"Ленивый", "медлительный" и еще бог знает какими эпитетами наделяли российского крестьянина "просвещенные умы"! "Умы", не знавшие жестких рукоятей сохи и отполированного (руками!) древка лопаты. Не знали они, что эта "леность" была порождена необходимостью монотонного каждодневного труда на земле. А это требовало от крестьянина той самой "медлительности", иначе говоря, расчета своих сил на весь день. И так было всегда. Конечно, в сельском труде использовались лошади, быки, да к тому же в поле работало все многочисленное крестьянское семейство... Горожанин так не может. На своем загородном участке он хочет успеть все сразу и быстро. Лопата - не совсем удачный заменитель сохи: приносит только мозоли, а производительность низкая. Но вот, наконец, появились мини-тракторы. Теперь дело пойдет!
Какие бывают мини-тракторы
Прежде чем начать разговор о механических средствах для обработки сада и огорода, заметим, что думать об участке надо еще тогда, когда вы только начинаете его осваивать. Если этот вопрос был пущен на самотек, грядки с овощами возникали стихийно, деревья уже посажены, а газоны и клумбы уже нельзя переместить - ждите мозолей на руках. Использовать технику на таком участке крайне сложно. В крайнем случае, нужно подбирать маневренные мини-механизмы.
Лучше, если вы заранее распланируете участок таким образом, чтобы сад был отдельно, клумбы - отдельно, грядки сосредоточены в одном месте и доступны для технической обработки. И если для большого трактора с плугом и бороной места у вас на участке недостаточно, покупайте мини-трактор.
Все мини-тракторы (их еще называют мотоблоки или мотокультиваторы) подразделяются на группы в зависимости от мощности и веса.
Первая группа - легкие мотоблоки или культиваторы с мощностью двигателя до 4 л. с. Как правило, они "иностранцы". Реклама обещает, что при весе до 70 кг они могут обрабатывать землю на глубину до 25 см. Не спешите верить! Легкий мотокультиватор будет "прыгать" на вашем отечественном суглинке, как блоха, "ковыряя" его максимум на 15-18 см, да еще и неровно.
Конечно, если на участке торф или другие легкие почвы, вы можете приобрести и такой мотокультиватор, экономичный по расходу топлива и очень компактный. Уж в чем в чем, а в компактности иностранным фирмам отказать нельзя! Давайте сравним. Например, отечественный мотокультиватор "Крот" МК-1А при мощности всего 2,6 л. с. и весе 48 кг, на первый взгляд, уступает итальянскому собрату La Zappa. Последний при мощности двигателя 3,5 л. с. и весе 25 кг должен "мощно и уверенно" обрабатывать землю: Однако строить иллюзии на сей счет не стоит: итальянскую землю - наверное, нашу - нет! Проверено на практике, что эта модель вполне подходит для цветников, клумб и небольших садовых участков; под картошку - не пойдет. Однако ее можно использовать для "тонких" операций (при прополке и обработке междурядий). Несколько лучше мотокультиватор "Крот"-МК-3. Мощность двигателя 3,5-4 л. с., вес - 48-60 кг.
Для наших грунтов больше подходят мотоблоки среднего класса весом 80-100 кг и мощностью 5,5 л. с. В магазинах обычно можно увидеть мотоблоки МБ-1 "Ока", МБ-2 "Нева". "Тушинец" весом 80 кг и "Каскад" весом 100 кг комплектуются четырьмя фрезами. Однако всегда можно за отдельную плату приобрести дополнительное навесное оборудование, позволяющее пахать, бороновать, окучивать, косить траву (роторной или ленточной косилкой), выкапывать корнеплоды. Кроме того, при помощи насоса можно перекачивать воду, распиливать и обрабатывать древесину. Особую ценность представляет способность мотоблока буксировать прицепную тележку с весом груза до полутонны. Роторный снегоочиститель для МБ-1 и 2 намного облегчит расчистку участка зимой.
В отличие от мотокультиваторов тяжелые мотоблоки не дергаются из стороны в сторону, что делает работу с ними более удобной.
Мотоблоки "Тушинец" и "Салют" просты в эксплуатации, быстро разбираются и могут транспортироваться в легковом автомобиле.
В третью группу входят мотоблоки весом более 100 кг и мощностью более 10 л. с. Они могут обрабатывать не только дачные участки, но бесконечные сельские огороды. Отечественные МБ-90, ЗДК-4-905 и МТЗ могут производить те же операции, что и мотоблоки средней группы. Отличием, причем весьма существенным, является имеющийся у них вал отбора мощности. Он позволяет передавать вращающий момент на фрезы независимо от скорости хода самого мотоблока. А это повышает качество обработки земли.
