

тичность

способом

ким спосо-бом

ность











В

Газопроводы внутри зданий и в пределах террито-рий компрессор-ных и распредели-тельных станций, станции подзем-ного хранения газа, а также трубопроводы топливного и пускового газа

После укладки и засыпки или крепления на опорах (при технической возможности с подключенными агрегатами и аппаратами)

_

Рзав (В)

Не испыты-ваются

Давление при проверке на герметич-ность принимает-ся равным Рраб

24

_

Продолжи-тельность проверки на герметичность прини-мается в соответств-ии с п.2 примечаний

В, I

Переходы нефте- и нефтепродуктопроводов через водные преграды и прилегающие прибрежные участки

Первый этап- после сварки на стапеле или площадке, но до изоляции (только участки, укладываемые с помощью подводно-технических средств)

_

Рзав (В) или

Р зав(I)

То же

То же

6

_

То же



Второй этап- после укладки ,но до засыпки










для трубопроводов категории В

1,5 Р раб

Рзав (В)

””

””

12

-

””



для трубопроводов катего-рии I

1,25 Р раб

Рзав (I)

””

””

12

-

””



Третий этап - одновременно с прилегающими участками категорий:










I - II

1,25 Р раб

Рзав (I-II)

””

””

24

-

””



III - IV

1,1 Р раб

Рзав (III-IV)

””

””

24

-

””

I

Нефте- и нефте- продуктопроводы внутри зданий и в пределах террито-рий перекачива-ющих насосных станций

После укладки и засыпки или крепления на опорах (при технической возможности с подключенными агрегатами и аппаратами)

_

Рзав(I)

””

””

24

_

””

I

Узлы подключения перекачивающих насосных и

Первый этап - после укладки и засыпки или крепления на опорах

_

Рзав(I)

””

””

24

_

””


компрессорных станций, всасы-вающие и нагне-

Второй этап - одновременно с прилегающими участками категорий:









тающие трубо-

I - II

1,25 Р раб

Рзав (I-II)

””

””

24

-

””


проводы, а также узлы пуска и приема очистных устройств между охранными кра-нами газопроводов или между за-движками нефте- и нефтепродукто-проводов

III - IV

1,1 Р раб

Рзав (III-IV)

””

””

24

-

””

I

Переходы магист-ральных газопро-водов через вод-ные преграды и прилегающие

Первый этап -после сварки на стапеле или на площадке, но до изоляции (только участки, укладываемые с помощью подводно-технических средств)

--

Рзав(I)

””

””

6

--

””


прибрежные участки

Второй этап -после укладки, но до засыпки

1,25 Р раб

Рзав(I)

1,1 Р раб

””

12

12

””



Третий этап - одновременно с прилегающими участками категорий:










I-II

1,25 Р раб

Рзав(I-II)

1,1 Р раб

””

24

12

””



III-IV

1,1 Р раб

Рзав(II-III)

1,1 Р раб

””

24

12

””

I

Переходы через железнодорожные и автомобильные

Первый этап - до укладки и засыпки или крепления на опорах

--

Рзав(I)

Не испыты-ваются

””

24

--

””


дороги; пересе-чения с воздуш- ными линиями

Второй этап - одновременно с прилегающими участками категорий:









электропередачи напряжением 500 кВ и более

I-II

1,25 Р раб

Рзав(I-II)

1,1 Р раб (только газопро-воды)

””

24

12

””



III-IV



То же

””

24

12

””

I, II

Переходы газо-, нефте- и нефте-продуктопроводов через болота III типа

Одновременно с прилегающими участками категорий (если требования об испытании в два этапа специально не оговорены проектом):










I-II

1,25 Р раб

Рзав(I-II)

””

””

24

--

””



III-IV

1,1 Р раб

Рзав(II-IV)

””

””

24

12


I, II

Участки нефте- и нефтепродуктопроводов протяжен-

Первый этап - после укладки и засыпки или крепления на опорах

1,25 Р раб

Рзав(I-II)

Не испыты-ваются

””

24

--

””


ностью не менее расстояния между соседними линей-ными задвижками

Второй этап - одновременно с прилегающими участками категорий










I-II

1,25 Р раб

Рзав(I-II)

То же

””

24

--

””



III-IV

1,1 Р раб

Рзав (III-IV)

Не испыты-ваются

””

24

--

””

II, III, IV

Участки трубопроводов, кроме указанных выше

--

1,1 Р раб

Рзав (III-IV)

1,1 Р раб (только газопро-воды)

””

24

12

””

II-IV

Трубопроводы или их участки, построенные из цельнотянутых труб

--

1,25 Р раб

1,5 Р раб, но не выше Рзав

1,1 Р раб (только газопро-воды)

””

24

12

””











Примечания: 1. Индексами обозначены следующие величины: Рзав(В), Рзав(I), Рзав(III-IV) - гарантированные заводом испытательные давления без учета осевого подпора, определяемые по ТУ на трубы, уложенные на участках категорий; Р раб - рабочее (нормативное) давление, устанавливаемое проектом.

2. Продолжительность проверки на герметичность определяется временем, необходимым для тщательного осмотра трассы с целью выявления утечек, но не менее 12 ч.

3. При совместном испытании на прочность участков I(II) с участками III(IV) категорий нижняя точка принимается на участке III(IV) категории, при этом испытательное давление в любой точке этих участков не должно превышать величины заводского испытательного давления.

4. Временные трубопроводы для подключения наполнительных, опрессовочных агрегатов и компрессоров должны быть предварительно подвергнуты гидравлическому испытанию на рабочее давление с коэффициентом 1,25 (испытываемы трубопроводов).


Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3    |    Часть 4




Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Все СНиПы >>    СНиПы «Полезное >>



Смотрите также: Каталог «Полезное» >>
Компании «Полезное» >>
Статьи (473) >>
ГОСТы (1431) >>
СНиПы (45) >>
СанПиНы (2) >>
Нормативные документы (9) >>
ВСН (12) >>
Задать вопрос в форуме >>
Подписка на рассылки >>
Copyright © 1999-2024 ВашДом.Ру - проект группы «Текарт»
По вопросам связанным с работой портала вы можете связаться с нашей службой поддержки или оставить заявку на рекламу.
Политика в отношении обработки персональных данных
наверх