Знаете ли вы, что по обстановке и техническому оснащению наших квартир вполне можно изучать всемирную географию? Телевизоры и музыкальные центры у нас в домах из Китая, Кореи и Японии, стиральные машинки и газовые плиты – из Италии, Словакии или Польши, мебель – из Западной Европы и Скандинавии. Зайди в ванную – там тоже все иностранное: итальянская кафельная плитка, немецкие смесители, украинская раковина…
И за всем этим географическим разнообразием возникают резонные сомнения, умеют ли еще в России делать функциональную, красивую и качественную мебель, сантехнику или бытовую технику? Увы, отечественной продукции в сознании российского потребителя отводится, в лучшем случае, предпоследнее место – сразу перед китайским ширпотребом. Но всегда ли эти стереотипы оправданы или все же нашим производителям есть, что противопоставить западным брендам? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Электроника в китайском кисло-сладком соусе
Мы не представляем себе комфортной жизни без таких достижений прогресса, как цветной телевизор, стиральная машинка, холодильник, СВЧ-печь и прочих полезных в быту приборов. Но в магазинах бытовой техники и электроники давно «правят бал» иностранные бренды.
Долгие годы эталоном качества оставалась продукция японских производителей – Sony, Panasonic, Toshiba, Fujitsu, Hitachi и т.п. Традиционное «японское качество» получило признание с 1970-80-х годов, когда Япония стала основным экспортером самой передовой электроники. Так что телевизоры, музыкальные центры, DVD-проигрыватели и прочие «умные» приборы из Страны восходящего солнца до сих пор считаются россиянами самыми желанными покупками, даже несмотря на высокую стоимость.
Лишь немногим по цене и качеству отстает от «японцев» электроника южнокорейских корпораций – Samsung или LG. Еще в 1980-е годы россияне относились с некоторым пренебрежением к корейским товарам, но сегодня от этого предубеждения не осталось и следа. Впрочем, сейчас производства этих компаний есть не только в Корее, но и в Западной Европе, и в Китае, и даже в России. Так, компания LG Electronics недавно открыла собственное производственное предприятие в Московской области. Здесь из готовых компонентов собираются самые современные жидкокристаллические и плазменные телевизоры, домашние кинотеатры, компьютерные мониторы, крупная бытовая техника. И хотя произведена вся эта техника руками россиян, качество сборки ничем не отличается от оригинальной корейской.
Кстати, подобным путем пошли многие зарубежные производители крупной бытовой техники. Так, стиральные машинки и холодильники итальянских марок Ariston и Indesit сейчас собираются на заводе «Стинол» в Липецке. А еще один итальянский производитель Candy выпускает стиральные машинки на кировском заводе «Вятка».
Сегмент электроники и мелкой бытовой техники эконом-класса в нашей стране практически полностью заполнен продукцией разнообразных китайских производителей. Причем с подачи отечественных ретейлеров они зачастую умело маскируются под «европейцев». Например, бюджетные марки Techno, Trony и Elenberg принадлежат крупным розничным сетям, таким как: «Техносила», «Мир» и «Эльдорадо». Bork, продвигающийся как немецкая техника, – это бренд сети «Электрофлот». Такие марки, как Scarlett, Vitek, Vigor, несмотря на регистрацию в Европе, также изготавливаются в Китае.
В целом, можно сказать, что умы российских потребителей электроники и бытовой техники полностью завоеваны иностранными брендами – пусть даже они произведены в нашей стране. А если и промелькнет где-то на прилавке телевизор с ностальгическим именем (например, «Сокол», «Рубин» или «Рекорд»), то можно гарантировать, что он почти полностью собран из импортных комплектующих.
Европа у нас дома
Согласно исследованию агентства Discovery Research Group, доля мебели отечественного производства составляет не менее 60%. Среди российских изготовителей мебели для дома наиболее крупные – «Мебель Черноземья», «Миасс-Мебель», фабрики «Катюша», «Шатура», «Графская кухня», «Первая мебельная фабрика», «ДОК-17» и другие. Причем большинство этих компаний работает в наиболее востребованных сегментах мебели – эконом- и бизнес-классов.
