Российский рынок входных дверей в качестве самостоятельного сегмента начал формироваться в 80-90-х годах двадцатого века. Реакцией на спрос стало появление на рынке, стальных дверей отечественного производства, которые имели довольно примитивные конструкции. Эти двери не имели противосъемных штырей, внутреннего утеплителя, уплотнителей по притвору, замки применялись самые простенькие, не приспособленные к стальным дверям, да и дизайн оставлял желать лучшего.
В середине 90-х повальная мода на эти двери охватила всю Россию. При этом не уделялось внимания на самое важное – технологические и технические тонкости. Двери были предельно ненадежными, малоустойчивыми к криминальному вскрытию. Они представляли собой раму из уголка, каркас из металлопроката, в основном труб или уголка, с нулевыми замками и простейшими петлями, грубо приваренным одним- двумя листами металла и минимумом вариантов отделки. Продавались такие двери только по объявлениям в газетах, с постоянно меняющимися диспетчерами (из-за нежелания нести ответственность за брак и рекламации). При этом дешевизна подобных дверей - тоже рекламный трюк. При окончательном расчете стоимость двери всегда возрастала в 2-3 раза за счет дополнительных работ, стоимости установки, мелких модификаций этого куска металлолома. Но, даже, несмотря на несовершенство конструкций, эти двери были надежнее, чем типовые деревянные и пользовались постоянным, устойчивым спросом.
Затем в середине 90-х годов, на рынке появились стальные двери западных производителей, имеющие современные конструкции, которые могли обеспечивать намного более эффективную защиту. Эти двери получили некоторое распространение, на голову превосходя отечественные предложения той поры. Но это были двери из абсолютно другой ценовой группы, недоступные большинству Россиян.
Это подтолкнуло отечественных производителей к выпуску конкурентоспособного товара. У ряда отечественных фирм, на сегодняшний день, продукция не уступает западным аналогам.
В настоящее время на рынке представлены различные модели дверей российских и зарубежных производителей разной комплектации, стиля, цены.
Объем потребления стальных дверей в Московском регионе в 2007 году оценивается на уровне около 1 млн. дверей, что выше потребления в 2006 году на 5,9%.
Оценка объемов потребления стальных дверей на рынке г. Москвы и Московской области в 2006-2007 гг., тыс.дверей
Источник: на основе оценки производителей, ФТС РФ
Уровень потребления стальных дверей на московском рынке в 2007 году оценивается на уровне 58 деверей на 1 тыс.населения, что выше уровня 2006 года на 5,7%.
Уровень потребления стальных дверей на рынке г. Москвы и Московской области в 2006-2007 гг.
Показатель | Единица измерения | Значение | |
2006 год | 2007 год (оценка) | ||
Объем потребления стальных дверей | тыс.шт. | 930 | 985 |
Численность населения | тыс.чел. | 17053 | 17088 |
Уровень потребления стальных дверей | дверей/тыс.населения | 55 | 58 |
Источник: на основе данных Росстат, оценки производителей, ФТС РФ
Следует отметить, что рост рынка стальных дверей в Московском регионе в последние годы стабилизировался – рынок приблизился к стадии зрелости.
Оценка объемов спроса на стальные двери в 2007-2012 гг.
Жизненный цикл рынка стальных дверей г. Москвы и Московской области
Жизненный цикл товара – динамичная концепция, согласно которой отрасль в своем развитии проходит ряд стадий или этапов - выход на рынок, рост, зрелость и спад. Эти этапы определяются моментами изменения темпов роста отраслевого объема продаж. График роста объема продаж отрасли имеет вид S-образной кривой, что объясняется процессом инноваций и распространения нового продукта.
Развитие рынка стальных дверей г. Москвы и Московской области на сегодняшний день находится на стадии зрелости, которая характеризуется нерасширяемым первичным спросом, растущим с той же скоростью, что и экономика.
Жизненный цикл рынка стальных дверей г. Москвы и Московской области
Источник: оценка «АКПР»
Основные характеристики отрасли стальных дверей в рамках стадии зрелости и их воздействие на стратегию представлены в таблице:
Характеристика стадии зрелости ЖЦ рынка стальных дверей г. Москвы и Московской области
Показатель | Характеристика |
Покупатели и их повеление
| Массовый рынок |
Спрос растет медленно | |
Насыщение рынка | |
Повторение покупок | |
Выбор среди брендов становится правилом | |
Продукция и изменения в ней | Акцентирование на качестве товара |
Дифференцирование товара | |
Добавление новых функций товара | |
Производство | Появляется технология производства второго поколения – гибочно-сварная технология производства |
Некоторая избыточность мощностей | |
Оптимальность мощностей | |
Рост стабильности производственного процесса | |
Сбыт | Интенсивный сбыт |
Выход на региональные рынки | |
Высокие материальные затраты по сбыту (аренда площадей для выставочных залов) из-за широкого характера ассортимента | |
Цены | Ценовая конкуренция |
Начало использования форм неценовой конкуренции | |
Конкуренция | На рынке начинают доминировать несколько ведущих конкурентов |
Слабейшие конкуренты начинают уходить с рынка | |
Маркетинг
| Создание и поддержание лояльности к торговой марке |
Коммуникация позиции торговой марки | |
Попытки продления жизненного цикла товара | |
Расширение ассортимента | |
Повышение значимости обслуживания | |
Работа с целевыми сегментами | |
Выход в новые сегменты или ниши | |
Рекламная конкуренция | |
Внешняя торговля | Значительный импорт |
Общая стратегия | Максимизация доли рынка |
Плохой период для компаний с малой долей рынка | |
Дифференцирование, основанное на сегментировании | |
Важность конкурентных цен | |
Ключевая задача - эффективность маркетинга | |
Коррекция стратегии позиционирования | |
Доходы и прибыль | Снижение цен |
Более низкие валовые и чистые прибыли | |
Повышение стабильности доли рынка и структуры цен | |
Более низкий уровень цен и прибыли |
Источник: оценка «АКПР»
Оценка объемов спроса на стальные двери в 2007-2012 гг.
