Все СНиПы >> СНиПы«Полезное»

Часть 1    |    Часть 2

СНиП IV-4-84 от 1984-10-01 Правила определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции, и сметных цен на перевоз

СНиП IV-4-84

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНЫХ ЦЕН НА МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ

И КОНСТРУКЦИИ И СМЕТНЫХ ЦЕН НА ПЕРЕВОЗКИ

 ГРУЗОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

    

Дата введения 1984-10-01

РАЗРАБОТАНЫ НИИЭС Госстроя СССР.

ИСПОЛНИТЕЛИ - инженеры Ю.И.Малиманов (руководитель), Г.В.Буданов, Н.И.Денисов, А.А.Жук, Л.Н.Крылов (Госстрой СССР), канд. экон. наук, Б.И.Колтун, докт. экон. наук Г.М.Хайкин (НИИЭС Госстроя СССР).

ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12 сентября 1984 г.  № 162.

ВЗАМЕН СНиП IV-4-65.    

Настоящие строительные нормы и правила устанавливают основные правила определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции* и сметных цен на перевозки грузов для строительства. В главе приводятся:

______________

* Материалы, изделия и конструкции именуются в дальнейшем "материалы".

общие положения;

порядок учета оптовых цен при разработке сметных цен на материалы;

порядок определения сметных затрат на тару, упаковку и реквизит;

порядок учета наценок снабженческо-сбытовых организаций при разработке сметных цен на материалы;

порядок определения сметных цен на перевозки грузов для строительства;

порядок учета заготовительно-складских расходов при разработке сметных цен на материалы.

Обязательными отдельными приложениями* к настоящей главе являются:

_______________

* Издаются отдельными сборниками.

сборники средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, а также дополнения к этим сборникам;

Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства и дополнения к Сборнику;

Сборник средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним, а также дополнения к Сборнику.

1. Общие положения

1.1. Сметные цены на материалы для строительства составляются франко-приобъектный склад строительной площадки и на установленную единицу измерения включают следующие элементы стоимости:

а) оптовую цену;

б) стоимость тары, упаковки и реквизита;

в) наценки снабженческо-сбытовых организаций;

г) стоимость транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ;

д) заготовительно-складские расходы.

В качестве приобъектного склада при определении сметной стоимости строительства принимается предусмотренная проектом организации строительства:

для материалов открытого хранения - площадка, используемая для их размещения на территории строительства объекта (здания, сооружения);

для остальных материалов - склад (место складирования) их для данного объекта (здания, сооружения).

Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм на строительные конструкции и работы и расценок на монтаж оборудования.

Примечание. В случае, когда элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы предусматривают доставку отдельных материалов от каких-либо других пунктов, стоимость их перевозки от поставщиков в составе сметных цен должна определяться до этих пунктов.

1.2. Сметные цены на материалы предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ. Эти цены применяются при разработке единичных расценок на строительные конструкции и работы, расценок на монтаж оборудования, прейскурантов на строительство зданий и сооружений, укрупненных сметных норм на здания и сооружения, укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ и других сметных нормативов, а также при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

Не допускается использование сметных цен на материалы для других целей, в частности, для производственного планирования и списания затрат на материалы на производство строительно-монтажных работ.

1.3. Материалы, на которые разрабатываются сметные цены, подразделяются на две основные группы: местные и привозные.

К местным материалам относятся: железобетонные и бетонные изделия, бетон и раствор, строительный кирпич (керамический, силикатный и др.), камень (бутовый, булыжный, туфовый и др.), щебень (каменный, кирпичный, туфовый и др.), гравий, песок (речной, горный, шлаковый и др.), материалы для дорожных работ (асфальтобетонные смеси, брусчатка, плиты для тротуаров, бордюр и др.), растительная земля, деревья, вода и некоторые другие.

К привозным относятся остальные материалы, используемые в процессе выполнения строительных и монтажных работ.

1.4. На местные материалы разрабатываются для:

неспециализированного строительства - сметные цены общеотраслевого назначения, устанавливаемые по принципу зональных сметных цен, как правило, отдельно для условий промышленно-гражданского строительства и строительства в сельской местности*;

_______________

* В областях, краях, а в отдельных случаях и в союзных республиках, где имеются необходимые производственно-экономические условия для перехода на систему расчетов за поставки местных материалов по ценам франко-строительная площадка (ФСП), могут устанавливаться сметные цены единого уровня.

В отдельных областях, краях и союзных республиках, не имеющих областного деления, могут устанавливаться единые областные (республиканские) базисные сметные цены на местные материалы, исходя из среднего по области (республике) размера транспортных затрат. При этом различия в уровне транспортных затрат в пределах области (республики) учитываются разрабатываемыми для соответствующих зон коэффициентами к сметной стоимости строительно-монтажных работ.

специализированного строительства (в том числе линейного) - ведомственные сметные цены;

отдельных крупных строек, по которым условия поставки местных материалов не учтены соответственно в сметных ценах общеотраслевого назначения и ведомственных сметных ценах, - построечные сметные цены.

Для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, при разработке сметных цен на материалы учитывается специфика осуществления строительства и формирование схем перевозки материалов для строек, расположенных в этих районах.

1.5. Разработка сметных цен на материалы должна производиться в следующем порядке.

1.5.1. На первом этапе разработки определяются исходные данные об условиях и расстояниях перевозки материалов (потребность в материалах, источники ее покрытия, балансовые расчеты производства и потребления материалов в соответствующих районах, транспортные схемы поставки материалов с учетом рационально сложившихся условий и расстояний их перевозки).

Для привозных материалов условия и расстояния перевозки определяются по областям, краям, автономным республикам и союзным республикам, не имеющим областного деления, на основе данных соответствующих территориальных органов Госснаба СССР, министерств и ведомств.

По методам определения транспортных схем привозные материалы следует подразделить на три основные группы:

I - материалы, поставляемые территориальными органами Госснаба СССР;

II - материалы, поставляемые предприятиями строительных и специализированных министерств;

III - материалы, используемые в специализированном строительстве.

К группе I относятся привозные материалы, по которым при разработке транспортных схем должно учитываться использование прогрессивной формы обеспечения строительства материальными ресурсами, предусматривающей осуществление поставок в полном объеме территориальными органами Госснаба СССР, министерств и ведомств, независимо от условий поставки, сложившихся в отдельных областях, краях, автономных и союзных республиках. Для этой группы материалов размер транспортных расходов следует определять на основе складских наценок снабженческо-сбытовых организаций территориальных органов Госснаба СССР, утвержденных в установленном порядке.

К группам II и III относятся привозные материалы, по которым при разработке транспортных схем должны приниматься сложившиеся по данным министерств и ведомств, осуществляющих строительство, условия их поставки от предприятий-изготовителей до районов потребления в областях, краях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления.

Данные об условиях и расстояниях перевозки местных материалов должны определяться:

для сметных цен общеотраслевого назначения - по строительным кустам*, как правило, отдельно для промышленно-гражданского строительства и строительства в сельской местности;

_______________

* "Строительный куст" - группа строек, расположенных в определенном населенном пункте или административном районе.

для ведомственных сметных цен - по кустам (районам) специализированного строительства;

для построечных сметных цен - по отдельным крупным стройкам.

При определении указанных исходных данных по местным материалам следует принимать сложившиеся схемы перевозки грузов от предприятий-изготовителей до строительных кустов, кустов (районов) специализированного строительства и отдельных крупных строек.

Транспортные схемы, в зависимости от вида франко, принятого в оптовых ценах на материалы, должны учитывать условия и расстояния их транспортировки последовательно от предприятия-поставщика до станции (порта, пристани) отправления; от станции (порта, пристани) отправления до станции (порта, пристани) назначения; от станции (порта, пристани) назначения до приобъектного склада строительной площадки, а при прямых перевозках - от предприятия-поставщика до приобъектного склада строительной площадки.

Транспортные схемы перевозки местных материалов, как правило, не должны учитывать использование перевалочных баз (складов), за исключением смешанных перевозок, при которых использование прирельсовых (припортовых складов) обусловлено технологией перевозки и хранения грузов.

В случае, когда по местным условиям, в виде исключения, доставка местных материалов производится с использованием промежуточных баз (складов), дополнительные транспортные затраты, обоснованные проектом организации строительства или другим заменяющим его документом, должны учитываться в виде коэффициентов непосредственно в сметах на строительство.

1.5.2. На втором этапе разработки следует выполнить расчеты сметных цен на материалы по определению размеров транспортных расходов согласно установленной форме типовой калькуляции:

при составлении сметных цен на привозные материалы - по областям, краям, автономным республикам, союзным республикам, не имеющим областного деления;

при составлении соответствующих видов сметных цен на местные материалы (сметные цены общеотраслевого назначения, ведомственные сметные цены, построечные сметные цены) - по строительным кустам, кустам (районам) специализированного строительства, отдельным крупным стройкам.

1.5.3. На третьем этапе разработки сметных цен на материалы должны быть определены сметные цены согласно установленной форме типовой калькуляции.

Разработке сметных цен должно предшествовать выполнение расчетов по установлению территориальных районов, по которым следует устанавливать сметные цены на привозные материалы, и зон (районов), по которым следует устанавливать сметные цены на местные материалы (кроме построечных сметных цен).

Номенклатура материалов, для которых должны разрабатываться сметные цены, принимается в соответствии с усредненными техническими характеристиками, приведенными в приложении к настоящей главе. Технические характеристики материалов определены путем усреднения параметров и потребительских свойств отдельных видов материалов, входящих в группу, или на основе специфицированных характеристик материалов-представителей, предусмотренных элементными сметными нормами на строительные конструкции и работы.

По материалам, на которые указанные технические характеристики в элементных сметных нормах на строительные конструкции и работы не приведены, и, вследствие этого, отсутствуют соответствующие данные в справочном приложении к настоящей главе, номенклатура материалов при составлении сметных цен должна устанавливаться проектными институтами с использованием прейскурантов оптовых цен, утвержденных в установленном порядке.

1.5.4. На четвертом этапе разработки сметных цен на материалы должны быть составлены сборник средних районных сметных цен на привозные материалы и сборник сметных цен на местные материалы.

1.5.5. Разработка сметных цен на материалы для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, должна выполняться в порядке, изложенном в подпунктах 1.5.1-1.5.4.

По методам разработки сметных цен материалы подразделяются на три группы:

I - привозные материалы по номенклатуре Сборника средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним (кроме строительных стальных конструкций, конструкций из алюминиевых сплавов, деревянных изделий, арматуры товарной для монолитных железобетонных конструкций, лепных изделий, литых конструкций промышленных печей и труб);

II - местные материалы;

III - строительные стальные конструкции, конструкции из алюминиевых сплавов, деревянные изделия, арматура товарная для монолитных железобетонных конструкций, лепные изделия, литые конструкции промышленных печей и труб.

1.5.6. Сметные цены на привозные материалы для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, отнесенные к группе I, разрабатываются для базисных пунктов и учитывают доставку материалов на расстояние до 10 км. Для строек, расположенных от базисных пунктов на расстоянии, превышающем предусмотренные в сметных ценах, должны применяться коэффициенты, учитывающие дополнительные затраты по доставке материалов от базисных пунктов по приобъектного склада строек.

Сметные цены на местные материалы разрабатываются в порядке, изложенном в настоящей главе СНиП.

Разработка сметных цен на привозные материалы, отнесенные к группе III, может производиться как для базисных пунктов, так и в порядке, аналогичном принятому для местных материалов.

2. Порядок учета оптовых цен при разработке сметных цен

на материалы

2.1. Отпускные цены, учитываемые в сметных ценах на материалы, должны приниматься по прейскурантам оптовых цен, принятым для исчисления сметной стоимости строительства на определенный период.

