Газета "Заря" |
Нехватка мест в детских дошкольных учреждениях стала, пожалуй, одной из наиболее актуальных социальных проблем современной России. Ею озабочены сегодня не только родители малышей, но и органы местного самоуправления, администрации регионов, Правительство РФ. Рост рождаемости, стремление женщин вернуться к трудовой деятельности после отпуска по уходу за ребенком, необходимость прививать малышу навыки социализации — каждое из этих обстоятельств способствует повышению востребованности детских садов.
По словам вице-премьера Ольги Голодец, с каждым годом в нашей стране растет число детей, которым необходимо место в детском саду. Так, в 2002 г. в России было зарегистрировано 6,7 миллиона детей в возрасте от 3 до 7 лет, в 2012-м — 7,6 миллиона, а к 2015 году их будет уже 8,4 миллиона. «И это не прогноз, а фактические данные, поскольку эти дети уже родились, — уточняет Ольга Голодец. — В очереди в детский сад стоят порядка двух миллионов ребят».
С другой стороны, количество самих дошкольных образовательных учреждений сократилось вдвое по сравнению с 1990 годом (см. таблицу 1).
Годы | Число дошкольных образовательных учреждений - всего, тыс. | в том числе | Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях - всего, тыс. человек | в том числе | Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, всего - человек | в том числе | |||
в городах и поселках городского типа | в сельской местности | в городах и поселках городского типа | в сельской местности | в городах и поселках городского типа | в сельской местности | ||||
1932 | 27,5 | 11,3 | 16,2 | 1200 | 0,7 | 0,5 | ... | ... | ... |
1940 | 29,9 | 14,9 | 15,0 | 1300 | 0,9 | 0,4 | ... | ... | ... |
1950 | 30,2 | 17,4 | 12,8 | 1200 | 0,9 | 0,3 | ... | ... | ... |
1960 | 47,6 | 29,0 | 18,6 | 3037,7 | 2446,7 | 591,0 | 113 | 116 | 102 | 1980 | 74,5 | 43,2 | 31,3 | 8149,1 | 6445,7 | 1703,4 | 109 | 113 | 97 |
1990 | 87,9 | 47,3 | 40,6 | 9009,5 | 6860,5 | 2149,0 | 108 | 113 | 94 |
1995 | 68,6 | 37,1 | 31,5 | 5583,6 | 4352,5 | 1231,1 | 83 | 89 | 68 |
2000 | 51,3 | 28,6 | 22,7 | 4263,0 | 3408,5 | 854,5 | 81 | 88 | 62 |
2005 | 46,5 | 26,4 | 20,1 | 4530,4 | 3611,0 | 919,4 | 95 | 102 | 75 |
2006 | 46,2 | 26,4 | 19,8 | 4713,2 | 3752,8 | 960,4 | 99 | 106 | 79 |
2007 | 45,7 | 26,6 | 19,1 | 4906,3 | 3905,6 | 1000,7 | 105 | 112 | 84 |
2008 | 45,6 | 26,8 | 18,8 | 5105,4 | 4067,5 | 1037,9 | 105 | 111 | 86 |
2009 | 45,3 | 26,8 | 18,5 | 5228,2 | 4158,1 | 1070,2 | 106 | 112 | 88 |
2010 | 45,1 | 26,7 | 18,4 | 5388,0 | 4280,6 | 1107,3 | 107 | 113 | 90 |
2011 | 44,9 | 26,9 | 18,0 | 5661,1 | 4502,4 | 1158,8 | 106 | 111 | 91 |
На начало 2012 г. 2247,9 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения. |
Наиболее активные мамы детей дошкольного возраста еще год-два назад собирали митинги, лейтмотивом выступлений и агитплакатов которых был призыв «Верните детям детские сады!» Речь шла о выселении из бывших зданий дошкольных учреждений всевозможных муниципальных служб, занявших их в 1990-е, а также о расселении семей, которым некоторые бывшие детские сады отдали под жилье (нередко его получали врачи и учителя). Тем не менее, если хоть немного разобраться в ситуации, то окажется, что выселение государственных и муниципальных служб из вчерашних детских садиков проблему не решит.
«Подавляющее большинство построенных до 1990 гг. дошкольных учреждений не соответствуют современным строительным нормативам и положениям закона «Об энергосбережении», а потому требуют серьезных капиталовложений в реконструкцию, — считает директор ООО «Теплосеть» Сергей Пономарев (г. Бийск Алтайского края). — Минимум, который сегодня решает эту проблему в действующих дошкольных учреждениях, — установка пластиковых окон с тройным остеклением, приборов учета, средств теплоавтоматики, в некоторых случаях — утепление фасадов. Возвращение старых зданий детских садов, которые сегодня заняты госслужбами и жильем, потребует реконструкции и в строительной, и в энергетической части: наличие только пластиковых окон и металлопластиковых стояков отопления проблему не решит. С экономической точки зрения гораздо дешевле построить новые здания, обеспечив их современным энергосберегающим оборудованием».