По мнению экспертов, российские потребители становятся всё более разборчивыми в материалах, дизайне и предъявляют больше требований к качеству сборки. По правде говоря, мы устали от стандартных и штампованных предметов интерьера и даже при не очень больших финансовых возможностях стремимся обставить свою квартиру по-настоящему красивой, оригинальной и качественной мебелью.
Если не считать «ширпотреба» из Белоруссии и Китая, поступающая в Россию импортная мебель, в основном, относится к среднему (Польша, Германия) и высшему (Италия, Франция) ценовым сегментам.
Лидером дорогой и эксклюзивной мебели по праву считается Италия. Это неудивительно. Итальянская мебель всегда ассоциировалась с роскошью интерьеров, безупречным качеством исполнения и уникальным дизайном. Традиции деревообработки в этой маленькой средиземноморской стране, где производится 10% всей мебели мира, уходят корнями еще в эпоху Возрождения. Здесь насчитываются тысячи мебельных фирм – от больших фабрик с современным оборудованием до крохотных семейных мастерских, веками передающихся от отца к сыну.
Дизайнерская мебель из Италии – это разнообразие стилей и их самые смелые сочетания, позволяющие сделать неповторимой обстановку спальни, гостиной или кухни. Выбор материалов итальянской мебели не ограничивается классическими видами древесины – дубом, кленом, орехом или вишней. Сегодня активно используются современные и высокотехнологичные материалы: стекло, металлы, камень, МДФ, лаковые и эмалевые покрытия и даже углепластики.
«На российском рынке все последние годы законодателями мебельной моды являются итальянцы, особенно это относится к мебели классического стиля, – считает Андрей Радухин, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. – В то же время российские мебельные компании тоже не стоят на месте в плане новых дизайнерских разработок, привлекая к сотрудничеству отечественных и зарубежных специалистов. В таких сегментах мебели, как кухонная и мягкая, успехи отечественных мебельщиков наиболее заметны. Выпускается продукция вполне конкурентоспособная, не хуже итальянской».
К примеру, известная российская мебельная марка Mr.Doors в 2007 году приобрела итальянский бренд Paolo Marchetti, что позволило наладить выпуск серий мебели в классическом стиле премиального ценового сегмента.
Здесь, как мы видим, отечественные и иностранные производители прекрасно уживаются вместе, предлагая российским потребителям мебель самых разных стилей на любой вкус и кошелек.
Прозрачные иностранцы и соотечественники
Окна – это самый незаменимый и одновременно самый незаметный элемент интерьера наших квартир. Сейчас, в ожидании зимних холодов, многие спешат заменить старые деревянные окна, рассохшиеся и продуваемые всеми ветрами, на энергосберегающие пластиковые конструкции. Причем один из основных критериев выбора: «чтобы ПВХ-профиль, из которого изготавливаются окна, был непременно из Германии или Австрии».
Откуда же взялось убеждение, что профиль из этих стран – самый лучший? Дело в том, что первые окна из ПВХ-профиля появились в 1950-х годах именно в Германии. И уже оттуда спустя несколько лет начали свое триумфальное шествие по Европе и Америке, завоевав сердца миллионов потребителей. Благодаря своей конструкции пластиковые окна превосходили традиционные деревянные по таким параметрам, как тепло- и звукоизоляция, надежность, долговечность и удобство эксплуатации.
Именно в Германии и Австрии до сих пор наблюдается максимальная концентрация производителей ПВХ-профиля, оконной фурнитуры, а также оборудования для экструзии ПВХ, для изготовления стеклопакетов и т.п. Десятилетия германские производители были законодателями моды, предлагая рынку все более совершенные оконные конструкции. Так что нет ничего удивительного в том, что именно благодаря немецким и австрийским производителям в середине 1990-х гг. состоялось знакомство россиян с преимуществами энергоэффективных пластиковых окон.
Однако в настоящее время на российском рынке весьма немного настоящего европейского профиля. По мнению Ирины Обросовой, директора компании «О.К.Н.А. Маркетинг», доля импортного ПВХ-профиля в 2009 году составила менее 10%. Везти продукцию через пол-Европы довольно невыгодно – таможенные барьеры и транспортные расходы серьезно увеличивают итоговую стоимость продукции. Так что большинство крупных европейских брендов уже давно построили собственные производства в России, которые оснащены самым современным импортным оборудованием и работают как на зарубежном, так и на отечественном сырье.
«Производство европейского образца – это не только новейшее оборудование и технологии, но и многоуровневая система контроля качества, – рассказывает Лев Минуллин, коммерческий директор ТД ПРОПЛЕКС (эксклюзивного поставщика ПВХ-профиля, произведенного в России по австрийским технологиям). – Мы работаем на австрийском экструзионном оборудовании по рецептуре сырьевой смеси, разработанной специалистами этой страны для российских условий эксплуатации. Состав компонентов адаптирован к нашим климатическим условиям, в частности, к морозным зимам. Причем добавки (пигменты, стабилизаторы, пластификаторы и т.п.) нам доставляются прямо из Австрии».
Каждая партия сырья проходит жесткий входной контроль в Лаборатории контроля качества на заводе ПРОПЛЕКС. Регулярно проводятся тесты образцов продукции по таким параметрам, как прочность, термостойкость, цвет поверхности. В специальной климатической установке имитируются погодные воздействий в реальных условиях эксплуатации. Образцы профиля подвергают нескольким десяткам циклов увлажнения и воздействия ультрафиолета, а затем исследуют на наличие повреждений, изменения цвета и прочностных характеристик. Если образцы не прошли хотя бы один тест, всю партию профилей забраковывают, а технология производства корректируется для устранения нарушений.
Подобные системы контроля качества, отвечающие жесточайшим европейским требованиям, гарантируют, что профиль, выпущенный на заводе в Подмосковье или Сибири, ничем не отличается от собрата, экструдированного где-нибудь в Баварии или предместьях Вены.
Впрочем, российские потребители зачастую не осознают, что «родословная» ПВХ-профиля и его качество – это не единственные условия долгой службы пластикового окна. Большое значение также имеет качество стеклопакета и фурнитуры, правильно ли произведена сборка, не было ли ошибок при установке оконной конструкции в проем. «Более 90% всех жалоб на пластиковые окна возникают из-за ошибок при их сборке или из-за непрофессионального монтажа», – подтверждает Нелли Кутукова, руководитель компании «Ваши окна» (г. Абакан). – Так что разумнее выбирать не просто профиль известного бренда, а оконную компанию с хорошими отзывами и большим опытом работы».
Царство фаянса и хрома
В заключение – немного о пристрастиях российского потребителя в отношении сантехнического оборудования. Согласно исследованиям агентства Discovery Research Group, объем импорта на российском рынке сантехники в последние годы составляет около 40%, то есть влияние отечественных производителей довольно значительно. Среди них можно выделить такие крупные заводы, как «Стройполимеркерамика», «Кировский стройфарфор», «Сантек» (Чувашия), «Самарский Стройфарфор», «Завод Стройфарфор» (С.-Петербург) и др.
Как ни странно, одним из крупнейших производителей сантехники в России за последние годы стала известнейшая испанская компания Roca. Этому способствовало открытие собственного предприятия в г. Тосно Ленинградской области, а также приобретение заводов сантехнического фаянса в Чебоксарах, Новочебоксарске и Калужской области.
Что касается импортной сантехники, то она представлена сегодня весьма разнообразно. Продукция высокого ценового сегмента представлена международной компанией Ideal Standard, а также производителями из Германии (Villeroy & Bosch), Франции (Jacob Delafon), Испании (Roca, Gala), Италии (Ceramica Dolomite) и т.д. Средний ценовой сегмент – это преимущественно продукция Финляндии (IDO), Швеции (Gustavsberg, IFO), Франции (Porcher), Чехии (Jika) и т.д. И, наконец, самые дешевые – это сантехника из Китая, Польши, Украины и Белоруссии, причем китайская продукция занимает не менее 20% российского рынка.
В общем, симпатии наших потребителей всё чаще оказываются на стороне отечественных производителей. При неплохом качестве сантехника российского изготовления значительно выигрывает в цене у европейского импорта и успешно борется с китайскими унитазами и смесителями. Однако для тех, кто ищет не просто надежное, но и стильное оборудование для ванной или туалета, нет альтернативы продукции из Италии и Германии – стран, известных своими дизайнерами.
Пресс-служба Группы компаний
Комментарии
(0)