Искусство витража, как направление в декоративном искусстве, известно с первых веков появления христианства. За время своего существования витражи не раз меняли своё название. Связано это было с изменением применяемых способов нанесения рисунка и технологий литья цветного стекла. Современное название этого вида искусства появилось лишь в 1900 г. Произошло оно от французского слова «vitreau» – «узорное окно». С течением времени витражная техника, прежде использовавшаяся только в храмах, стала применяться для изготовления декора различных предметов (зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных изделий и т.п.) и в качестве элементов дизайна внутренних интерьеров (перегородки, потолки, каминные экраны, ширмы и даже лампы).
Современные промышленные технологии изготовления цветных стёкол позволяют создавать витражи с различными эффектами за счёт использования разнообразных технологий литья стекла, его окрашивания и обработки. Применяемые в наше время способы литья дают на выходе витражное стекло разной глубины насыщенности, прозрачное, матовое, фактурное. Но помимо таких традиционных техник существуют не менее интересные современные способы воспроизведения рисунков на стекле или с помощью стекла.
Классические витражи подразумевают использование старых, хорошо отработанных способов сборки стёкол в цельную композицию. Технология изготовления витражных картин таким методом является самой трудозатратной и включает несколько этапов: подготовку рисунка, вырезание стекол составных частей рисунка, затем их облачение в каркас, то есть закрепление в свинцовых или латунных контурах. Сейчас используют чаще именно латунное обрамление, которое легко поддается спайке и соединяется в желаемое изображение. Классический способ накладывает ограничения на размер витража и место его установки. Такие витражи можно увидеть в качестве элементов окон, дверей, мебельных фасадов.
Пескоструйные рисунки, или пескоструйные витражи, появились во второй половине 19 века и прошли проверку временем и модой. Особенности этого способа заключаются в использовании либо отдельно обработанных пескоструйным методом составных частей витража, либо цельной стеклянной или зеркальной поверхности, на которую наносится матовый рисунок с разной степенью проработки отдельных элементов. Этот метод уже не столь ограничивает эксплуатационные возможности и позволяет получить более точно и изящно прорисованные детали. Пескоструйный витраж по праву можно считать универсальным, так как с его помощью можно обрабатывать практическую любую площадь изделий, использовать различные материалы в качестве основы. Чаще всего пескоструйными рисунками декорируют двери для шкафов-купе, цельностеклянные двери, стеклянную мебель, полки, предметы интерьера (потолочные и напольные светильники, вазы, часы и многое другое).
Витражи Тиффани, или технология Тиффани несмотря на весьма приличный возраст с каждым годом обретают все новых и новых поклонников – уж настолько хороша техника, что позволяет соединять мельчайшие кусочки цветного стекла, эмали, камней и создавать удивительной красоты картины. Нарезанные цветные стёкла оборачивают с краёв полоской фольги, посаженной на клей. Затем медные или металлопластиковые полоски фольги соединяются пайкой в одно целое. Сам создатель техники Тиффани (Луис Комфорт) использовал в своих произведениях опалесцентное, иризирующее, складчатое стекло и многоцветное стекло «фавриль». Сейчас чаще используют стекло от американского производителя Spectrum, которое насчитывает более 300 видов фактурного витражного стекла. Витражи Тиффани особенно популярны для производства абажуров и различных светильников, так как свет, который проходит через стекло создает особую атмосферу в помещении.
Фьюзинг по сравнению с уже рассмотренными вариантами является самым молодым и заключается в спекании предварительно нарезанных кусочков стекла. Здесь не используется металл для удержания отдельных элементов. Кусочки стекла за счёт диффузии удерживают друг друга. Пользуясь этим способом можно производить как мелкие элементы декора, так и панно довольно крупных размеров. С помощью фьюзинга можно создать невероятной красоты интерьерные зеркала, эксклюзивную мебель, декорированную цветным спеченным стеклом, роскошные картины в деревянном обрамлении.
Особенностью современных витражей является использование комбинированных технологий – плавным переходом из одной технологии в другую. Таким образом, матовый рисунок, созданный с помощью пескоструйной обработки стекла, эффектно дополняется глянцевым рисунком, созданным с помощью технологии фьюзинг. Отдельные фрагменты классического витража могут быть украшены матовым рисунком или элементом витража Тиффани. Комбинированные витражи заставляют по-новому взглянуть на использование стекла в интерьере, оценить их достоинства и открывают новый мир с безграничным простором для фантазий и идей.
Есть немало и других витражных техник, мы же рассмотрели самые популярные и интересные. Безусловно, выбор той или иной техники для использования в интерьере будет зависеть от общей решаемой задачи и предпочтений заказчика.
Комментарии
(0)