Еще в начале 60-х годов завершившегося века как строители, так и счастливые новоселы первых панельных «хрущевок» столкнулись с тем, что слышимость внутри комнат как со стороны улицы, так и со стороны смежных квартир была слишком уж велика. Особенно это стало явным при постановке на поток производства и возведения домов так называемой облегченной «смирновской» серии, от которых очень скоро вообще пришлось отказаться. Однако в тот момент для реализации государственной задачи скорейшего расселения обитателей бараков и «коммуналок» в отдельные благоустроенные квартиры альтернативы крупнопанельному домостроению не было. Не появилась она и в начале 80-х годов, когда в градостроительную практику стали широко входить 9-ти и 12-ти этажные дома базовой серии 90 и ее разновидностей. Они страдали тем же недостатком, что и их предшественники – высокой шумопроницаемостью стеновых и межэтажных панелей. Исходя из сложившихся условий, проблему эту попытались решить чисто административным порядком еще в 60-е годы, приняв пресловутые «Правила проживания в жилых домах и общежитиях». В частности, ими предписывался запрет на всякого рода «громкие действия» (в частности, прослушивание радио и телевидения, ремонтные работы и всякого рода празднования) с 23.00 до 07.00. Если что – вызов участкового, протокол и штраф. Понятно, что подобные ограничения не способствовали ни улучшению отношений с соседями, ни повышению собственного комфорта. И вопроса повышения шумоизоляции такие меры не снимали. Он встал еще более остро в последнее время, когда многие квартиросъемщики и владельцы жилья (особенно старой постройки) в массовом порядке стали осуществлять работы по перепланировке и улучшению потребительских свойств собственного жилья.
Первая попытка нормирования уровня шума внутри жилых помещений уже на стадии проектирования и строительства была сделана в 1979 году, когда были приняты Строительные Нормы и Правила (СНиП) II-12-79 «Защита от шума». В то время он вполне соответствовал существующим санитарно-эпидемиологическим требованиям. Однако с развитием строительной индустрии, появлении новых технологий и проектировочных решений, а, главное – требований повышенного комфорта проживания – появилась необходимость ужесточения предельного уровня шума внутри жилых помещений и закрепления таких норм на законодательной основе. В рамочном виде сейчас это определяется положениями Федерального Закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где немало говорится о вредных факторах воздействия на организм человека. В частности, данным законом предписывается необходимость создания в среде обитания человека акустического комфорта. Они прописаны в статье 12 «Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений». Так, пункт 2 данной статьи говорит о том, что «при разработке норм проектирования... выборе земельных участков под строительство, а также проектировании, строительстве, реконструкции жилых домов и их инфраструктуры, и вводе их в эксплуатацию... должны соблюдаться существующие санитарные нормы и правила». Пункт 3 предписывает «утверждение норм проектирования и проектной документации о... строительстве, реконструкции, ...предоставлении земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов разработанным санитарным нормам и правилам. Наконец, пункт 4 гласит: «Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование в случае выявления нарушений санитарных правил и норм или невозможности их устранения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование».
Кстати, в этом же самом законе в статье 1 дается и определение вредных для жизни человека факторов; это «биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук и инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений». И еще: «вредное воздействие на человека – это воздействие факторов среды обитания, создающих угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений». Таким образом, шум и вибрация определены как вредные для человека факторы, и должны подлежать нормированию; в процессе же создания, ввода в эксплуатацию и эксплуатации жилых и иных объектов – находится во вполне определенных границах. В настоящий момент численно они прописываются в принятых в 2000 году Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.1.2.1002-00). Они предусматривают дифференцированный подход к проектируемым, возводимым, сдаваемым и эксплуатируемым жилым и иным объектам с учетом характера жизнедеятельности человека (отдых, умственный и физический труд, эмоциональные нагрузки и т.д.) в условиях внешнего и внутреннего шума. Этот нормативно-технический документ учитывает как характер действующего шума (тональный, импульсный, постоянный), так и длительность воздействия шумового фактора. В применении к проектно-строительному циклу это должно находить отражение в положениях СНиП. Численно такие требования выражаются в индексе изоляции воздушного шума RW и в индексе приведенного ударного шума LnW. Последние как раз подразумевают проектирование и строительство всех ограждающих конструкций с определенным уровнем изоляции, определяемым требованиями СанПиН.
И все бы хорошо, если бы не два обстоятельства. Во-первых, принятые в 1979 году строительные нормы и правила никак не соответствовали куда более жестким требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00. Для устранения этого в 2003 году были разработаны и приняты новые СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», который полностью соответствует как условиям упомянутых санитарных правил и норм, так и сложившимся в настоящее время претензиям конечных пользователей жилых и иных помещений по комфорту пребывания в них. Однако есть и второе «но». В связи с принятием Федерального Закона «О техническом регулировании» все ранее принятые и применяемые в проектно-строительном цикле СНиП и ГОСТ потеряли свой обязательный характер, будучи замененными на технические регламенты (ТР). Как таковые они пока находятся в стадии проработки и согласования, и носят более общий, нежели строительные нормы и правила, характер. Возникает вполне резонный вопрос: какими положениями в смысле принятия конкретных решений по допустимому уровню шума внутри помещений должны руководствоваться архитекторы и проектировщики? И каким значениям должен соответствовать уровень шума внутри помещений при сдаче объекта и последующей его эксплуатации? Ответ на эти вопросы достаточно прост; надо лишь обратиться к самой процедуре приемки жилых и иных объектов. При сдаче (в отличие от регламентирующих проектный и строительный процесс СНиП) они проверяются на соответствие требованиям именно санитарных норм и правил – СанПиН 2.1.2.1002-00. Их, в свою очередь, никто не корректировал – и, тем более, не отменял. Следовательно, чтобы дом или другое строение во время своей приемке удовлетворяло требованиям санитарных служб, при проектировании в них должны быть заложены такие конструктивные решения, которые затем автоматически приведут к соблюдению требований этих санитарных норм и правил (равно как и положениям действующего Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Они же для процесса проектирования и строительства отражены, как говорилось выше, в СНиП 23-03-2003. Ими-то и должны в настоящий момент руководствоваться проектировщики и строители, несмотря на получение ранее разработанными строительными нормами и правилами статуса «рекомендованных» требований!
Кстати, никто не отменил и действующие в этой области нормы ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, оговоренные положениями Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», и Уголовного Кодекса РФ. Так, в соответствие со статьей 6.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» «несоблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов... влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ». Статья 9.4 этого же нормативно-правового акта говорит о нарушении требований нормативных документов в области строительства. Пункт 1 говорит о том, что «нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц – от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ». Предусмотрена и уголовная ответственность. Как гласит статья 236 УК РФ, «нарушение санитарно-эпидемиологических правил... наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет». Правда, уголовная ответственность наступает лишь в случае, если от нарушения указанных норм пострадает «массовое» количество людей...
Таким образом, даже принятие Федерального Закона «О техническом регулировании» не освобождает участников проектно-строительного процесса создания объектов недвижимости от соблюдения носящих по определению ФЗ «рекомендательный характер» СНиП 23-03-2003, равно как и требований СанПиН 2.1.2.1002-00 в части обеспечения предельно допустимого уровня шума в помещениях. Понятно, что уровень финансовой ответственности за нарушения в этой области носит достаточно символический характер; уголовная же ответственность видится в данном случае разве что теоретически. Однако закон есть закон, и его надо соблюдать.
Материал подготовил Ксенофонтов Олег, компания Теплострой.
Комментарии
(0)