«15 человек на сундук мертвеца…» – пиратская романтика, казалось бы, покинула цивилизованный мир вместе с последним капером, вздернутым на рее. Однако сегодня все чаще «Веселый Роджер» появляется там, где никаким морем и не пахнет. Музыка, кино, игры, электроника – перечислять можно долго. Пожалуй, сейчас нет области, которая не страдала бы от «абордажа» шустрых искателей наживы. Не стала исключением и строительная отрасль.
Пираты атакуют
Сейчас для грабежа вовсе не нужен фрегат. Вполне достаточно подделать логотип, упаковку и можно получать деньги. Доходы впечатляют: по мнению экспертов, мировой пиратский рынок ежегодно растет на 20% и уже в этом году достигнет рекордной цифры – 1 трлн. долларов. Вроде бы, с точки зрения рядового потребителя, ничего страшного – ну, недополучит правообладатель некоторую сумму, катастрофы не произойдет. Однако, не вдаваясь в моральную сторону проблемы, есть в контрафакте, особенно связанном с материальным производством, куда более важный аспект – безопасность. Вернее, ее отсутствие. И возможная цена подмены в этом случае – серьезные потери, не только денежные, но и человеческие.
Вспомним совсем недавний пример, когда использование «пиратской» огнезащиты в строящемся грозненском небоскребе «Олимп» привело к пожару на огромной площади – 8000 м2. В итоге «сгорело» 200 млн. рублей. Применение «паленого» цемента в частном доме в Челябинске унесло жизни целой семьи. Да что там говорить, «пиратские» материалы умудряются использовать даже при строительстве АЭС! Еще в 2009 году Ростехнадзор обнаружил на строящихся Ростовской и Ленинградской АЭС контрафактную и несертифицированную арматуру. А 17 июля 2011 г. на возводимой Ленинградской АЭС-2 (ЛАЭС-2) произошло обрушение металлических конструкций и арматуры. В результате из пострадавшей стены контайнмента пришлось извлечь минимум 1200 тонн арматурной стали. Утешает в этом случае лишь одно: хорошо, что станция еще не работала…
Съемная опалубка, которую массово используют в монолитном строительстве, – вообще «слабое звено» для пиратского рейда. Здесь подделывают и сами системы и в большом количестве ламинированную фанеру для щитов. Чем это опасно, в общем, понятно. «Во время бетонирования щиты съемной опалубки испытывают серьезную механическую нагрузку – до 8 т/м2 поверхности. Кроме того, схватывающийся бетон химически агрессивен, – говорит Андрей Кобец, менеджер по развитию продукта группы «СВЕЗА», мирового лидера в производстве березовой фанеры. – Если в составе системы окажется контрафактный некачественный продукт, имеющий скрытые дефекты, например, пустоты, прочность в этом месте существенно снизится. Давление бетона в такой точке может привести к нарушению геометрии всей конструкции и возможному ее обрушению».
Действительно, за примерами ходить далеко не надо: в конце 2011 года в строящемся мебельном центре в подмосковном Дмитрове при заливке бетоном перекрытия между первым и вторым этажом не выдержала опалубка, в результате чего произошло частичное обрушение, пострадали люди.
Как это происходит?
Подделки – штука неоднородная. В целом, их можно разделить на четыре типа: прямая подделка (когда фальсифицируется продукт вместе с упаковкой и маркировкой), примыкающий к этому схожий дизайн упаковки («сходство до степени смешения»), небрендированная продукция и продукция частных производителей.
Надо сказать, прямая подделка на строительном рынке, скорее, редкость. А вот «сходство до степени смешения» – любимая тактика пиратов. Совсем недавно с ней столкнулась компания «СВЕЗА», чью продукцию, высококачественную ламинированную фанеру, полюбили подделывать в Китае. В 2013 году в порту китайского города Линьи была замечена крупная (не менее 10 000 м3) партия материала, логотип которого был фактически идентичен известному российскому бренду. «В данном случае вместо SVEZA написали Sweza, – комментирует Юлия Ермакова, руководитель отдела маркетинга компании. – Формально оригинальное наименование не использовалось. Но покупатель, выбирая продукцию, не всегда вчитывается в надписи, ориентируясь просто на знакомый знак».
От китайцев не отстают и российские любители легкой наживы. «Контрафакт – неизбежное явление, с которым сталкиваются, пожалуй, все крупные и положительно зарекомендовавшие себя компании, – говорит Александр Домников, управляющий директор Группы Компаний KAMROCK. – В Брянске мы обнаружили торговца, который без стеснения реализовывал якобы наш искусственный камень – отвратительный по качеству. Естественно, такой облицовочный материал после первого же жаркого лета выцветал, краска осыпалась, а зимой он просто растрескивался и отваливался от стен. Идентичная ситуация происходила в Санкт-Петербурге и других городах, откуда начали приходить рекламации от разочаровавшихся покупателей. В Воронеже пошли еще дальше. Там дельцы в 2013 году открыли сайт «www.камрок.рф», где, помимо прочего, торговали поддельной продукцией под маркой KAMROCK®, обманывая потребителей. Закрыть его удалось лишь после вмешательства юристов».
Еще один вид подделок – небрендированная (no-name) продукция – на первый взгляд безобиден. Но все не так просто. Особую привлекательность представляют такие материалы для недобросовестных подрядчиков, ведь заказчик, как правило, просто не имеет возможности проверить, правильный ли продукт завезли на площадку. «Часто встречается схема, – говорит Андрей Петров, директор по продажам GRAVIS (производитель фасадных панелей), – когда на объект утверждены панели конкретной марки и производителя, а приобретается дешевая продукция с защитной пленкой без опознавательных знаков. Как только ее снимают, распознать подделку способен только знающий специалист. Между тем, замена может привести к серьезным последствиям. Проектные расчеты часто требуют панелей с высокими свойствами огнеупорности, которые дороже стандартных. Соблазн велик: купить продукцию «no-name», не обладающую необходимыми свойствами, но дешевле на 30%! Опасность такой «замены» очевидна – панели, не имеющие необходимых огнезащитных свойств, способствуют распространению пожара от очага по всей плоскости фасада».
Продукция мелких частных фирм, примыкающая к предыдущей группе, строго говоря, подделкой не является. Однако здесь проблема – в нестабильном качестве. Высокая доля ручного труда, устаревшая техника и материалы препятствуют выпуску современной технологичной продукции, так необходимой сегодня строительной индустрии. И, как и в вышеописанном случае, кустарные продукты играют на руку недобросовестным продавцам и покупателям.
Сражение за безопасность
Есть ли смысл в борьбе? И существуют ли действенные инструменты противодействия «пиратам»? Практика компаний показывает, что опускать руки не стоит. Во-первых, необходимо проводить постоянную разъяснительную работу с потребителями продукции, объясняя, как можно отличить контрафакт от оригинала. Как правило, это вполне очевидные и легкопроверяемые вещи. «При выборе березовой фанеры для опалубки необходимо знать несколько особенностей, которые указывают на происхождение и качество материала, – комментирует Андрей Кобец, менеджер по развитию продукта группы «СВЕЗА». – У российской ламинированной фанеры, в отличие от китайской, четкая геометрия, гладкая поверхность и хорошо прокрашенные торцы. Лист 18 мм настоящей березовой фанеры отечественного производства не может быть легче 34 кг, а китайские аналоги из тополя (выдаваемые за российскую березу) весят всего 28-31 кг. Поэтому, во избежание покупки «кота в мешке», заранее стоит уточнить вес продукта».
Во-вторых, как ни странно, защитой является высокая технологичность продукта, благодаря которой он сильно отличается от простых аналогов. «Наш минераловатный утеплитель, – говорит Екатерина Петрова, руководитель по маркетинговым коммуникациям «КНАУФ Инсулейшн», – сделан по уникальной запатентованной технологии «Экос» (Ecose), с использованием связующего на основе натуральных компонентов. Такой утеплитель отличается по цвету, тактильным ощущениям и даже запаху. Подделывать его слишком дорого и сложно».
В-третьих, это постоянная и кропотливая борьба на юридическом фронте, как это, напомним, сделала компания KAMROCK. Выявление и наказание и пиратов, и недобросовестных подрядчиков – инструмент весьма эффективный, особенно при коллективных усилиях на постоянной основе. Объединения крупных производителей способны не только на «точечные удары», но и на лоббирование на государственном уровне норм и правил, которые не дадут «пиратам» наслаждаться легкой прибылью.
Например, в марте 2014 г. на заседании Комиссии по строительному комплексу РСПП6 главный специалист Департамента экономической безопасности Холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Андрей Кораблев выступил с предложением о внедрении обязательной сертификации как формы государственного контроля за безопасностью продукции. Введение такой меры, по его мнению, позволит снизить риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде от использования контрафактной продукции, а также предупредить действия, вводящие потребителей в заблуждение.
Необходимо сказать, что определенные шаги со стороны государства уже сделаны. В июле 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие ответственность за торговлю контрафактными товарами. Поправки устанавливают новую редакцию статьи 14.7 КоАП «Обман потребителей».
Активно идет борьба с контрафактом и на международном уровне. Наиболее авторитетная в мире Международная организация по стандартизации (ISO), объединяющая 163 страны, учредила 2 новых специальных комитета по борьбе с пиратами – проектный комитет ИСО/PC 246 «Средства борьбы с контрафактной продукцией» и технический комитет ИСО/TC 247 «Контрмеры и средства для борьбы с подделками». Они призваны разработать единый стандарт эффективности систем аутентификации подлинности, который обеспечит, в том числе, их совместимость и конвертируемость. Для начала комитеты выработают стандарт (ИСО 12931 «Критерии эффективности средств аутентификации для борьбы с контрафактными непродовольственными товарами»), применимый ко всей материальной продукции.
Суровые времена, когда неудачливый пират рисковал оказаться на рее собственного корабля, прошли. Современных флибустьеров ограничивает, да и то довольно мягко, лишь закон, накладывая не слишком обременительные санкции. Но, как и 300 лет назад, от действий пиратов страдают люди. И это уже повод задуматься об усилении борьбы с контрафактом.
Компания Свеза
Комментарии
(0)