Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | Часть 8 | Часть 9
СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы Часть 6
Укрепительные работы
9.12. Надводные периодически подтопляемые откосы конусов, подходных насыпей, защитных и регуляционных сооружений должны быть предварительно спланированы, как правило, срезкой грунта. Подсыпка допускается при условии доведения ее плотности до проектной. Подводные постоянно затопленные откосы всех сооружений и склоны берегов и дна рек должны быть очищены от крупных предметов (остатков строительных конструкций, карчей, топляка и т. п.) и спланированы срезкой или подсыпкой в соответствии с требованиями проекта без последующего уплотнения.
9.13. Подготовку из набросного материала или геотекстиля в зимний период необходимо выполнять по грунту, очищенному от снега и наледи. Полотна геотекстиля следует расстилать с опережением относительно укладки плит не более 1 сут.
9.14. Бетонные и железобетонные плиты и элементы решетчатого покрытия следует изготовлять в соответствии с требованиями обязательных приложений 2, 3, 6-8 и рекомендуемых приложений 4 и 5 настоящих норм и правил с учетом их работы в зонах затопления или периодического подтопления.
9.15. Плиты и блоки решетки следует укладывать на откос от подошвы к гребню сооружения. В покрытии из плит швы следует омоноличивать до затопления откоса. На постоянно затопленные откосы или подводные склоны и дно реки покрытия из гибких плит необходимо укладывать картами площадью более 100 кв.м в виде «чешуи» с нахлестом 0,5-1,5 м со специальных наплавных устройств в виде барабана или стапеля в соответствии с ППР. Швы между плитами в картах омоноличивать не следует.
9.16. Технические требования по укрепительным работам, а также методы и способы контроля приведены в табл. 30.
Таблица 30
10. УСТРОЙСТВО МОСТОВОГО ПОЛОТНА
Устройство верхнего строения пути на железнодорожных мостах
10.1. Путь на мостах должен отвечать требованиям к пути на перегоне.
Конструкция пути и мостового полотна по прочности и устойчивости должна обеспечивать безопасное и плавное движение поездов без ограничения скорости, а также проход колес подвижного состава в случае схода их с рельсов.
10.2. Перед отсыпкой балластного слоя вокруг крышек водоотводных трубок должен быть уложен щебень или галька крупностью 80-120 мм. При отсыпке и уплотнении балласта, а также при укладке пути следует принимать меры по предохранению гидроизоляции от повреждения.
10.3. Мостовые брусья, укладываемые на шкафных стенках устоев, следует прирубать по высоте по всей площади опирания и закреплять.
10.4. Врубки и отверстия в брусьях для болтов, костылей и шурупов необходимо антисептировать, трещины заделывать антисептической пастой, а концы брусьев стягивать полосовым железом. На брусьях следует проставить год укладки.
10.5. Для головок заклепок и высокопрочных болтов поперек бруса необходимо вырубать канавки.
10.6. Над подвижными концами пролетных строений в досках настила мостового полотна следует делать разрывы, обеспечивающие его сохранность при изменении температуры и перемещении пролетного строения.
10.7. Работы по устройству мостового полотна на безбалластных железобетонных плитах следует выполнять по указаниям проекта и с учетом требований МПС.
10.8. Уложенное мостовое полотно до пропуска поездной нагрузки должно быть принято представителем дистанции пути или отдела временной эксплуатации строительства.
Обнаруженные дефекты необходимо устранять до пропуска поездной нагрузки.
Открытие рабочего движения при отсутствии предусмотренной проектом гидроизоляции проезжей части моста с защитным слоем не допускается.
10.9. Технические требования, которые следует соблюдать при устройстве верхнего строения пути на железнодорожных мостах и проверять при операционном контроле, а также объем и способы контроля приведены в табл. 31.
Таблица 31
Устройство элементов мостового полотна
10.10. До устройства элементов мостового полотна должны быть выполнены и приняты все работы по объединению пролетных строений, перекрытию зазоров, установке и омоноличиванию конструкций деформационных швов, водоотводных трубок, лотков, ограждений и деталей, закрепляемых на плите проезжей части моста, и, как правило, уложены трубы коммуникаций.
Устройство однослойной конструкции одежды автодорожных мостов в виде бетонного выравнивающею слоя, выполняющего и гидроизолирующие функции, допускается совмещать с омоноличиванием продольных стыков между балками пролетного строения.
10.11. Для бетонных слоев элементов мостового полотна - выравнивающего и защитного, а также цементобетонного покрытия следует применять бетонную смесь, отвечающую требованиям проекта по морозостойкости (соответствующей климатической зоне района строительства) и водонепроницаемости.
