Мебель, сделанная вручную, на заказ, - это не просто ремесленные изделия, а настоящие произведения искусства, лучшие образчики которого сегодня мы можем увидеть лишь в музеях да антикварных лавках. Когда-то для мебели делали эскизы великие Сандро Боттичелли и Филиппо Липпи, а имена Андре Шарля Буля и Давида Рентгена в свое время были известны как имена лучших мебельных мастеров Европы, удостоившихся чести работать по заказу королевских особ.
Одной из популярных техник, используемых для отделки мебели, была техника маркетри. Маркетри (от французского marqueterie) - мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева, толщиной от 1 до 3 миллиметров, различных по цвету и текстуре, наклеивающихся на основу из простых пород дерева. В первую очередь с помощью этой техники украшались столешницы и дверцы шкафов, а, кроме того, выполнялись настенные панно, оформлялись шкатулки.
Еще древние греки и римляне покрывали изделия из недорогих пород дерева тонкими пластинками из ценных пород. Непосредственной же предшественницей маркетри была интарсия - техника, появившаяся в эпоху Средневековья в Европе. При интарсии рисунок из тонких деревянных пластин врезается в дерево.
Техника маркетри гораздо проще, - деревянные пластины, как уже говорилось выше, просто наклеиваются на основу. Но и здесь есть свои тонкости и сложности. Например, при подборе цветов необходимо учитывать то, что некоторые породы дерева темнеют после обработки лаком, или же дерево может со временем выцвести, а, соответственно, рисунок после завершения работы очень сильно изменится. Мастерство краснодеревщика во многом заключалось именно в способности предвидеть эти процессы.
Маркетри достигла расцвета в Европе в эпоху Возрождения. В 16 веке для изготовления мебели мастера использовали около 100 пород дерева, как экзотических, так и таких распространенных как лимон, груша, яблоня, клен, орех. Богатство цвета и фактуры материалов позволяло создавать сложнейшие композиции с передачей света и тени, а мельчайшие детали прописывались с помощью гравировки.
В Россию техника маркетри пришла позже, в 18 веке. Первые опыты относятся к петровскому времени, когда появились наборные паркеты. Сначала они выполнялись по эскизам европейских мастеров, а постепенно техникой в полной мере овладели и русские умельцы. Маркетри в это время обогащается применением травления и подцветки дерева, а также обжига и гравировки, что значительно расширило изобразительные возможности. Выдающиеся мастера выполняли в этой технике не только орнаментальные рисунки, но и пейзажи, сюжетные композиции. Русскими художниками создавались сложные наборные панно с видами Петербурга и дворянских усадеб, поражающие тонкостью и точностью прорисовки деталей.
К середине 19 века интерес к маркетри угас. Но это касается не только данной техники, - становится все меньше творческого начала в проектировании и производстве мебели в целом. Приближалась пора поточного производства.
В наши дни старинное искусство маркетри переживает новый виток популярности. Эту технику используют для отделки мебели, стеновых панелей, самостоятельных декоративных панно, а также любых других деревянных элементов оформления интерьера. Мебель с маркетри сегодня - показатель хорошего вкуса и материального благосостояния.
Предоставлено компанией Art Lab
Комментарии
(4)Я работаю в технике маркетри 48 лет и считаю,что
это не ремесло а исскуство и мастеров осталось
по пальцам.мой
промышленного производства маркетри не может быть,
и обучать могут только единици коих очень мало.
Я работаю только на образованного интелектуала,
к сожалению таковых не много.
Жаль если со мной умрут мои знания,я постиг все тонкости этого не простого исскуства.583
Информация представленная в данной статье, безусловно интересная, но к сожалению мало исчерпывающая. Хотелось бы, что-бы авторы статьи написали продолжение. Предположим,возможно описание шедевров Эрмитажа. Хотелось бы больше услышать о современных маркетристах. Алексей Окишев.
Оценка:Статья безусловно познавательная.
Оценка:Однако мне кажется в ней одной не возможно раскрыть тему. Тут затронут вопрос с древности, но нет середины и современности. Я тут порылся в инете и обнаружил, что оказывается, прорыв в маркетри совершили Буль, Ренген, Галле и затем этот вид искусства пришел в упадок. То что сейчас мы видим в инете это жалкое подобие, детский лепет, в лучшем случае боле-менее приемлемое столярное изделие, но никак не предмет искусства. Однако! К моему удивлению, я обнаружил ребят, что приятно радует, наших, русских мастеров, пусть и зарубежом, которые подобно мастерам прошлого совершили прорыв в этом виде искусства их сайт - www.shursha.com. Знаете очень приятно сознавать, что и здесь мы все таки впереди всех! Молодцы, браво! Нашим местным мастерам, прежде чем гнуть пальцы об эксклюзивности не мешало бы поучиться у этих ребят скромности. А ведь безусловно они уже вошли в мировую историю искусств наравне с Булем, Ренгеном, Гале.
Очень интересная и актуальная статья. В наше время многие люди ищут куда вложить свои сбережения или заработанные в настоящий момент деньги.
Оценка:Действительно можно вложить в пифы или в банки. Только как их вернуть потом оттуда!?
С другой стороны покупка изделий, сделанных вручную, на заказ, греет и душу и неизменно растет в цене, причем иногда даже с большей отдачей , чем вложения в недвижимость!
Армен Габриэлян
www.marketri-graver.ru