Все статьи  :  Мебель, шторы и предметы интерьера  :  Предметы интерьера

Итальянские тайны изделий из венецианского стекла 
5
1

В окружающем нас мире вещей – дорогих и дешевых, престижных и кичевых, изредка попадаются объекты, которые и вещами-то назвать язык не поворачивается, поскольку они, не «сделаны в Китае» и не «сошли с конвейера». По отношению к ним более уместны другие словоупотребления типа «экземпляры», «раритеты», «образцы», или, еще точнее – забытое старорусское - «изделия».

В нашем случае – это изделия из венецианского стекла: вазы и светильники, статуэтки и бусы, посуда и даже декоративные композиции, имитирующие целые аквариумы с рыбками и водными растениями. Все эти вещи (вернее – Вещи с Большой Буквы!) сделаны вручную из очень разных по внешнему виду стекол – хрустально прозрачных, матовых, медно-красных и золотых, зеленоватых и синих, мозаичных и сетчатых, расписанных эмалью и гравированных – объединяет их только одно – все это разновидности так называемого «муранского стекла» (murano glass), история открытия которого восходит к средневековой Венеции. Разобраться в тончайших аспектах производства, истории, и особенностей этого чуда нам в очередной раз поможет Олег Львович Фокин – директор компании «СветДизайнСервис». В этой статье Олег Львович выступит в качестве знатока чудес итальянских мастерских и поделится ими с нами.

Романтическая история («Девушки будут довольны»)

Легенда (красивая настолько, что не хочется залезать в справочники и энциклопедии, дабы проверять и уточнять) гласит, что в 1204 году хитроумный правитель Венеции Энрико Дандоло добыл в покорённом во время очередного крестового похода Константинополе секреты стеклодувного искусства и привез его на родину. Не прошло и века как в самой Венеции ремесло усовершенствовалось настолько, что изделия мастеров стали цениться дороже золота.

Хорошие мастера ценились высоко и были, вероятно состоятельными людьми, сохранились сведения, что среди множества привилегий, каковыми они пользовались была даже возможность выдать дочку за венецианца самого благородного происхождения. Но – за все надо платить – и платой, как это часто бывает в подобных случаях, была несвобода - власти всех стран во все времена пытались жестко контролировать людей, наделенных особыми ЗУНами (знаниями, умениями и навыками), и в этом смысле венецианские дожи были ничем не лучше русских князей. За попытку покинуть Венецию мастер мог поплатиться жизнью, а семья беглеца вполне могла закончить свои дни в тюрьме.

Средневековые города постоянно страдали от пожаров. Стеклодувные горны вполне могли быть их причиной. Поэтому, а заодно и для более надежного хранения цеховых секретов стеклодувные мастерские вскоре перевезли на острова Адриатики – один из них, лежавший всего в полутора милях от Венеции и назывался Мурано.

Со временем остров стал как бы государством в государстве - особой республикой стеклодувов, которая имела свой собственный свод законов, чеканила свою монету, управлялась своим Верховным советом и даже имела своего посла в Венеции. Производству стекла руководством Венеции был придан статус государственной монополии.

В XV - XVI веках слава муранского стекла становится поистине триумфальной. Большинство знатных людей Европы желают обладать этим предметом роскоши. В королевских дворах оно является непременным атрибутом власти и богатства: объемные чаши и блюда на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке – легко представить как все эти предметы украшали интерьеры куртуазных королей, ревнивых принцесс и воинственных маркграфов.

Чего бы стоили роковые фаворитки блистательных европейских дворов, если бы до встречи со своими поклонниками были лишены возможности провести час-другой перед плоским зеркалом, изобретенным все теми же муранскими мастерами! Недаром полутораметровое зеркальное полотно стоило во Франции втрое больше картины Рафаэля – а что тут удивляться – без «холста, масла» любая марго вполне обходилась, а вот посыпать пудрой немытые локоны, глядясь в боковину медного котла – настоящее наказание!

Однако история безжалостна - и французы - потомки галантных Людовиков, захватившие в эпоху наполеоновских войн Венецию, к началу девятнадцатого столетия совершенно уничтожили уникальное ремесло. Позже в довершении ко всему Венеция была присоединена к австрийской империи Габсбургов с его «богемским стеклом» и, казалось, древнее искусство было похоронено навсегда.

Но ведь история не раз демонстрировала нам – все действительно стоящее никогда не исчезает бесследно – так было и с муранским стеклом. В 1854 году шесть братьев организовали новую фабрику, поначалу выпускавшую бытовое стекло и назвали её Fratelli Toso. Но прошло несколько лет и фабрика приступила к возрождению знаменитого промысла: стали появляться цеха, продукция которых получала «марку» со звучными (и столь милыми уху российских модников и модниц) именами новых мастеров Salviatidott, Antonio fu Bartolomeo, Lorenzo Radi, Fratelli Barovier и Francesco Ferro & Figlio. Да и впрямь – поди, доказывай что Fratelli Toso это просто («брательники Тосовы») – может оно и так – скажут вам – но ведь как звучит!

Совершенно новое направление, давшее очередной толчок стекольному производству, явили миру в 1921 г. Giacomo Cappellin (Джакомо Каппеллин) и Paolo Venini (Паоло Венини). Их компания “Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, Venini & C.” стала законодателем мод в области модерна, и с тех пор ни одна выставка уже не обходилась без работ представителей этой школы.

Настоящее муранского стекла

Сегодня мир муранского стекла настолько разнообразен, что вряд ли кто-то возьмется классифицировать его по стилям и направлениям: одних только производителей на острове насчитывается около 4-х тысяч.

Есть и крупные фабрики – такие как компания Gallery, Murano due, Aureliano Toso, de Majo, которые стремятся привнести свое видение такого сложного и многогранного явления, как муранское стекло, ведут поиск новых форм постижения красоты и музыки, застывшей в кристалле времени.