Бетонная смесь должна иметь в своем составе воздухововлекающие, газообразующие и другие добавки, обеспечивающие получение указанных параметров. Введение в бетон химических добавок - ускорителей твердения, вызывающих коррозию арматуры, запрещается.
Стальные сетки, применяемые для армирования бетонных слоев одежды, следует очищать от антикоррозионной смазки. Применение для армирования защитного слоя плетеных сеток не допускается.
10.12. Выравнивающий слой при соответствующем обосновании может выполняться из керамзитобетона или мелкозернистого асфальтобетона.
10.13. Производство и приемку работ по устройству асфальтобетонных и цементобетонных покрытий следует осуществлять в соответствии со СНиП 3.06.03-85.
Если при устройстве покрытия возникает необходимость выправления продольного профиля укладкой дополнительных слоев, то конструкция одежды должна быть согласована с проектной организацией.
При устройстве элементов мостового полотна должна быть обеспечена герметичность сопряжения его одежды с конструкциями деформационных швов, ограждениями и тротуарными блоками.
10.14. Укладку переходных плит в узлах сопряжения автодорожных пролетных строений с насыпями подходов следует выполнять в порядке и сроки, указанные в проекте, с учетом конструкции плит, свойств грунтов насыпи и ее основания.
Допускается по согласованию с заказчиком устройство временного покрытия в узлах сопряжения моста с насыпью или временная укладка переходных плит с последующей съемкой их для досыпки, доуплотнения верхней части насыпи и установки плит в проектное положение.
10.15. При расположении на мостах трамвайных путей рельсы следует укладывать в соответствии со СНиП III-39-76.
10.16. Прокладка коммуникаций и устройство освещения на мостах должны быть выполнены специализированными организациями с учетом требований соответствующих строительных норм и правил.
При производстве работ по устройству коммуникаций не допускается делать монтажные прихватки, а также пазы и отверстия в конструкциях мостов без согласования с проектной организацией.
10.17. Гидроизоляцию следует выполнять в соответствии с указаниями проекта и соответствующих нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
10.18. Применяемые для устройства гидроизоляции материалы должны соответствовать указанным в проекте характеристикам и требованиям стандартов и технических условий на их изготовление. Не допускается применять гидроизоляционные материалы при отсутствии сертификата. В случае, когда при визуальном осмотре качество материала вызывает сомнение, необходимо произвести его проверку в лаборатории в соответствии со стандартами и ТУ.
10.19. Гидроизоляцию блоков пролетных строений железнодорожных мостов следует выполнять при их изготовлении на заводе.
10.20. Детали водоотводных и строповочных трубок следует устанавливать до бетонирования конструкций. Устанавливать деревянные пробки взамен трубок во время бетонирования запрещается.
10.21. Гидроизоляционные работы на стройплощадке следует выполнять в сухую погоду. При температуре наружного воздуха ниже допустимой данный вид работ следует выполнять в тепляках.
10.22. Стыки полотен рулонного гидроизоляционного материала или армирующих основ следует устраивать внахлестку с учетом направления стока воды.
10.23. Гидроизоляция у водоотводных трубок и в местах расположения столбов, прерывающих сплошность гидроизоляционного ковра, должна быть выполнена перед гидроизоляцией всей изолируемой поверхности. Дополнительная гидроизоляция у водоотводных трубок должна быть заведена в их раструб и плотно обжата вставляемым в него металлическим стаканом, предварительно покрытым битумной грунтовкой.
Все зазоры между деталями водоотводных трубок должны быть тщательно заделаны.
Гидроизоляция в месте сопряжения с водоотводными трубками не должна иметь местных утолщений, препятствующих стоку воды.
10.24. При выполнении гидроизоляционных работ следует контролировать соответствие качества гидроизоляции требованиям проекта и настоящих норм и правил, проверить герметичность у водоотводных трубок и деформационных швов, а также в местах примыкания (в углах, к бортикам, бордюрам и столбам) и, кроме того, качество выравнивающего, изолирующего и защитного слоев.
В слоях гидроизоляции не должно быть непроклеев, складок, проколов и других механических повреждений. На все обнаруженные в каждом слое повреждения гидроизоляции должны быть поставлены заплаты.
10.25. Защитный слой допускается укладывать только после приемки работ по устройству гидроизоляции с составлением акта на скрытые работы.
10.26. На ортотропных плитах стальных пролетных строений постоянных мостов конструкция одежды ездового полотна, как правило, должна быть многослойной, состоящей из антикоррозионного и защитно-сцепляющего слоев с рассыпанным по поверхности щебнем и двухслойным асфальтобетонным покрытием.
В случае введения в состав защитно-сцепляющего слоя ингибитора коррозии антикоррозионный слой допускается не устраивать.
10.27. Подготовку поверхности ортотропной плиты к устройству гидроизоляции следует выполнять путем очистки металлическою листа от грунтовочной краски, ржавчины или прокатной пленки (окалины) пескоструйной обработкой.
10.28. Технологический перерыв между окончанием очистки и нанесением антикоррозионного покрытия не должен превышать 7 ч при влажности воздуха до 70 % и 3 ч при большей влажности воздуха.
10.29. Антикоррозионная защита заключается в нанесении (окрашивании) на металл грунтовки в соответствии с ГОСТ 9.105-80* пневматическим или безвоздушным распылителем. Наносить на металл антикоррозионный слой кистью не разрешается.
10.30. На готовом антикоррозионном покрытии не должно быть дефектов: глянца, пузырей, сморщиваний, кратеров, непрокрашенных мест. Не допускаются также отслаивание покрытия и следы ржавчины.
Не допускаются по нанесенному грунтовочному слою хождение людей и движение построечных транспортных средств.
10.31. Защищенные грунтовкой участки перед нанесением на них защитно-сцепляющего слоя должны быть приняты построечной лабораторией и оформлены соответствующей записью в журнале.
10.32. Все компоненты полимерных компаундов защитно-сцепляющего слоя перед приготовлением должны быть тщательно перемешаны, цемент - просушен и просеян, а деготь - обезвожен.
10.33. Полимерные компаунды необходимо приготовлять в следующей последовательности: деготь нагревают до температуры не выше 60 град.С, затем в емкость для перемешивания заливают требуемое количество смолы и скипидара, засыпают портланцемент, заливают деготь и все компоненты тщательно перемешивают; в полученную смесь вводят отвердитель и вновь все тщательно перемешивают.
Время с момента приготовления компаунда до его укладки не должно превышать 20 - 30 мин.
10.34. Сразу после укладки защитно-сцепляющего слоя (до отверждения) по его поверхности необходимо распределить чистый сухой гранитный щебень.
10.35. Хождение людей по уложенному слою возможно только через 4 - 5 ч, а движение построечных транспортных средств - через 24 ч после укладки; для того, чтобы не повредить покрытие, по нему рассыпают песок слоем толщиной не менее 5 мм, закрывающим щебень.
Перед укладкой асфальтобетонного покрытия песок следует удалить механической щеткой, а поверхность промыть струей воды.
10.36. Асфальтобетонное покрытие необходимо устраивать двухслойным из горячего асфальтобетона из смесей типов Б, В, Г не ниже II марки по ГОСТ 9128-84*.
10.37. Технические требования, которые следует выполнять при производстве работ по устройству одежды ездового полотна и проверять при операционном контроле, а также объем и способы контроля приведены в табл. 32.
Таблица 32
11. ПРИЁМКА ЗАКОНЧЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
11.1. При приемке в эксплуатацию законченных строительством мостов и труб (пусковых комплексов) следует выполнять требования СНиП 3.01.04-87, «Правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов железнодорожного транспорта и метрополитенов» (ЦУКС/4007) изд. 1981 г., «Правил приемки в эксплуатацию законченных строительством автомобильных дорог», а также требования настоящих норм и правил.
11.2. Материалы приемки в эксплуатацию мостов и труб необходимо оформлять актами государственной приемочной комиссии, предусмотренными нормативными документами п. 11.1.
11.3. Все законченные строительством мосты и трубы перед приемкой их в эксплуатацию должны быть обследованы в целях проверки их соответствия утвержденному проекту и требованиям, установленным настоящими нормами и правилами к качеству работ. При обследованиях и испытаниях сооружений необходимо соблюдать требования СНиП 3.06.07-86.
11.4. Не подвергаемые испытаниям мосты и мосты под путями метрополитена, а также автодорожные мосты, проектируемые под нагрузки А, Б (по СНиП 2.05.03-84*), при вводе в эксплуатацию должны быть обкатаны транспортом с наиболее тяжелыми эксплуатационными нагрузками, обращающимся на данной линии или дороге.
Обкатка организуется эксплуатационной организацией, принимающей мост в эксплуатацию. Результаты обкатки необходимо оформлять актом, составленным представителями строительной, проектной и эксплуатационной организаций.
11.5. Перед приемкой сооружения в эксплуатацию подмостовые русла и отверстия труб должны быть расчищены от загромождающих их предметов; пути под путепроводами приведены в соответствие с проектными отметками; на мостах и подходах установлены дорожные знаки и сигналы судовой обстановки; испытаны устройства освещения; опробованы механизмы, заградительная и оповестительная сигнализации разводных мостов; закончены и испытаны системы защитных и предохранительных приспособлений от блуждающих токов; установлены (при необходимости) габаритные ворота; выполнен предусмотренный проектом комплекс противопожарных мероприятий.
