В сфере услуг, торговли и общественного питания важнейшая формула успеха – понять и предупредить желания «Его Величества клиента». Даже малейшего просчета порой достаточно, чтобы перечеркнуть все возможные выгоды от грамотной выкладки товаров, большого ассортимента, скидок и спецпредложений. Если микроклимат магазина, кафе или салона красоты поддерживается только форточками, то в летнюю жару клиента не заманишь никакими обещаниями. И, напротив, скромная табличка «У нас работает кондиционер» чудесным образом стимулирует продажи.
Посмотрим, как столь важную задачу подбора климатического оборудования решают в российском малом бизнесе, ориентированном на обслуживание клиента.
Между потребностями и возможностями
В условиях острого дефицита специализированных площадей магазины, спа-салоны, кафе и прочие небольшие предприятия находят себе пристанище порой в самых экзотичных местах. Это могут быть отдельно стоящие ларьки и павильоны, подвальные помещения и помещения на цокольных этажах жилых и коммерческих зданий, квартиры на первых этажах многоэтажек, выведенные из жилого фонда и пр. Велик и разброс занимаемых площадей. Крошечные парикмахерские и маникюрные кабинеты могут располагаться всего на 10-15 кв. м, а на другом конце диапазона – открываемые по франшизе сетевые супермаркеты с площадями до 300-500 кв. м.
Для каждого типа помещений (кухни, склады, торговые залы и т.п.) в соответствующих санитарных нормах (СанПиН) устанавливается ряд требований к основным параметрам микроклимата: диапазонам температур и влажности воздуха, кратности воздухообмена. Причем в рамках одного предприятия могут располагаться помещения с весьма различающимися требованиями.
К примеру, в ресторанах, барах и кафе выделяют несколько функциональных частей: кухня и горячий цех, залы для посетителей, административные и бытовые помещения. Микроклимат в каждом из этих помещений имеет свои специфические особенности, а потому разработка проекта и подбор подходящей системы кондиционирования должны проводиться профессионалами.
В целом, достаточно оценить все разнообразие помещений, используемых предприятиями малого бизнеса, и предъявляемых к ним требований, чтобы понять, что не может быть универсальных решений для поддержания оптимального микроклимата. Однако принципы подбора климатического оборудования всегда одинаковы.
«Прежде всего, для любого помещения необходимо определить требуемую холодопроизводительность будущей системы кондиционирования. Для грубой оценки можно ориентироваться на соотношение 100 ватт мощности кондиционера «по холоду» на один квадратный метр площади, но так оценить можно типовой объект, например не перегруженный техникой офис или жилые помещения. Коммерческие объекты имеют ряд особенностей, и для грамотного подбора оборудования требуется их детальный анализ. Придется учитывать притоки тепла от всех возможных источников: освещения, электрооборудования, приточной вентиляции, – объясняет Иван Новосельцев, технический директор компании «Термокул РУС», эксклюзивного дистрибьютора климатического оборудования под маркой CHIGO. – К примеру, в торговых залах продовольственных магазинов нужно принимать во внимание мощность всех холодильных и морозильных витрин, выделяющих большое количество тепла непосредственно в помещение. Кроме того, учитывается и количество людей, находящихся в помещении».
По оценкам специалистов, взрослый человек в спокойном состоянии выделяет 100 Вт, но при физической нагрузке (например, во время занятия спортом) это значение может превышать 300 Вт.
Дешево и сердито
Даже приблизительные оценки необходимой мощности кондиционера показывают, что во многих случаях потребности некрупных коммерческих объектов в холоде «покрываются» с помощью обычных бытовых сплит-систем. И действительно, в нашей стране их можно встретить повсеместно: в магазинах шаговой доступности, кафе, парикмахерских и т.п.
«Бытовые кондиционеры для небольших коммерческих объектов используются очень часто. Они дешевы, компактны и вписываются практически в любой интерьер, – делится опытом Вадим Лукяньчук, специалист по работе с ключевыми клиентами компании «Сибирские климатические системы». – Вместе с тем, у такого бюджетного решения есть и немало ограничений. Так, большинство производителей кондиционеров выпускает линейки бытовых сплит-систем с диапазоном мощностей от 2 до 7 кВт. То есть их холодопроизводительности может не хватить для охлаждения небольших торговых залов с несколькими холодильными витринами».
Даже если мощности кондиционера достаточно для данного помещения, особенности его планировки, наличие мебели или торгового оборудования могут мешать эффективному перемешиванию воздушных масс. В результате помещение будет охлаждаться неравномерно.
Также приходится учитывать, что максимальная длина фреоновой трассы для большинства бытовых моделей не превышает 15-20 м (редко до 30 м), а перепад высот между внутренним и наружным блоком должен быть не более 5-10 метров. Эти ограничения могут стать камнем преткновения при кондиционировании некоторых помещений. В частности, проблемы могут возникнут с подвальными или полуподвальными этажами.
Наконец, есть немало случаев, когда монтаж настенного внутреннего блока невозможен или нежелателен. Например, если все стены заняты витринами и стеллажами с товаром или если агрегат не вписывается в дизайнерское решение (особенно актуально для ресторанов).
Все богатство климатических решений
Как мы выяснили, у бюджетного оборудования, разработанного специально для бытового использования, есть немало ограничений. Для коммерческих объектов требуются полупромышленные системы кондиционирования. Их самые очевидные преимущества – это большой диапазон мощностей (от 5 до 30 кВт), большие допустимые длины трасс и перепады высот, а также возможность использовать разные типы внутренних блоков.
