Все статьи  :  Окна, оконные блоки, остекление  :  Пластиковые окна

Почему дорожают пластиковые окна? 

Колебание цен на рынке всегда оказывает заметное влияние на деятельность любого предприятия. В этих условиях руководству компаний необходимо следить за развитием ситуации, чтобы прогнозировать является ли этот рост следствием сезонности или есть другие причины. В данной статье мы постараемся определить основные факторы роста цен на оконном рынке и тенденции развития ситуации в целом.

Изменение цен на оконном рынке в значительной степени зависит от сезонности. К этому все привыкли, что во второй половине года спрос на окна значительно возрастает. В этих условиях повышаются и цены.
Однако в росте цен есть и другие, куда более серьезные причины, нежели желание производителей окон заработать при сезонном росте спроса. И эти причины вполне могут вызвать продолжительный рост цен, что приведет к изменению ситуации на рынке окон. По данным ежемесячных мониторингов в июле 2004 года цены на готовые окна в среднем по рынку повысились на 10%, что для оконного рынка является довольно резким изменением. Основной причиной этого изменения цен стал рост цен на комплектующие. Нужно заметить, что повышение цен на армирование и фурнитуру произошло еще весной этого года (апрель-май), но производители окон старались сдерживать рост цен за счет своих внутренних ресурсов. Однако, повышение цен на ПВХ-профиль сделало рост цен на готовые изделия неизбежным.
Итак, на вторую половину года приходятся основные продажи окон, и повышение цен выглядит обоснованным, но мы рассмотрим макроэкономические факторы, которые оказывают не меньшее влияние на изменение цен на рынке.

Фурнитура

Российский рынок оконной фурнитуры в настоящий момент почти полностью зависит от импортных поставок. Поставки фурнитуры на Российский рынок осуществляются в основном зарубежными производителями, такими как: Roto, MACO, Siegenia-Aubi и т.д. Деятельность Российских производителей фурнитуры "под евро - паз", таких как, НИиТ (Новосибирск), Сатурн (Набережные Челны) в силу ряда причин не оказывает существенного влияния на рынок.
Ключевыми странами, доминирующие на рынке черной металлургии, являются США, Китай, Япония и Россия. Однако нужно учесть, что производство фурнитуры для окон, это достаточно узкий сегмент в черной металлургии, так как изготавливается она из высококачественной специально упрочненной (нагартованной) стали. Из нее изготавливаются наиболее ответственные детали оконной фурнитуры. Производители стальной продукции, в частности фурнитуры, в странах Евросоюза, во-первых, зависят от поставок сырья из стран ведущей четверки, так как собственные месторождения не могут покрывать все потребности. Во-вторых, из-за высокого спроса возник реальный дефицит в узком сегменте нагартованной стали, что и приводит к росту цен.
Последние полгода наблюдается рост цен на этом рынке. В качестве катализатора этого роста выступают постоянно растущие потребности Китая, который в последние годы заметно увеличил объем потребления продукции черной металлургии. Цены растут практически на все: коксующий уголь, железорудное сырье, лом черных металлов. Определенное воздействие оказывает и рост цен на электроэнергию, газ и транспортные перевозки.
В итоге все эти факторы привели к заметному росту цен на фурнитуру, причем фактор роста объясняется ни желанием производителей заработать в сезон, а объективными макроэкономическими предпосылками. В мае 2004 года немецкие поставщики, доминирующие на российском рынке, повысили отпускные цены на 6%.

Армирование

Армирование, как и фурнитура, также является продуктом сталелитейных компаний, таких как Новолипецкий металлургический комбинат, и цены на нее зависят от ситуации на рынке черной металлургии. Однако в этом сегменте полностью доминирует продукция российских производителей, таких как Аркада, Центр кровли "ЛАМИЕРА" и др. Внутренние цены на продукцию черной металлургии не контролируются со стороны государства, как цены на энергоресурсы (газ, нефть, электроэнергию), поэтому они в полной мере зависят от общемировых тенденций и желания владельцев предприятий получать "большую прибыль". Раньше значительная доля экспорта продукции российских компаний приходилась на США, но после событий с заградительными пошлинами каналы сбыта были полностью диверсифицированы. Последующий рост потребления металла в Китае вызвал значительный скачок мировых цен и для российских компаний, имеющих высокий спрос на свою продукцию во всем мире, внутренний рынок стал составной частью общемирового. Как следствие, внутренние цены полностью сравнялись с мировыми, а по некоторым позициям даже превысили их.
По словам директора АвтоВАЗа, В. Каданникова, цены на металлы, потребляемых его предприятием, на Лондонской Бирже Металлов ниже, чем у российских производителей, и если бы не расходы на доставку и таможенную очистку, его предприятию было бы выгодно полностью перейти на импортное сырье. Подобные факты, с одной стороны, вызывают недоумение и закономерный вопрос: "как такое может быть", однако, некоторые неофициальные источники говорят даже о возможности сговора крупнейших комбинатов, которые значительно повысили цены на внутреннем рынке при отсутствии видимых причин.
Действительно, если абстрагироваться от событий в мировой экономике и рассмотреть ситуацию только с точки зрения внутреннего рынка России, объективных предпосылок для резкого роста цен на продукцию черной металлургии нет. Отечественная промышленность полностью обеспечена всем необходимым сырьем и возможностью его недорогой добычи. Цены на энергоносители были и останутся (даже после возможного вступления в ВТО) в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Уровень зарплаты на отечественных предприятиях также в несколько раз ниже. А цены выше, чем на Лондонской Бирже.
По мнению исполнительного директора ассоциации АПРОК Льва Михайловича Шахнесова, объективных предпосылок для роста цен на армирование нет. Однако, в апреле 2004 года наблюдается повышение цен на армирование на 11%, в июне - 5%. Как мы видим, и в этом случае основным фактором, вызвавшим повышение цен, является действие конкретных российских производителей. Согласно российскому законодательству в стране отсутствует дифференциация налогов в зависимости от уровня прибыли. Сверхприбыль производителя никем не оценивается и, следовательно, не имеет последствий. Это вызывает у него постоянное желание повышать цены.

ПВХ-профиль

Спустя год после кризиса 1998 года крупнейшие европейские производители ПВХ-профиля начали создавать предприятия на территории России, так как была видна перспектива создания производства в России. Сейчас заметная часть профиля, потребляемая на отечественном рынке, изготавливается в России, хотя производители из Европы, Турции и Китая продолжают поставки профиля. Сырье для производства ПВХ-профиля, изготавливаемого в России, закупается в российских химических предприятиях. И здесь на ценовую политику влияют события, происходящие в химической отрасли страны.
Начиная с июля 2004 года, ведущие производители профиля подняли цены на 6%. Как и по другим позициям, рост цен на ПВХ-профиль был вызван повышением цен на сырье суспензионный ПВХ, как известно, являющийся главным компонентом для производства ПВХ. Однако, если в случае с армированием и фурнитурой существует определенное влияние макроэкономического характера, то с ПВХ ситуация иная.
Основной причиной всех изменений произошедших на рынке ПВХ стали действия "Единой Торговой Компании" (ЕТК), которая практически монополизировала этот рынок. Компания была создана в 2003 году, и уже к концу года контролировала сбыт всех крупнейших игроков рынка ПВХ: Саянскхимпласт, Каустик (Стерлитамак), Волжские Химические Технологии" (Волжский, Волгоградской области), Пласткард (Волгоград). По данным Федеральной Антимонопольной Служы (ФАС) доля ЕТК на рынке достигла 65%, что позволило ей поднять цены на ПВХ-С на 10%. Также были установлены новые монопольные схемы сбыта готовой продукции, которые лишили потребителей возможности самостоятельно определять, у каких производителей и на каких условиях приобретать ПВХ-С.
Кроме рынка поливинилхлорида ЕТК контролирует и рынок каустической соды, которая является основным компонентом для производства суспензионного ПВХ. Фактически нынешние цены, по которым ЕТК предлагает соду потребителям в 1,5-2 раза выше, чем существовавшие в 2003 году на предприятиях-производителях. Цены прошлого года соответствовали среднему уровню цен в мире, таким образом, внутренние российские цены на соду в 2004 году в 1.5-2 раза превысили уровень мировых цен.
Подобная ситуация выходит за рамки понятий о "рыночной конкуренции", и к тому же эта отрасль затрагивает интересы большого количества смежных отраслей. Крупнейшие предприятия химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой, автомобильной промышленности и энергетики обратились в Министерство по Антимонопольной Политике (МАП) с требованием ликвидировать ЕТК. ФАС, которая сейчас выполняет функции бывшего МАПа, признала справедливость всех претензий к ЕТК и начала процедуру ее ликвидации.
Однако дело о ликвидации этой компании длится уже полгода, но не привело к каким-либо результатам. ФАС направило в арбитражный суд иск о ликвидации компании, но он не был выполнен, так как ЕТК выступило с встречным иском. Сейчас можно только догадываться, чем закончатся судебные разбирательства, учитывая все несовершенство российской судебной системы, и возможность влияния на судей, когда на карту поставлены "большие деньги". Однако именно эти события стали решающим фактором на оконном рынке, приведшим к повышению цен на готовую продукцию.

Результат

Все эти события, происходящие в смежных отраслях, оказывают существенное влияние на ценовую конъюнктуру оконного рынка. Рост цен, произошедший этим летом, только частично связан с сезоном, в остальном это влияние макроэкономических факторов. Нами были рассмотрены только часть факторов, которые стали причиной роста цен на рынке за последние полгода. Мы не затронули отдельной темы связанной с поставками стекла, которое в свою очередь подорожало на 10%, а также других показателей, которые влияют на рыночную ситуацию.

Пока все эти повышения не отразились на спросе, так как рост цен пришелся на пик сезона. Однако изменения, происходящие в отраслях, производящих комплектующие для окон, непременно станут поводом для размышлений руководства оконных компаний. В этих условиях нужно проводить адекватную ценовую политику, которая соответствовала бы новым реалиям рынка.
Если повышение цен на фурнитуру со стороны немецких производителей выглядит вполне обоснованно, то ситуация с армированием, и тем более с ПВХ-С, выходит за рамки рыночных процессов. Сейчас ценовая конъюнктура на оконном рынке полностью зависит от событий, происходящих на уровне крупного металлургического и химического бизнеса, и оконным компаниям очень важно правильно выбирать стратегию развития своего бизнеса в таких сложных "рыночных" условиях.
Их сложность еще заключается и в том, что несмотря на постоянную тенденцию роста стоимости 1 м2 на рынке жилья, строительные компании вынуждают поставщиков окон постоянно снижать цены. И для того, чтобы получить крупного корпоративного заказчика, оконным компаниям в жесткой конкурентной борьбе часто приходится идти на такой шаг. А это существенно сокращает прибыль компании. Подобная ситуация не может продолжаться бесконечно, поэтому повышение цен на пластиковые окна выглядит вполне обосновано.

Предоставлено компанией О.К.Н.А. Маркетинг


Ваш Дом

Добавить комментарий

Комментарии

(0)

Добавить комментарий

Имя*
E-mail: 
 Присылайте мне комментарии по этой статье
 Не показывать мой E-mail
Комментарий*

не менее 5 слов
Оценка: 
 (отлично)
 (хорошо)
 (средне)
 (плохо)
 (ужасно)
 (без оценки)
 (введите число, указанное на картинке*)
Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Правила размещения комментариев

Поля отмеченные значком * обязательны для заполнения.

Запрещено:

  1. Запрещены сообщения рекламного характера.
  2. Запрещены сообщения оскорбительного и нецензурного содержания.
  3. Запрещено использование тегов HTML и скриптов на языках JavaScript, VBScript.

Все сообщения просматриваются администратором и, в случае нарушения правил, удаляются без предупреждения и объяснения причин.


Смотрите также
Новый разговор о старом. Пластиковые окна
Возможно, многие наши читатели, прочитав заголовок, подумают — опять эти окна, сколько про них уже говорили. Но будут правы лишь отчасти. Действительно, про пластиковые... Подробнее
Профессионалы меняют окна зимой
Весной, расклеивая окна после зимних холодов, Вы твердо решили: «Стоп! Этим летом я меняю окна!». И вот жаркая пора прошла, а Вы так и не успели заняться окнами. Не... Подробнее
Почему мы выбрали окна "ФАВОРИТ"
В новой статье "Почему мы выбрали окна "ФАВОРИТ"" рассказывается о преимуществах профильной системы "ФАВОРИТ". Подробнее

Все статьи:      «Окна, оконные блоки, остекление» (118) >> «Пластиковые окна» (30) >>


Смотрите также: Каталог «Окна, оконные блоки, остекление» >>
Компании «Окна, оконные блоки, остекление» >>
Статьи (118) >>
ГОСТы (38) >>
СНиПы (1) >>
Нормативные документы (1) >>
Подписка на рассылки >>
Задать вопрос в форуме >>
Форум "Окна, лоджии, остекление балконов" >>
Форум "Балконы" >>
наверх