2.2. Оптовые цены при разработке сметных цен на материалы должны приниматься по районам производства или районам потребления материалов с учетом принятого для них вида франко. При оптовых ценах франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления или франко-транспортные средства на территории предприятия-поставщика, или франко-склад предприятия-поставщика должны приниматься при разработке сметных цен на материалы оптовые цены, установленные для пояса (района) местонахождения завода (предприятия)-поставщика. При оптовых ценах франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) назначения следует принимать оптовые цены, установленные для пояса (района) местонахождения строительства.

2.3. Плотность, размеры, сортность и другие параметры материалов при составлении сметных цен должны приниматься в соответствии с усредненными техническими характеристиками, предусмотренными в приложении к настоящей главе, а для материалов, на которые усредненные технические характеристики не предусмотрены, - по части IV Сборника средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции и действующим ГОСТам и техническим условиям.

2.4. Надбавки (скидки) к оптовым ценам, учитывающие качество и потребительские свойства материалов, должны учитываться в порядке и размерах, предусмотренных прейскурантами оптовых цен.    

3. Порядок определения сметных затрат на тару, упаковку и реквизит

3.1. В сметных ценах на материалы должна быть предусмотрена стоимость тары, упаковки и реквизита, если она не учтена оптовыми ценами.

3.2. Стоимости, указанные в п. 3.1, должны определяться в размерах, учитывающих многоразовое использование тары при перевозке материалов, а также контейнеров, поддонов и пакетов при транспортировке кирпича и других материалов.

Сметные цены на тару, упаковку и реквизит должны также учитывать затраты, связанные с ремонтом, обратной доставкой тары (контейнеров, поддонов и др.) поставщикам и ее износом, а при реализации тары, упаковки и реквизита получателем продукции - их возвратную стоимость.

3.3. Стоимость тары, упаковки и реквизита должна определяться по сметным ценам, приведенным в Сборнике сметных цен на перевозку грузов для строительства. В случае, когда на отдельные виды (разновидности) материалов отсутствует утвержденная в установленном порядке сметная цена на тару, упаковку и реквизит, величина указанных затрат должна приниматься по аналогичным материалам, и только в случае, когда такая возможность отсутствует, - по плановым калькуляциям.

3.4. Сметные цены на тару, упаковку и реквизит для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, принимаются в повышенных размерах, в соответствии с действующими указаниями по этому вопросу.

3.5. Расходы по доставке материалов определяются с учетом массы брутто. Коэффициенты перехода от массы нетто к массе брутто должны приниматься по данным, приведенным в Сборнике сметных цен на перевозки грузов для строительства.

4. Порядок учета наценок снабженческо-сбытовых организаций

при разработке сметных цен на материалы

4.1. Наценки снабженческо-сбытовых организаций при разработке сметных цен на привозные материалы должны приниматься:

по материалам, отнесенным к группе I, - с учетом одной складской наценки, взимаемой снабженческо-сбытовыми организациями с потребителей при реализации продукции с баз (складов) территориальных органов Госснаба СССР, министерств и ведомств, находящихся в районе (области) осуществления строительства или другой области;

по материалам, отнесенным к группам II и III, - с учетом складских наценок только в тех случаях, когда поставка материалов производится через базы (склады) снабженческо-сбытовых организаций.

При составлении сметных цен на местные материалы наценки снабженческо-сбытовых организаций, как правило, не учитываются.

В районах, где на снабженческо-сбытовые организации возложены функции гарантированного комплексного снабжения строительных организаций всеми видами материалов, включая местные, учитывается надбавка к оптовым ценам в размере 0,2%.

4.2. При разработке сметных цен на материалы для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, должны учитываться наценки снабженческо-сбытовых организаций по материалам, в том числе отнесенным к группе местных материалов, которые завозятся через базы (склады) территориальных органов Госснаба СССР, министерств и ведомств.

5. Порядок определения сметных цен на перевозки грузов

для строительства

5.1. Сметная стоимость транспортировки материалов должна определяться по сметным ценам на железнодорожные, автомобильные, тракторные и речные перевозки в соответствии со Сборником сметных цен на перевозки грузов для строительства. Стоимость доставки материалов морским транспортом должна определяться по тарифам, утвержденным для соответствующих пароходств.

5.2. Сметные цены на автомобильные перевозки грузов для строительства определяются на основании единых республиканских тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Сметные цены на автомобильные перевозки должны приниматься в зависимости от класса груза и расстояний их перевозки. При перевозке строительных грузов, не приведенных в тарифной классификации, сметные цены следует принимать по классу грузов, соответствующему уровню использования грузоподъемности автомобиля.

5.3. Сметные цены на перевозки грузов тракторами для строительства, осуществляемого в сельской местности (кроме городов районного подчинения, поселков городского типа и рабочих поселков), имеющей слабо развитую сеть усовершенствованных автомобильных дорог, определяются на основании республиканских тарифов на тракторные перевозки.

5.4. Сметные цены на железнодорожные перевозки грузов для строительства определяются на основании Тарифного руководства Министерства путей сообщения. В сметных ценах учитываются перевозки материалов грузовой скоростью по путям общего пользования.

Весовые нормы загрузки подвижного состава определяются на основании Технических условий погрузки и крепления грузов, утвержденных Министерством путей сообщения, а на грузы, не предусмотренные в этом документе, - по схемам погрузки и крепления грузов, согласованным с отделениями (управлениями) железных дорог.

5.5. Сметные цены на перевозки грузов речным транспортом должны устанавливаться на основании тарифов на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом.

Стоимость перевозки материалов, осуществляемой флотом, принадлежащим строительным организациям, учитывается в сметных ценах на материалы по плановым калькуляциям.

5.6. Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при перевозке материалов для строительства по железным дорогам, автомобильным и речным транспортом разрабатываются исходя из принятых способов выполнения погрузочно-разгрузочных работ, учитывающих применение современных машин и прогрессивной технологии. Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы должны учитывать нормативный размер затрат, включая подноску, сортировку и штабелировку материалов и другие расходы. Указанные сметные цены устанавливаются по основным группам материалов отдельно для железнодорожных, автомобильных и речных перевозок.

Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках должны устанавливаться для строек, расположенных в районах с коэффициентом к заработной плате, равным 1. Для других районов применяются установленные коэффициенты к сметным ценам на погрузочно-разгрузочные работы.

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ определяется по сметным ценам, приведенным в Сборнике сметных цен на перевозки грузов для строительства.

При перевозке строительных грузов тракторами стоимость погрузочно-разгрузочных работ определяется по сметным ценам для автомобильных перевозок.    

6. Порядок учета заготовительно-складских расходов при разработке

сметных цен на материалы

6.1. В составе сметной цены должны учитываться заготовительно-складские расходы, предназначенные для покрытия затрат строительных организаций на содержание заготовительного аппарата (конторы и отделы снабжения, управления производственно-технологической комплектации строительно-монтажных трестов и управлений) и материальных базисных, участковых и приобъектных складов, а также расходов, связанных с трудноустранимыми потерями и порчей материалов при их транспортировке и хранении на складах. Эти расходы учитываются в процентах сметной стоимости материалов франко-приобъектный склад по нормам, утверждаемым Советом Министров СССР.

 

Часть 1    |    Часть 2




Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Все СНиПы >>    СНиПы «Полезное >>



Смотрите также: Каталог «Полезное» >>
Компании «Полезное» >>
Статьи (473) >>
ГОСТы (1431) >>
СНиПы (45) >>
СанПиНы (2) >>
Нормативные документы (9) >>
ВСН (12) >>
Задать вопрос в форуме >>
Подписка на рассылки >>
Copyright © 1999-2024 ВашДом.Ру - проект группы «Текарт»
По вопросам связанным с работой портала вы можете связаться с нашей службой поддержки или оставить заявку на рекламу.
Политика в отношении обработки персональных данных
наверх