К примеру, для просторных помещений с высокими потолками (супермаркетов, залов ресторанов и кафе, фитнес-клубов и т.п.) весьма удачное решение – внутренние блоки кассетного типа. Они монтируются за подвесной потолок и органично вписываются в любой интерьер, так как на виду остается только декоративная панель. Четырехпоточная подача позволяет равномерно распределять воздух по всему объему помещения, обеспечивая высокий уровень комфорта.
«По нашему опыту, собственники нередко выбирают для торговых объектов полупромышленные модели кондиционеров с кассетными внутренними блоками мощностью до 10 кВт. Потолочное расположение и направление воздушных потоков во все стороны дает возможность охлаждения больших помещений минимальным количеством блоков. Там, где потребовалось бы 3-4 «настенника», справится один «кассетник», – говорит Вадим Лукяньчук («Сибирские климатические системы»).
«Действительно, кассетные внутренние блоки – довольно популярное решение для коммерческих помещений самых разных площадей. К примеру, для кондиционирования магазина торговой сети «Пятерочка» в г. Владимире была использована кассетная сплит-система CHIGO CCA-24HR1/COU-24HR1 мощностью 7,1 кВт, – рассказывает Иван Новосельцев («Термокул РУС», CHIGO). – Наряду с такими моделями с типоразмером внутреннего блока 950×950 мм, в продуктовой линейке CHIGO есть также кассетные блоки серии Compact с размерами декоративной панели 600×600 мм, что соответствует стандартным размерам плитки для подвесного потолка. Это облегчает монтаж кондиционера и делает его менее заметным».
Еще один способ скрытого монтажа кондиционера – использование канальных внутренних блоков. Их конструкция позволяет полностью сохранить дизайн помещения и избежать необходимости оставлять даже декоративные панели, ограничиваясь незаметными вентиляционными решетками. Канальный блок устанавливается за подвесным потолком или вообще в техническом помещении, а распределение охлажденного воздуха осуществляется по системе воздуховодов на большой площади одного или нескольких помещений. Нередко канальные кондиционеры также способны подмешивать или подавать свежий воздух.
Если монтаж настенного внутреннего блока нежелателен или невозможен, а отсутствие подвесного потолка не позволяет использовать блоки кассетного и канального типов, хорошей альтернативой могут стать потолочные кондиционеры. Они применяются в больших и средних помещениях вытянутой формы, производят мощный и хорошо распределенный воздушный поток, достигающий самых дальних уголков помещения.
Свое решение найдется даже для случаев, когда нет совершенно никаких возможностей для монтажа кондиционера на стенах или на потолке. Это так называемые колонные внутренние блоки. Как следует из названия, они размещаются на полу, а по форме похожи на небольшой шкаф или холодильник.
Массовая рассылка холода
Когда стоит задача обеспечить холодом объект с несколькими помещениями и при этом нет возможностей для размещения нескольких наружных блоков сплит-систем, можно использовать мультисплит-системы. Они состоят из одного внешнего блока большой мощности и нескольких внутренних блоков (от 2 до 6 штук), каждый из которых может работать независимо и управляться с отдельного пульта.
Для случаев, когда в наличии большое число помещений с разными потребностями в холоде, обосновано применение мультизональных VRF-систем (variable refrigerant flow – переменный поток хладагента). На сегодняшний момент они считаются одним из самых высокотехнологичных способов управления микроклиматом.
«В одной системе, в зависимости от потребностей конкретных помещений, можно комбинировать внутренние блоки различных конструктивных исполнений: настенные, потолочные, кассетные или канальные, – рассказывает Иван Новосельцев («Термокул РУС», CHIGO). – К примеру, при наличии подвесных потолков в зале ресторана, кафе или столовой можно использовать кассетные блоки с 4-сторонним распределением воздуха, в хозяйственных помещениях – обычные настенные блоки, а на кухне – подпотолочный блок в особом кухонном исполнении. Дело в том, что в воздухе любой кухни или горячего цеха присутствует микроскопическая взвесь жира, которая оседает на теплообменнике и прочих узлах внутреннего блока кондиционера и приводит к значительному снижению производительности оборудования. Так что адаптированные к таким экстремальным условиям работы блоки обычно выполнены из нержавеющей стали и оснащены маслоулавливающим фильтром».
Как и обычные мультисплиты, VRF-системы позволяют к одному внешнему блоку подключать внутренние блоки самых разных типов и различной мощности (от 2 до 28 кВт). Но их общее число может составлять несколько десятков. А максимальное расстояние между внутренним и внешним блоками достигает 200 м.
VRF-системы считаются излюбленным решением для современных офисов и VIP-коттеджей. Но его можно рекомендовать и для кондиционирования кабинетов спа-салонов и частных клиник, номеров в гостиницах. Сравнительно высокая стоимость оборудования компенсируется высоким уровнем комфорта и высокой энергоэффективностью, а срок службы может достигать 25-30 лет.
Конечно, заглядывать так далеко в будущее – не в правилах российского малого бизнеса. Но долговечные и экономичные системы кондиционирования уже заняли свое место в числе используемых климатических решений для небольших предприятий. И, без сомнения, их популярность среди собственников коммерческих объектов будет только расти.
Пресс-служба CHIGO
Комментарии
(0)