Среди "иностранцев" группу тяжелых мотоблоков лучше других представляет "Джолли Юниор" итальянской фирмы Goldoni. Это довольно компактная модель с двигателем 8,5 л. с. при весе около 100 кг. В магазине продавец обязательно будет воспевать удачный дизайн машины. Да, красиво. Жаль только, что после сезона работы вся эта красота пропадает. Этому способствует низкое расположение двигателя, несколько сковывающее маневр на разворотах и при наличии камней. Подобными характеристиками обладают также культиваторы и мотоблоки производства Германии и США. Каждая из моделей имеет определенные преимущества и недостатки. Что касается цен, то они распределяются примерно таким образом, начиная с низшей: российские, итальянские, немецкие и, наконец, американские. Причем, мотоблок почти всегда в 2 раза дороже мотокультиватора.
В любом случае вы обязательно должны помнить о вполне возможном ремонте. Одно дело, когда его можно производить на месте, и совсем другое -только в сервисном центре. Даже тот факт, что заокеанский красавец может иметь гайки и болты не с метрической, а с дюймовой резьбой, должен повлиять на ваш выбор. А цвет или пластиковые накладки дело, на наш взгляд, далеко не первое! И пожалуйста, не гонитесь за техникой производства стран так называемого азиатско-тихоокеанского региона (кроме японских): недорогая покупка может оказаться неудачной.
Уничтожить или подстричь?
Этот вопрос важен для всех дачников. Одному нужно бороться с сорняками, другому - подстричь газон. Деревенская коса не может справиться ни с тем, ни с другим. Во-первых, размах не тот: мешают строения, деревья, заборы. Во-вторых, дорогая газонная трава требует аккуратной стрижки, а с помощью косы этого добиться нельзя.
В борьбе с травой поможет триммер. По сути, это та же коса, но с мотором. Мотор вращает пластиковый корд толщиной до 3 мм со скоростью более 1000 оборотов в минуту, который "перешибает" стебли травы у основания. Раздробленные остатки стеблей разлетаются из-под "фартука" триммера.
Моторы триммеров бывают бензиновые и электрические. Бензиновые, более мощные (до 2 л. с.), могут рубить стебли с палец толщиной. Электрические - слабее (до 0,6 л. с.), но почти не уступают бензиновым в работе.
Мы не будем рассказывать об отдельных моделях и фирмах - их очень много. Достаточно отметить, что отличаются они не очень сильно, в основном удобством в использовании, мощностью и, соответственно, ценой.
Но вот на что обязательно следует обратить внимание при покупке. Хорошо, если триммер комплектуется сменными металлическими ножами, они долговечнее. Кроме того, желательна большая мощность: при работе вполсилы мотор не будет перегреваться.
Модель, работающая на бензине, автономнее (не надо тянуть за собой кабель), но мотор требует обслуживания, как и автомобильный. Кроме того, для двухтактного двигателя необходима подготовка топливной смеси из бензина и масла.
Со стрижкой газона справится только газонокосилка. В принципе, это тот же триммер, но на колесах. Именно колеса удерживают ножи на равном расстоянии от земли, обеспечивая идеальную стрижку травы.
Газонокосилки бывают механические (без двигателя), электрические и бензиновые; самоходные и нет. Однако покупателя должны заинтересовать и некоторые другие характеристики. Так, все газонокосилки подразделяются на три типа. Струйные выбрасывают измельченные остатки травы в сторону, определенную "фартуком" косилки. Биологические измельчают скошенную траву настолько, что она равномерно разбрасывается по газону и превращается в удобрение. И, наконец, существуют косилки с накопителем для остатков травы, обеспечивающим чистоту газона.
Что касается цен, то они вполне соответствуют качеству. Импортные косилки обычно дороже отечественных. Почему? Наверное, из-за того, что отечественные "дизайном не вышли". Это их единственный недостаток.
Выбирайте!
Сергей Дмитриев.
Предоставлено компанией ИД Деловой Мир
Комментарии
(3)Имею А-58 GOLDONI но нет руководства по эксплуатации. Вышлите кто может.
Оценка:б.спасибо, я занимаюсь этой темой, полезная статья.
Оценка:про внутренности сказали бы, что надежней!!!
Оценка: