Пространство кухни напоминает если не модель всей Вселенной, то планету в миниатюре. Для любой из зон можно провести параллель с каким-либо географическим понятием. Холодильник играет роль Антарктиды, мойка – это субтропики с влажным климатом, плита – раскаленная пустыня. Если взглянуть на барную стойку как на высокогорье, то большой обеденный стол предстанет в виде равнинной местности. И так же, как на Земле, на кухне происходит постоянная эволюция. Меняются климат, обитатели, сама планета.
Распределение климатических зон на карте кухни
Разглядывая ландшафт нашей «планеты», мы увидим единый материк – кухонный гарнитур. «Хотя форма «континента» может варьироваться, неизменными остаются три основных «климатических пояса» – зоны мойки, приготовления, хранения. Образующими элементами для них являются холодильник, раковина и плита. По правилам эргономики, они размещаются по углам «рабочего треугольника», оптимальная площадь которого составляет от 4 до 7 квадратных метров, – советует руководитель мебельного салона Mobel Studio Lana Светлана Щапова. – При расстановке мебели надо учитывать, что холодильник, раковина и плита следует устанавливать на расстоянии не менее 0,6 м друг от друга».
И пусть в природе тропики не соседствуют с зоной вечной мерзлоты, на планете под названием «Кухня» до всего должно быть рукой подать. Именно под этим девизом происходит здесь эволюция. Одно из направлений – независимость бытовой техники и возможность ее размещения в любом удобном для хозяйки месте. Например, чтобы избавить человека от необходимости нагибаться, духовые шкафы переносят из-под плиты в вертикальные колонки, размещая их на уровне глаз.
Но такая мобильность техники чревата экологическими проблемами. У кухни, как и у нашей планеты, есть легкие, и при ее перепланировке о них тоже часто забывают. «Святая святых» – это вентиляционный короб, трогать который категорически запрещено. Это всё равно, что исключительно из личной выгоды рубить лес, снабжающий всех кислородом. К сожалению, как и в жизни, человек часто действует опрометчиво – и избавляется от короба в пользу лишней площади. В результате совершает экологическое преступление, лишая вентиляции жильцов квартир, расположенных на нижних этажах.
Возможность менять расположение кухонных зон позволило выносить некоторые из них в отдельно стоящие модули – кухонные острова. «Обычно одну его половину используют как рабочую поверхность, а вторую оснащают плитой или мойкой. Пространство снизу отводят под хранение, – рассказывает о вариантах функционального наполнения этого элемента эксперт Светлана Щапова. – «Плавают» острова на расстоянии не менее метра от материковой кухни, а в идеале – 1,2 метра. Иногда они оборудованы причалом в виде барной стойки».
Процессы изменений в климатических зонах
Зона приготовления. Эта климатическая полоса простирается по всей рабочей поверхности, и ее ключевым элементом на кухне издавна был очаг. Сегодня в его роли все чаще выступают сразу три составляющих: варочная поверхность, духовой шкаф и микроволновая печь. Их жаркий «темперамент» обуславливает царящий в зоне климат.
Варочные поверхности и духовые шкафы разделились на два крупных подвида: газовые и электрические. И этот факт находит свое отражение в кухонном ландшафте. Одним из главных условий при использовании газовой плиты является наличие стены между зоной готовки и прочими помещениями. Хотя дизайнеры научились обходить это правило – они отделяют область гостиной прозрачными раздвижными перегородками.
Подвид плиты влияет и на выбор посуды, которая становится обитателем этого «знойного» региона. «Эволюция на кухне происходит очень быстро. Как только появляется новый тип плит, кастрюли, ковши, сковороды тут же адаптируются под него, – замечает Елена Крылова, эксперт компании POLARIS, производителя и поставщика высококачественной посуды. – В нашем большом ассортименте есть множество линеек, и каждая подходит для любого вида плиты (газовой, электрической, керамической и индукционной). Однако это лишь одна из причин изменений в мире посуды, где побеждает… наиболее «оригинальный» подвид. В дизайне данное качество позволяет кастрюлям органично вписываться в интерьер кухни». Так, стиль Frey Wille, в котором оформлены серии Mosaic Line и Fresh Line, отлично будет сочетаться с сочными цветами мебели фьюжн. А строгость нержавеющей стали поможет посуде Comfort Line занять свое место на кухне в стиле хай-тек.
Другим вектором преобразований посуды, по словам эксперта POLARIS, становится функциональность. Например, в коллекции Special Edition кастрюли компактно встают одна в другую и занимают минимум места в кухонном шкафу благодаря складным ручкам. А их специальный носик и отверстия в крышке облегчают слив. Отдельное внимание в процессе разработки новых решений дизайнеры уделяют комфорту хозяйки во время приготовления блюд. Так, эксклюзивная ручка позволяет крышке Standable Handle стоять на рабочей поверхности.
Несмотря на то, что кухонная посуда становится все более удобной, постепенно функции плиты – «динозавра» зоны готовки – начала перенимать техника. Запустили этот процесс бытовые приборы, которые уже прижились на кухне: электрочайник, кофеварка, тостер и т.д. А продолжают – компактные гаджеты, например, мультиварка. «Ее можно без всяких опасений оставлять на кухне одну – техника сама жарит, варит, тушит, печет благодаря набору программ для каждого типа приготовления, – рассказывает эксперт Елена Крылова. – Среди наших моделей есть и такие, которые с помощью функции «Мультиповар» подстраиваются под любой рецепт».
В зоне хранения ключевой фигурой является холодильник. Если на Земле, на Северном полюсе комфортно себя ощущают хищники – белые медведи, то на планете «Кухня» в зоне мерзлоты обитают вполне безобидные продукты. Бакалея не требует низких температур при хранении, но не любит прямых солнечных лучей, а потому занимает «темные пещеры» – шкафы. Там же скрываются от посторонних глаз и лишней пыли бытовые приборы.
«Комбайны, мультиварки, пароварки и хлебопечки отвоевывают пространство у рабочей зоны. Убирать их высоко на полку – неудобно, поэтому для техники при проектировании кухни предусматривают специальные шкафы с жалюзийными дверцами, располагающиеся непосредственно на столешнице», – говорит Светлана Щапова.
Те приборы, которые в силу габаритов не могут поместиться в шкаф, принимают его форму. Первыми встраивать в кухонный гарнитур стали именно холодильники. Сейчас же вслед за ними такой способ начали использовать для размещения кофе-машин, духовых шкафов, СВЧ и т.д. Причем дизайнеры не прячут технику за мебельными дверцами, а предпочитают вписывать в интерьер ее стеклянные или хромированные фасады.
Технический прогресс привел к тому, что автоматизируются абсолютно все процессы. Увеличение числа электроприборов также привело к преобразованиям на кухне. Так, при ее обустройстве потребовалось достаточное количество розеток. Чтобы скрыть их, используют специальные боксы – выдвигающиеся прямо из рабочей поверхности или убирающиеся в шкафы.
Рост количества бытовой техники привел к изменениям и в привычном облике зоны мойки. Например, с распространением посудомоечных машин утратили свою актуальность двойные раковины. И территория стала понемногу оккупироваться приспособлениями для готовки. Например, накладные разделочные доски, выполненные из дерева, пластика и стекла, объединяются с раковиной.
Добралась до зоны мойки и техника, в частности, измельчители пищевых отходов. Они дробят и измельчают практически любые виды пищевых остатков (и даже косточки персиков), после чего те легко смываются в канализацию. «Родина этих приборов – США, город Расин в штате Висконсин. Приживаются они на российских кухнях не очень быстро, но интерес к ним растет, причем захватывает все сегменты рынка, от средних до самых дорогих апартаментов, – отмечает Антон Соболев, менеджер по продажам компании InSinkErator, первого производителя измельчителей пищевых отходов. – В процессе развития техника продолжает совершенствоваться. К примеру, модели серии с «говорящим» названием Evolution уже оснащены микропроцессором, распределяющим мощность в зависимости от грубости отходов. С каждым новым витком преобразований приборы становятся не только умнее, но и мощнее, тише, а также безопаснее, отвечая всем требованиям потребителей».
Но изменения касаются не только обитателей кухни, но и ее ландшафта. Так, фартук и столешница все чаще выполняются из новых материалов. Пристальное внимание к этим элементам связано с тем, что именно по ним ударяют протекающие в кухне процессы. Воздействие воды, моющих средств, ножей и другие опасные явления быстро ухудшают внешний вид поверхностей. Долговечность становится главным фактором выбора материалов.
Светлана Щапова советует обратить внимание на кварц, керамику и стекло. «У каждого из них есть свои особенности, – говорит эксперт. – Наиболее прочный материал, который не боится ни кислот, ни абразивных материалов, – керамика. Производители кварцевых столешниц предлагают большой выбор разных цветов, но покупателю нужно помнить, что такая рабочая поверхность впитывает пятна. Стекло очень эффектно выглядит, но может поцарапаться, кроме того, на его поверхности остаются пятна от пальцев». Тем не менее, и тут все меняется и… объединяется, например, стекло и камень. Так, в результате их расплавления и кристаллизации появился новый материал Stoneglass. Он отличается высокой прочностью, не боится царапин, при этом его поверхность идеально глянцевая и светопроницаемая, как стекло.
Разделение и объединение, перемена ролей и функций – все эти элементы эволюционного развития очень четко прослеживаются на кухне. Мебель, материалы, приборы и посуда – все они трансформируются в угоду человеку и главной его страсти – кулинарии, которой, кстати, люди не изменяют уже тысячи лет.
Пресс-служба компании POLARIS
Комментарии
(0)