Для предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в индустрии гостеприимства и питания (так называемый сегмент HoReCa – по первым слогам слов Hotel, Restaurant, Catering), трудно переоценить важность исправного функционирования систем канализации и водоотведения. Специфика этой отрасли предполагает образование больших объемов стоков самого разного происхождения. Так что любая проблема с канализацией может стать серьезным ударом как по репутации, так и по бюджету небольшого ресторана, закусочной или отеля.
Причины и следствия
Любой владелец кафе или мини-гостиницы знает, к каким катастрофическим последствиям порой приводит банальный засор канализации: потеря клиентов, гневные отзывы на интернет-форумах, штрафы органов санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме того, объекты недвижимости, в которых располагаются такие предприятия, имеют договорные отношения с местным водоканалом. Он также может накладывать штрафные санкции, если проблемы с сетями водоотведения возникли по вине нерадивого абонента.
«В большинстве случаев непосредственной причиной образования засоров и затруднения стока является невольное нарушение или сознательное игнорирование правил эксплуатации канализационных сетей, – говорит Андрей Макаров, директор российского подразделения компании RIDGID, ведущего мирового производителя профессионального инструмента для строительно-монтажного, сантехнического и промышленного секторов.
Действительно, сервисным службам гостиниц часто приходится ликвидировать типичные бытовые засоры, например, из-за посторонних предметов, спущенных в унитаз. Кухни ресторанов и кафе готовят для системы водоотведения еще более серьезное испытание: большие объемы жидких и твердых отходов животного и растительного происхождения, значительная доля которых из-за слабого контроля или низкой квалификации персонала спускается в канализацию. Закономерным результатом такого легкомыслия становятся засоры, которые могут полностью парализовать работу кухни и всего ресторана. Проблему отчасти решает использование так называемых диспоузеров или измельчителей пищевых отходов. По словам специалистов компании InSinkErator, ведущего разработчика и производителя диспоузеров, такие устройства устанавливаются в любую мойку и буквально перемалывают остатки разделки мяса и птицы, кожуру и очистки от овощей и фруктов, а также многие другие виды отходов. К сожалению, несмотря на доступность и простоту установки этих устройств, далеко не все отечественные заведения «общепита» оснащают ими свои кухни.
По свидетельству специалистов водоканалов, главный враг любой канализации – это жиро- и маслосодержащие стоки, которые в изобилии образуются на кухнях любых столовых, кафе и ресторанов. Такие отходы оседают на стенках труб в виде густых и вязких отложений. Они постепенно накапливаются в самых узких и труднопроходимых участках, уменьшая просвет трубопровода. Заканчивается это тем, что труба становится полностью непроходимой и вода перестаёт уходить в канализацию.
Нейтрализовать пагубное воздействие такого рода стоков на канализационные трубы призваны жироуловители (сепараторы жира) – устройства для механической очистки сточных вод от неэмульгированных жиров. Обычно они устанавливаются на выходах стоков посудомоек и кухонь. Использование таких устройств позволяет удалять до 80% жировых примесей из сточных вод – конечно, при условии их своевременной очистки.
«К сожалению, даже если проектом системы водоотведения предусмотрены жироуловители, точки общественного питания далеко не всегда их устанавливают. В итоге от образовавшихся засоров страдают не только эти заведения, но и другие пользователи, подключенные к той же магистрали, — поясняет Николай Тариков, начальник управления водоотведения МУП «Новгородский водоканал».
Если ресторан или гостиница располагается в отдельно стоящем здании, то на его владельцев ложится и ответственность по содержанию ливневой канализации в работоспособном состоянии. Приемные лотки и коллекторы системы водоотведения в отсутствие должного ухода могут забиваться песком и мусором, зарастать илом, что приводит к снижению пропускной способности трубопровода.
Нередко истинными причинами засоров являются просчеты, допущенные при проектировании и монтаже систем водоотведения. Самыми распространенными ошибками являются: несоблюдение необходимого уклона трубопровода, использование труб меньшего сечения, неоправданное усложнение системы с добавлением дополнительных колен и поворотов, снижающих скорость потока. Кроме того, малоквалифицированные строители могут прятать трубопроводы в цементной стяжке, за фальшполом или плитами гипсокартона, не предусмотрев при этом никаких технологических люков для инспекции труб и их прочистки.
Вызываем специалиста или чистим сами?
Увы, управляющие ресторанов и отелей склонны вспоминать о канализации только тогда, когда сточные воды начинают заливать кухни или гостиничные номера. Используемые в быту химические средства для устранения засоров и ручные приспособления вроде сантехнических спиралей зачастую оказываются малоэффективны. Работу канализации тогда можно восстановить только с помощью современных прочистных машин.
«Недальновидные хозяева коммуникаций обычно начинают действовать, когда ситуация стала аварийной, – поясняет Анатолий Иванов, менеджер по заказам компании «Гидроджет-сервис», занимающейся обслуживанием инженерных коммуникаций. – Но грамотнее было бы проводить периодическую профилактику и прочистку для гарантированной работы системы трубопроводов».
Специалисты утверждают, что для таких интенсивно эксплуатируемых канализационных систем, как в заведениях «общепита» и в гостиницах, прочистка труб должна проводиться ежеквартально. Но услуги профессионалов обходятся недешево. Так, в Московском регионе цены начинаются от 50 руб. за погонный метр канализации, а минимальная цена за «вызов» – от 5-6 тыс. руб.
Когда расходы на прочистку начинают исчисляться десятками тысяч рублей, многие собственники ресторанов и гостиниц задумываются о покупке собственного прочистного оборудования. Актуален этот вопрос и для заведений, расположенных в отдаленных туристических зонах или в небольших городах, где профессиональные услуги такого рода пока слабо распространены.
«Наиболее мобильны и просты в использовании прочистные машины барабанного типа с электрическим приводом. Сантехнический трос укладывается в закрытый кожух с механизмом автоподачи, что позволяет избежать грязи и делает процесс прочистки более эффективным, – рассказывает Александр Петрашевич, инженер по продажам компании RIDGID. – Никаких специальных навыков для использования такого устройства не нужно. После небольшой практики с ним справится и штатный сантехник».
Как показывают отзывы компаний, продающих такое оборудование на российском рынке, наиболее востребованы аппараты, предназначенные для работы с трубами сечением до 110-200 мм.
«Подобрать подходящую модель прочистной машины с соответствующими насадками и спиралью можно исходя из нескольких параметров: диаметры трубопроводов, которые нужно будет обслуживать, их протяженность и наличие углов, ветвлений и т.п. Но всегда приходится учитывать и ограниченный бюджет, который владелец предприятия рассчитывает выделить на покупку такого оборудования, – рассказывает Антон Шрамко, менеджер по продажам компании «АйТиСи». – Например, в номерах гостиниц полезна возможность прочищать сливы раковин, ванн, душевых кабинок без необходимости демонтажа решеток и сифонов. Для таких задач можно рекомендовать прочистную машину барабанного типа RIDGID K-45, предназначенную для труб диаметром от 30 до 75 мм. С ней используется трос длиной до 15 м. Более универсальная и «дальнобойная» модель – RIDGID K-400. Она подходит для труб диаметром от 30 до 110 мм и длиной до 30 м».
Если идет речь о прочистке стояков, коллекторов и трубопроводов большой протяженности, то рекомендуется использовать секционные модели, где трос можно наращивать до нужной длины путем подсоединения дополнительных секций. Например, машина RIDGID К-1500 прочищает трубопроводы и системы канализации диаметром от 50 мм до 250 мм на длину до 90 м.
Одна из наиболее труднорешаемых задач при обслуживании канализационных трубопроводов – устранение уже упоминавшихся жировых пробок.
«При загрязнениях такого рода механическая прочистка может лишь частично восстановить сток, пробивая и разрыхляя отложения. Однако уже через несколько недель потребуется повторение процедуры, – комментирует Антон Шрамко («АйТиСи»). – В таких случаях рекомендуется использование гидродинамических прочистных машин, которые для удаления отложений используют водяные струи под давлением до 80-200 атмосфер. Интенсивное воздействие позволяет наиболее эффективно удалять застаревшие жировые и известковые отложения и полностью освободить просвет трубы».
Вы должны это увидеть!
Далеко не все проблемы систем канализации и водоотведения можно решить с помощью прочистного оборудования. Бывает, что засоры постоянно возникают в одном и том же месте трубопровода или где-то открылась течь. В таких случаях специалисты рекомендуют для обследования состояния труб применять высокотехнологичные приборы для видеодиагностики. Для трубопроводов небольших диаметров – от 25 мм до 300 мм – используются проталкиваемые устройства. Они состоят из прочной видеоголовки со светодиодной подсветкой на гибком прутке, которую помещают в просвет трубы. Цифровой сигнал от камеры поступает по кабелю на монитор в руках оператора, причем современные устройства позволяют получать цветное изображение высокого разрешения.
По словам Анатолия Иванова («Гидроджет-сервис»), услугами видеодиагностики в первую очередь пользуются те, кто предпочитает знать всё о состоянии своих труб и предупреждать возникновение проблем. Только визуальный контроль позволяет точно локализовать посторонние предметы или определить характер отложений в просвете трубы. Этим же способом обнаруживаются опасные дефекты трубопровода: трещины, свищи, проломы и участки, пораженные коррозией. Владея такой информацией, владельцам коммуникации намного проще выбрать оптимальный вариант решения проблемы.
Потребность воочию увидеть состояние канализации возникает не столь уж часто, так что предприятия «общепита» редко находят достаточно поводов приобрести оборудование для этих целей. Услуги по видеодиагностике, оказываемые специализированными компаниями, обходятся не дороже однократной прочистки труб. Некоторые фирмы для наглядности даже представляют клиентам изображения просвета труб «до» и «после» их обработки с помощью гидродинамической прочистной машины.
Впрочем, портативное видеоинспекционное оборудование наверняка пригодится для использования в гостиницах. Любой сотрудник отеля поведает немало историй о том, как постояльцы роняли в унитазы, в сливные отверстия раковин и душевых кабин всевозможные ювелирные украшения, часы, электронные гаджеты и т.п.
«Для подобных случаев сервисным службам отелей можно рекомендовать недорогие ручные приборы, у которых видеоголовка может снабжаться крючком, зеркальцем или магнитом для извлечения обнаруженных посторонних предметов», – комментирует Дмитрий Плотников, руководитель компании «МТ Групп», реализующей на российском рынке инструменты ведущих мировых производителей.
Российские рестораторы и хотельеры сейчас всё отчетливее понимают, что самый лучший сервис и знаменитый шеф-повар, шикарные интерьеры и виды из окон вряд ли впечатлят клиента, которому довелось стать свидетелем проблем с канализацией. Из внимания к таким «мелочам» и складывается репутация в сегменте HoReCa.
Пресс-служба компании RIDGID
Комментарии
(0)