Прогноз спроса на стальные двери на рынке г. Москвы и Московской области проведен с учетом следующих факторов:
- тенденций развития потребления стальных дверей в жилищном строительстве, как в новом строительстве, так и в уже эксплуатируемых зданиях;
- тенденций развития потребления стальных дверей на рынке коммерческой недвижимости, в частности на рынке офисной и торговой недвижимости;
- тенденций развития потребления стальных дверей в других областях применения, в частности на объектах промышленной недвижимости, в учебных заведениях, административных зданиях и др.
На диаграмме 3.2 отражена динамика спроса на стальные двери на рынке г. Москвы и Московской области со стороны строительного рынка до 2015 года.
Прогноз развития спроса на стальные двери на рынке г. Москвы и Московской области в 2007-2015 гг., тыс.дверей
Источник: оценка «АКПР»
Ежегодный прирост спроса на стальные двери на рынке г. Москвы и Московской области до 2012 году будет держаться на уровне 3,2% годовых. В период 2013-2015 гг. он сократиться до 2,8% годовых.
В целом к 2015 году спрос на стальные двери на рынке г. Москвы и Московской области по сравнению со спросом 2006 года возрастет на 35% до 1,25 млн. стальных дверей.
В отношении отраслевой структуры спроса на стальные двери на рынке г. Москвы и Московской области следует отметить, что к 2015 году она не претерпит существенных изменений – крупнейшими потребителями стальных дверей на рынке г. Москвы и Московской области также будут выступать жилые помещения.
Отраслевая структура спроса на стальные двери на рынке г. Москвы и Московской области в 2006-2015 гг., %
Источник: оценка «АКПР»
Основные тенденции развития рынка
Развитие производственной базы
Серьезные перспективы развития рынка стальных дверей связаны с развитием производственной базы игроков рынка.
В качестве основной тенденции развития Московского рынка стальных дверей, следует отметить повышение технологического уровня производства ряда компаний. Если еще несколько лет назад основную часть рынка занимали двери, изготовленные по «кустарной» технологией из готовых профилей и металлопроката, то сегодня фирмы, которые хотят работать в этой области и дальше, уже вышли на иной технологический уровень.
Многие производители на сегодняшний день озаботились приобретением современного оборудования, поскольку пришло понимание: на «кустарном» уровне далеко не все можно сделать и обеспечить не любое качество.
Развитие предлагаемой продукции
Средний уровень продукции, представленной на рынке, возрастает. В частности, его участников заставляют это делать китайские производители, поставляющие низкокачественные, но при этом внешне достаточно эффектные двери. Соответственно, и российским производителям приходится работать над тем, чтобы понравиться потребителю.
Следующая тенденция развития продукции - техническая составляющая, в частности повышение технологического уровня используемых замков. В России на сегодняшний день по-прежнему популярны массивные замки, которые лучше защищены от физического воздействия, нежели от манипуляций. Это, в основном, многоригельные конструкции российских и некоторых зарубежных производителей.
Однако одной из наиболее заметных тенденций развития рынка выступает используемость все чаще замков с электроникой. Значительная часть новинок замков на сегодняшний день по-прежнему приходит в Россию из европейских стран, где традиционно большее внимание уделяется так называемой «пассивной безопасности» (запорные механизмы), нежели «активной» (сигнализация), поэтому стоимость замков с электроникой на сегодняшний день достаточно высокая. Данный факт – высокая цена, неадекватная рыночным требованиям, на сегодняшний день мешает массовому развитию потребления данной продукции в производстве стальных дверей. Использование электроники позволит стальным дверям российского производства подняться на более высокий уровень защищенности.
Развитие сервисных услуг
Перспективным направлением развития рынка стальных дверей является и развитие сервисных услуг:
- повышение гарантийных сроков на комплектующие;
- помощь клиенту в любых ситуациях, связанных с эксплуатацией продукта (поломка замка, потеря ключа, попытка взлома) и т.д.
Развитие конкуренции
Наиболее заметное изменение, коснувшееся рынка стальных дверей - появление на нем новых игроков. В первую очередь речь идет о продукции китайских производителей. Она не только подорвала объемы производства и реализации дверей, изготовляемых «кустарным» способом, но и составила конкуренцию изделиям достаточно крупных российских производителей, работающих в нижней ценовой категории.
Небольшие темпы развития рынка, его насыщение, а также усиление и ужесточение конкуренции приводит к уходу небольших компаний-производителей с рынка. В дальнейшей перспективе на рынке будут доминировать ограниченное количество ведущих конкурентов с относительно большими производственными мощностями, снабжающих своей продукцией не только местный рынок, но и всю страну.
Развитие потребительского спроса
Существенной тенденцией развития потребительского спроса является изменение требований к замкам и фурнитуре. В частности, уже стали нормой цилиндровые и сувальдные замки с перекодировкой, которые еще совсем недавно устанавливались исключительно на сверхдорогих моделях.
Еще одна тенденция развития потребительского спроса - более пристальное внимание потребителей к внешнему виду дверей, их оформлению.
C текущей ситуацией и прогнозом развития московского рынка стальных дверей можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок стальных дверей в Москве и Московской области».
Статья предоставлена Академией Конъюнктуры Промышленных Рынков
Комментарии
(1)Жаль про кризис ничего не спрогнозировали :)
Оценка: