Острая конкуренция, наблюдаемая в большинстве сегментов рынка строительных материалов, заставляет поставщика вкладывать большие средства в рекламную поддержку. Иначе его товар или услуга просто «утонут» в море альтернативных предложений. Чтобы о компании знали все, мало постоянно поддерживать себя на плаву в информационном поле: во-первых, очень затратно, во-вторых, далеко не всегда информация доходит до того, кому адресована — до строительных компаний. Наиболее эффективна адресная реклама, когда о предложении узнают конечные потребители: участие в публикациях в специализированных журналах, выставках, проведение промоакций и пр. Однако, как выяснилось, подобные дивиденды в виде реальных заказов может принести знакомство со своим предложением проектных организаций — именно они решают, приемлемо ли использовать тот или иной строительный материал на готовящемся объекте.
О том, что влияет на окончательный выбор фасадного материала проектными организациями, мы беседуем с представителями компаний и институтов, предоставляющих подобные услуги.
Сергей Орлов, технический директор «Гербер Архитектен»:
—Выбор конкретного материала зависит от его технико-экономических показателей и стоимости. Пожалуй, это максимум, что мы можем сказать по этому поводу. Всё зависит от первоначальных условий, заложенных инвестором в техзадании, — как он видит фасад своего будущего здания. На основании его пожеланий и выбирается подходящий по технико-экономическим показателям материал. В расчет берется цена, качество, внешний вид и возможность применения на возможном фасаде согласно теплотехническим условиям и фактурным данным.
Естественно, мы бы не смогли существовать без изучения новых тенденций в этой области. В случае большой необходимости что-то сами ищем по Интернету, но обычно всю необходимую документацию получаем от поставщиков. Они заинтересованы в том, чтобы нам предоставлять такие сведения.
Александр Тремазов, генеральный директор «Арт Холл»:
—При постановке задач проектирования какого-то конкретного объекта возникает задача решения индивидуальности его внешнего вида. Например, не так давно мы занимались реконструкцией фасада частного жилого дома. Поскольку к тому времени, как заказчик обратился к нам, внутри дома уже сложился классический стиль интерьера, в том же духе было решено и выдержать фасад. Подошел материал на основе ракушечника. Иными словами, заказчик оценивает не только внешний вид и подсчитывает, во сколько ему «встанет» фасад, но учитывается всё, вплоть до тактильных ощущений.
Но это что касается коттеджного строительства. Когда речь идет об общественных зданиях, немалое значение в плане выбора фасадного материала имеет «привязка» проектируемого здания к уже сформированной архитектурной окружающей среде. Нужно решать вопрос, будет ли вписываться здание в ландшафт или будет играть роль контраста. В последнем случае, когда в историческую застройку будет добавлена вставка современного стиля, тогда в ходу стекло, алюминий, композитные или другие новые материалы, которые пока широко не используются. Например, я заметил, что пока редко реализуются фасады из китайского композита «под камень» — когда тончайший срез натурального камня нанесен на металлическую основу.
Есть несколько факторов, влияющих на то, попадет фасадный материал в обиход архитектора или нет. Если, условно говоря, мы остановились на композитном материале, то решение в пользу того или иного композита будет приниматься в расчете на то, соответствует ли он предъявляемым условиям. Будет ли им отделываться фасад, находящийся под навесом, — в месте, недоступном для солнечных лучей, или отделка идет на чистом фасаде, подверженном воздействию ветра, дождя или солнца. В двух разных случаях необходимо два разных по структуре и покрытиям материала.
Мы давно работаем на опережение, владея самой свежей информацией о новых материалах и технологиях. Для этого у нас есть специальный сотрудник, основная задача которого — быть на острие новейших поступлений. Бывает и так, что сам поставщик не знает, можно использовать его материал для выбранного архитектурного решения или нет. В такой ситуации мы анализируем характеристики материала: подходит ли он, например, по гигроскопичности и другим факторам для монтажа на фасаде. Даже если поставщик заявляет нам, что материал пока не проходил сертификацию, мы стараемся перспективный материал где-то применить — по крайней мере, для того, чтобы внести его в перечень «рабочих» материалов.