Очень важно, что и в двадцать первом веке – веке чипов и чипсов, девайсов и гаджетов – веке победившего постиндустриального машинного стандарта – изделия из муранского стекла по-прежнему радуют незамутненный глаз ценителя истинной красоты.

А все потому, что делают его, как и тысячу лет назад – вручную, хотя сказать, что в этом захватывающем по динамике процессе участвуют только руки - было бы несправедливо. Ведь мастер фактически вдыхает жизнь в свое изделие – захватывая ком расплавленного стекла, и беспрестанно вращая трубкой, он выдувает полый шар, который постепенно приобретает нужную форму. А дальше – тысячи мелких секретов, старание и удача, настроение и воля, которые как раз и составляют сущность любого мастерства.

Вот на изделие навиваются тонкие белые нити, из опалового стекла, составляющие бесконечно разнообразные сплетения и тогда получается - стеклянная вить (филигрань). А вот мелкие пластинки, изображающие пестрый цветок, заплавляются в наружную поверхность стекла – это техника «миллефиори» (тысячи цветов). Расплавленная масса подкрашивается по старым рецептам, напоминающим заветы алхимиков – чтобы получить зеленый цвет надо добавить окись железа, для красного тона - окись меди. «Цвет небесный, синий цвет» получают при помощи кобальта, а не пожалеешь золота – и стекло засветится редким рубиновым оттенком.

Особенно красиво авантюриновое стекло - имитирующее мерцание бесчисленного множества блестящих точек на отшлифованной желтовато-коричневой поверхности. Наконец, особый узор – кракелаж получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Техника «пулегозо» основана на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь.

Но, несмотря на то, что Муранские стеклодувы сберегли большую часть старинных технологий и избежали автоматизации производства в ходе промышленной революции, они широко используют и предметный дизайн, и авангардные формы. Другое дело, что вокруг «murano glass» ( как и вокруг всякого другого искусства) существует море ширпотреба, а часто вовсе не вполне умелой имитации или копирования. На некоторых железнодорожных станциях нашей необъятной родины (не будем называть конкретно – дабы не обижать ни в чем не повинных работников разорившихся фабрик некогда обширного советского стеклоделия) вам будут совать в открытое окно «наборы» безвкусных «муранских» бокалов, немыслимых чаш и вазонов, которые трудно представить себе уместными в доме даже в качестве ночного, простите, горшка.

Не многим лучше и наводнившие рынок дверные ручки, карнизы, плафоны «из муранского стекла». Излишне объяснять, что большинство этих вещей делается отнюдь не на Мурано.

Настоящее murano glass - это только ручная работа. В муранское стекло не вводится добавок, как в хрусталь, в этом физико-химическом смысле оно всегда остается именно стеклом. И все же чистота, однородность и прозрачность остается отличительным признаком настоящего муранского стекла, которое (в бесцветном исполнении) так и называется — «cristallo». Думаю, немного излишним будет говорить о стоимости подобных изделий. Она, конечно, высока. Позволить себе вещи подобного рода в Ярославле возможно и могут многие, но немногие захотят. Все-таки пока творения мастеров по достоинству оценят лишь знатоки. Будем надеяться, пройдет пара-тройка лет и люди смогут с готовностью тратить деньги не только на новые иномарки и фирменную одежду, но и на предметы искусства.

Предоставлено компанией СветДизайнСервис


Ваш Дом

Добавить комментарий

Комментарии

(1)

Александр Бочкарев [27.08.2008 - 20:03]

В своем доме я уже имею старые люстры. Их арматура из хрусталя. На покупку дорогих люстр нового образца,у меня пока нехватает денежных средств. Посоветуйте пожалуйста каким мне образом восстановить старые люстры. Мне нужно помыть хрустальные бусы,прилагающиеся к имеющимся у меня светильникам.

Оценка: 
 (отлично)




Добавить комментарий

Имя*
E-mail: 
 Присылайте мне комментарии по этой статье
 Не показывать мой E-mail
Комментарий*

не менее 5 слов
Оценка: 
 (отлично)
 (хорошо)
 (средне)
 (плохо)
 (ужасно)
 (без оценки)
 (введите число, указанное на картинке*)
Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Правила размещения комментариев

Поля отмеченные значком * обязательны для заполнения.

Запрещено:

  1. Запрещены сообщения рекламного характера.
  2. Запрещены сообщения оскорбительного и нецензурного содержания.
  3. Запрещено использование тегов HTML и скриптов на языках JavaScript, VBScript.

Все сообщения просматриваются администратором и, в случае нарушения правил, удаляются без предупреждения и объяснения причин.


Смотрите также
Современные настенные фрески
Подлинными шедеврами живописи и графики может украсить свой интерьер далеко не каждый. Однако стремление к оформлению интерьера произведениями искусства великих мастеров... Подробнее
Картина Сваровски - магия кристалла
Блеск кристаллов Сваровски завораживает… и немудрено, ведь эти стразы братья-близнецы величественного бриллианта! Несмотря на то, что Сваровски - искусственно созданные... Подробнее
Скульптура в интерьере дома
Еще совсем недавно во многих домах наших соотечественников скульптура была представлена чередой слоников на полке над диваном, в серванте или на крышке радиоприемника.... Подробнее

Все статьи:      «Мебель, шторы и предметы интерьера» (125) >> «Предметы интерьера» (31) >>


Смотрите также: Каталог «Мебель, шторы и предметы интерьера» >>
Компании «Мебель, шторы и предметы интерьера» >>
Статьи (125) >>
ГОСТы (6) >>
Подписка на рассылки >>
Задать вопрос в форуме >>
Форум "Мебель и интерьер" >>
наверх