«Замена изношенных труб в действующих учреждениях социальной сферы, установка пластиковых окон и другие подобные мероприятия, безусловно, важны, но не играют приоритетной роли при решении задач создания комфортного микроклимата и теплосбережения, — соглашается Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании Danfoss в России, ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования. — Без комплексной автоматизации и использования современного энергоэффективного инженерного оборудования этих вопросов не решить. К тому же, опыт показывает: какими бы дорогими не казались на первый взгляд эти решения, они окупаются в среднем за 2-3 года».
Необходимость создания комфортных условий для детей является сегодня еще одной проблемой дошкольных учреждений. Несбалансированный микроклимат в помещениях детских садов становится одной из основных причин роста заболеваемости малышей. «Когда получили место в детском саду — радости не было предела. Но очень быстро она сменилась разочарованием: сын проходил в детский сад всего неделю — и заболел, — рассказывает Анна Кудрявцева, мама 4-летнего Максима из Бийска (Алтайский край). — Оказалось, ничего удивительного в этом нет, и дело отнюдь не в адаптации ребенка. Один воспитатель заставляет детей теплее одеваться, не проветривает помещение, полагая, что таким образом он спасает их от простуды, а другой, наоборот, заводит разгоряченных детей с прогулки, хотя форточки в группе еще не закрыты».
Как можно видеть из примера, нередко комфортный уровень температуры в помещении оценивается воспитателем или педагогом исходя из собственных ощущений и мнения о том, каким должен быть оптимальный для ребенка микроклимат. Тем более что работникам детсадов, как правило, приходится самостоятельно регулировать температуру в помещениях детского сада (главным образом, открывая и закрывая форточки), поскольку автоматизация этого процесса устаревшими проектами не предусмотрена. В частности, знакомство с Федеральным банком данных проектирования объектов капитального строительства и наиболее экономически эффективных проектов повторного применения на сайте Минрегиона РФ (например, Москвы, Томской области и Алтайского края) повергает в уныние — представленные здесь проекты детских садов вряд ли можно назвать в полной мере теплосберегающими. В лучшем случае документация предусматривает использование водяных теплых полов и установку пластиковых окон.
Между тем, сегодня есть успешные реализованные проекты, доказывающие, что современные решения для систем отопления и водоснабжения способны дать ответы сразу на все существующие вопросы. Как отмечает Антон Белов («Данфосс»), в подавляющем большинстве случаев решение задач создания комфортного микроклимата и энергосбережения достигается благодаря использованию автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с погодной компенсацией. Одна из особенностей этого решения заключается в том, что автоматика позволяет задавать различные режимы работы отопительной системы. Например, можно запрограммировать снижение температуры воздуха в помещениях в ночное время и выходные дни, когда детей в садике нет. А в остальное время — поддерживать температуру на требуемом санитарными нормами уровне. Таким образом одновременно решаются задачи поддержания здорового микроклимата и экономии тепла.
Существенную роль в создании комфортных условий в помещениях детских садов играют также автоматические радиаторные терморегуляторы, устанавливаемые на отопительных приборах. Для детских учреждений специалисты рекомендуют применять терморегуляторы с газонаполненным датчиком, как наиболее чувствительные к перепадам температуры воздуха.
Существуют и еще более прогрессивные решения. Например, в Томске успешно функционирует энергоэффективный детский сад категории «А», где для обеспечения в группах комфортного микроклимата центральное отопление не используется вовсе. Основу системы теплоснабжения детского сада составляют тепловые насосы Danfoss, позволяющие на каждый затраченный киловатт питающей их электроэнергии получить от 4 до 6 кВт тепловой энергии. Другими словами, от 75 до 84 процентов тепловой энергии оказывается бесплатной, если сравнивать систему отопления нового детского сада с классической схемой теплоснабжения. Интересно, что подобные решения в Томске окупают себя еще на стадии строительства, поскольку подключение к городской теплосети стоит дороже полностью смонтированной «под ключ» системы на базе теплового насоса. Полученный опыт муниципальные органы планируют тиражировать на новые социальные объекты, возводимые в городе.
Не менее интересен пример детского сада № 347 в Перми: здесь энергосервисная компания за собственный счет установила энергосберегающее оборудование датского концерна, с тем, чтобы вернуть затраченные средства за счет экономии на потреблении топливно-энергетических ресурсов. Причем уже на следующий год она составила 54% от суммы затрат на модернизацию детского сада.
Примечательно, что оба проекта — и в Томске, и в Перми — позволяют не только говорить о значительной экономии ресурсов и финансовых средств на их оплату, высокой окупаемости инвестиций, но и о формировании комфортного климата в помещениях детских садов. Руководители учреждений отмечают, что воспитанники меньше болеют, а проблемы с регулированием температуры в помещениях у них не стало вовсе.
Решая вопрос нехватки детских дошкольных учреждений, нельзя забывать и о сопутствующих задачах — создании комфортного для малышей микроклимата и энергосбережении. Как показывает практика, они не только не противоречат друг другу, но являются звеньями одной неразрывной цепи: экономить тепло можно без ущерба для здоровья, в первую очередь — самых маленьких граждан нашей страны.
Комментарии
(0)