Нельзя сказать, что производители фасадных материалов балуют нас тем, что сами приносят документацию. Такая практика имеет место, но она небольшая, на порядок больше предложений по интерьерным материалам. Возможно, это связано с тем, что поставщики фасадных материалов не видят в нас ту проектную компанию, которая может реально помочь продвижению их товара. Дело в том, что все компании, которые занимаются фасадными решениями, стремятся наладить контакты с «золотой ячейкой» проектных организаций, приближенных к крупнейшим застройщикам Екатеринбурга. Они в состоянии разместить большой заказ, но «прорвутся», я уверен, далеко не все поставщики.
Александр Курохтин, начальник отдела фасадной отделки компании «Юран»:
—Выбор фасадного материала обусловлен двумя основными факторами. Первый — пожелание заказчика и решение Главархитектуры, а второй — сколько заказчик готов заплатить за обустройство фасада. По большому счету, больше ничего нет. Если заказчик говорит, что хочет что-то очень красивое, но при этом выясняется, что это красивое стоит 10 тысяч рублей за квадратный метр, а он готов заплатить только 2 тысячи, ему подбирают аналогичные материалы подешевле.
Однако внешний вид здания городской застройки в обязательном порядке задается Главархитектурой: без подписи под разрешением из этой инстанции никто не имеет право делать фасад по собственному усмотрению. Ситуация под контролем даже на этапе первого желания, когда человек только хочет построить дом. Дом красиво рисуется на картинке, после чего заказчик идет в Главархитектуру и просит землю, где ему говорят: мы подписываем тебе, но в этом месте фасад должен выглядеть именно так. Только после этого ему выдается земля. Не раньше.
Ирина Лазарева, начальник отдела промышленной архитектуры Уральского научно-исследовательского института архитектуры и строительства:
—Во-первых, мы смотрим, какие фасады в моде, какие из них, выражаясь просто, «на плаву». Из наиболее популярных выбираем те, которые больше подходят по условиям строительства. Цену согласовываем с заказчиком. Если его устраивает внешний вид и цена, материал будет использован.
Как происходит обновление нашей базы данных по материалам? Как минимум, два раза в год специалисты института посещают специализированные выставки — на них можно найти достаточно много интересных материалов. Регулярно анализируется отраслевая периодика, кроме того, не обходим вниманием и новые предложения в магазинах. Но на выставке лично я что-то замечу, а что-то — нет, поэтому, считаю, что наилучший вариант, когда те, кто хочет продвинуть свой материал, сами идут к проектировщикам.
Причем поставщиков, которые сами приносят пакеты документов, достаточно много. И приносят они не только документы, но и видеоролики, прайсы, образцы, словом, всё сразу. Самое главное, что должен иметь пакет документов по фасадам, — это альбом технических решений. Если такой альбомчик есть, мы сразу приступаем к работе с ним.
Поскольку мы в последнее время в основном занимаемся проектированием административных зданий (в том числе и промышленной направленности), могу отметить ряд востребованных рынком материалов. Условная бюджетная категория — пенополистирольные блоки в несъемной опалубке или штукатурка системы «Церезит», если здание более дорогое — облицовка плиточным фасадным материалом. А если строится промышленное технологическое здание, самый ходовой материал — клееные сэндвич-панели. Заказчикам они нравятся.
Дело в том, что государственного стандарта оформления фасадов промышленных зданий нет. Есть только стандарт 70 х годов «промышленный интерьер». Поэтому основным критерием становится восприятие здания в окружающей среде, а раз стандартов нет, каждый заказчик решает проблему выбора самостоятельно. Например, один из наших клиентов — «Макси-групп» — предпочитает свои промышленные объекты выдерживать в корпоративных цветах. Мы, как проектировщики, не можем игнорировать этого.
Дмитрий Носков (Журнал «Строительные материалы и услуги»)
Комментарии
(0)