Быстровозводимые здания представляют собой каркасные или бескаркасные здания, конструктивные решения которых позволяют в более короткие сроки проводить строительные работы (включая фундаментные) вне зависимости от климатических условий. Области применения таких зданий разнообразны: промышленные и производственные цеха, складские комплексы, торговые и офисные здания, спортивные сооружения, гаражные комплексы для всех видов транспорта, ангары для самолетов и т.п.
Говоря о быстровозводимых зданиях, мы будем понимать здания на основе металлоконструкций и легких ограждающих конструкций (БВЗ на основе МК и ЛМК).
Мировой рынок быстровозводимых зданий
Технология строительства БВЗ на основе металлических конструкций довольно популярна на мировом строительном рынке, так как позволяет быстро и эффективно строить объекты различных сфер применения: складские комплексы, ангары различного назначения, торговые и офисные центры, спортивные сооружения, развлекательные центры, частные коттеджи и многоэтажные жилые дома.
Строительство на основе металлических конструкций практикуется в большинстве стран мира. В некоторых государствах по технологии металлического каркаса строится более 70% нежилых зданий.
В Канаде и США металлические конструкции в промышленном строительстве начали активно использоваться после II Мировой войны. Сейчас американские строительные компании следуют принципу "любое здание должно быстро строиться и быстро демонтироваться", что относится не только к зданиям на основе металлоконструкций, но и, к примеру, к деревянным каркасным домам.
В Европе технологии строительства объектов на основе металлического каркаса начали активно развиваться и применяться в 60-х годах прошлого века. Сейчас основная часть возведенных по этой технологии зданий – это выставочные комплексы, гипермаркеты, логистические центры и склады, производственные объекты. Кроме того, возводятся небольшие сооружения – кафе, автомойки, заправочные станции и пр.
В Финляндии по технологии БВЗ практически в каждом городе сделаны футбольные поля, в США их часто используют для конных манежей и крытых кортов, на Ближнем Востоке и в Москве встречаются ледовые катки, интегрированные в гипермаркеты.
Наиболее распространены здания на основе металлоконструкций в Канаде и США, Австралии, Великобритании, Франции и Германии, в скандинавских странах. Каркасные технологии в этих государствах используются в строительстве как нежилых, так и жилых зданий. В большинстве же стран при строительстве жилых домов предпочтение все же отдается традиционным технологиям: дереву, кирпичу и бетону.
В Японии здания на основе стальных конструкций приобрели огромную популярность благодаря своей высокой сейсмоустойчивости. Особенно распространены в стране индивидуальные жилые дома, построенные по технологии ЛСТК. Аналитики прогнозируют дальнейший рост рынка быстровозводимых металлокаркасных зданий, но считают, что активность рынка будет сосредоточена на сегменте жилых зданий для одной семьи и малоэтажных жилых домов. Прогнозируется также и рост доли многоэтажных зданий на основе стальных конструкций, которые могут обеспечить растущий спрос на городское жилье и высотные офисные объекты. Готовые стальные здания в Японии составляют более 50% от общего объема зданий, конструируемых из готовых блоков, и эта цифра растет.
В Южной Корее, в отличие от Японии, строительство исторически основывалось, прежде всего, на каменной кладке. Но, как и в Японии, урбанизация вызвала рост спроса на многоэтажные здания. В секторе высотного строительства Японии и Южной Кореи наблюдается устойчивая тенденция роста доли готовых зданий на основе легких стальных конструкций.
В Австралии стальное строительство распространено уже более полувека. Послевоенный дефицит строительных материалов привел к развитию системы строительства на основе стального каркаса, называемой Econosteel. Интересно, что построенные по этой системе здания были в шесть раз дороже аналогичных деревянных строений.
Технология создания облегченных строительных конструкций переживает в настоящее время бурное развитие. Ведущие игроки рынка постоянно работают над созданием новой продукции в этой области. Например, Lindab Group (Швеция, www.lindabgroup.com ) ведет разработки в области термопрофилей для наружных стен, внутренних стеновых профилей с улучшенными виброакустическими характеристиками, стальной обрешетки и профилированного листового металла. Вместе с минераловатным утеплителем и гипсокартонными панелями эти изделия составляют основу технологии строительства облегченных зданий – строительную индустрию будущего.
Спрос на готовые здания на основе стальных конструкций имеет устойчивую тенденцию роста.
Российский рынок быстровозводимых зданий
Рынок быстровозводимых зданий в России начал развиваться с начала 60-х годов и в настоящий момент представляет собой самостоятельную промышленную отрасль с развитой структурой проектных институтов и сформировавшейся промышленной базой. Специалисты характеризуют данный сегмент рынка не иначе как "перспективный" и "динамичный". Существенно позже (с конца 90-х годов) стала внедряться технология использования легких металлических конструкций.
Интерес к быстровозводимым зданиям и технологиям порождает развитие рынков нежилой недвижимости:
- офисной,
- складской,
- торговой,
- промышленной,
- сельскохозяйственной.
Все большее распространение в стране получает следующий принцип современного строительства: "Любое здание должно быстро строиться и в случае необходимости не менее быстро демонтироваться". На практике применение этого принципа дает возможность владельцу земли максимально выгодно ее использовать с учетом постоянного изменения конъюнктуры рынка. Отметим, что хотя перенос зданий осуществляется в крайних случаях, главное, что это в принципе возможно и дает денежную экономию относительно затрат на постройку нового здания до 40%.
По официальной статистике Росстата, в 2008 году было произведено 1120.5 тыс. кв. м. зданий из ЛМК комплектной поставки. По сравнению с 2007 г., когда было произведено 889.7 тыс. кв. м. зданий, прирост составил 25.9%.
Есть основания полагать, что приведенная статистика является заниженной. Так, по оценкам экспертов, доля ЛМК в строительстве зданий нежилого назначения составляет около 10%, т.е. примерно 2 329.0 тыс. кв.м.
Общий объем строительства БВЗ на металлокаркасе, по оценке Research.Techart, составил в 2008 г. около 14 000 – 15 000 тыс. кв.м., из которых около 1300-1400 тыс. кв.м. пришлось на долю полнокомплектных зданий на основе ЛМК. По сравнению с предыдущим периодом рынок вырос на 15-20%.
Тенденции развития рынка быстровозводимых зданий в условиях экономического кризиса в 2009 году свидетельствуют о том, что рынок сузился до единичных объектов, заказчики которых в меньшей степени зависят от кредитных средств или обеспечены господдержкой. Следствием перехода на режим тотальной экономии на объектах начинает появляться продукция, которая изначально удовлетворяет условию "низкая цена", а уж потом оцениваются качественные характеристики.
Парадокс развития рынка БВЗ в настоящее время заключается в том, что, с одной стороны, быстровозводимые здания располагают очевидным конкурентным преимуществом с точки зрения стоимости и сроков выполнения строительных работ и могут служить "антикризисным средством" в реализации строительных проектов; с другой – во многих отраслях наблюдается сокращение спроса на БВЗ. Если в 2008 г. активно велось строительство крупномасштабных производственных и торговых объектов, то теперь преимущественно выполняются работы по возведению складских помещений и ангаров площадью не более 500-600 кв.м.
Общее число крупных и средних производственных игроков, представленных на российском рынке БВЗ, составляет немногим более 100 компаний. Основная конкуренция происходит между отечественными игроками. Доля импорта в совокупном потреблении БВЗ не превышает 2%. Имеются тенденции к ее сокращению. В частности, ведущие импортеры переориентируются с поставок комплектов из за рубежа на открытие собственных производственных мощностей на территории России.
Статья подготовлена специально для портала "Ваш Дом"
на основании данных маркетингового исследования рынка БВЗ
на основе металлоконструкций и легких металлоконструкций,
выполненного Research.Techart 18 ноября 2009 года
Комментарии
(0)