11.6. При отклонениях от проектных величин положения и размеров возведенных конструкций мостов и труб, обнаруженных во время обследований при контрольных промерах и инструментальных съемках, их необходимо оценивать с точки зрения влияния на несущую способность и эксплуатационные качества сооружений. При этом следует проверять соблюдение основных габаритных требований, размеров температурных зазоров и деформационных швов, правильность расположения опорных частей на отступления в осевых размерах (несоосности во взаимном расположении отдельных элементов), приводящим к появлению в частях или элементах конструкции дополнительных эксцентриситетов, соблюдение назначенных проектом уклонов.
При приемке сооружений в эксплуатацию снижение расчетной несущей способности в отдельных частях или элементах возведенных конструкций из-за обнаруженных отклонений в их положении и размерах не должно превышать 5 %.
11.7. Использование незаконченных строительством мостов и труб для открытия по уже готовым частям и конструкциям сооружений движения построечного транспорта и механизмов, необходимых для завершения строительства, должно быть предусмотрено ППР.
Возможность открытия такого движения должна определять комиссия после обследования технического состояния возведенных конструкций с участием представителя проектной организации; такое обследование должно обеспечивать безопасное обращение предусматриваемых транспортных средств при установленных режимах и скоростях движения.
11.8. Приемку во временную эксплуатацию не полностью законченных строительством мостов и труб под железную дорогу необходимо осуществлять в порядке, устанавливаемом Министерством путей сообщения и Госкорпорацией транспортного строительства.
Временная эксплуатация железнодорожных мостов и труб допускается при условии, что строительство собственно моста (трубы) закончено, проведено обследование конструкций и их обкатка, а также выполнены испытания (если они предусмотрены).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное
ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛА ДЛЯ АРМАТУРЫ
1. Арматура, имеющая на поверхности продукты коррозии, за исключением высокопрочной проволоки и канатов, допускается к применению при условии, что после очистки ее поверхности металлической щеткой механические свойства и размеры периодического профиля останутся не менее допустимых по ГОСТ (предусмотренных СНиП 2.05.03-84*).
На поверхности напрягаемой проволочной арматуры допускается равномерный налет ржавчины (поверхностное окисление), легко удаляемый сухой ветошью. Наличие на поверхности высокопрочной проволоки и канатов язвенной коррозии (питингов) не допускается.
2. Контроль за состоянием высокопрочной арматурной проволоки и арматурных канатов класса К-7 против коррозионного растрескивания производится в случае несоблюдения условий их хранения и правил выполнения работ, изложенных в настоящих нормах и правилах. Контроль производится в соответствии с обязательным приложением 2 ГОСТ 10884-81*
3. Независимо от наличия сертификата перед заготовкой необходимо проводить контрольные испытания всей напрягаемой арматуры, а обычной (ненапрягаемой) арматуры - в случаях, специально оговоренных проектом. При испытаниях высокопрочной проволоки, арматурных класса К-7 и стальных канатов необходимо брать по одному образцу от обоих концов каждого мотка (бухты). Отбор образцов стержневой напрягаемой арматуры необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ 5781-82* и ГОСТ 10884-81*.
При несоответствии данных сертификата и контрольных испытаний партия арматурной стали в производство не допускается и может быть использована в конструкциях по согласованию с проектной организацией, а в необходимых случаях, и с заказчиком, с учетом ее фактических свойств.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕТОНА И РАСТВОРА
1. Для каждой поступившей партии цемента (не менее 8 т) следует определять его нормативную густоту, сроки схватывания, равномерность изменения объема, а для пластифицированного или гидрофобного портландцемента - пластичность и гидрофобность.
При производстве сборных конструкций и изделий, подвергаемых тепловлажностной обработке, следует учитывать группу эффективности цемента при пропаривании (ГОСТ 22236-85*). Применение портландцементов III группы эффективности при пропаривании не допускается.
2. При возникновении сомнения в соответствии качества цемента выданному паспорту потребитель должен произвести отбор проб цемента по СТ СЭВ 3477-81 и направить их для испытания в головную организацию по испытаниям цемента (Цемискон) или в ее региональные центры.
3. При поступлении цемента с содержанием щелочных оксидов более 0,6 % в пересчете на Nа2О или применении щелочесодержащих добавок с водой затворения, например поташа, необходимо проверить заполнители на потенциальную реакционную способность по отношению к щелочам. Данные по содержанию щелочных оксидов следует запрашивать у цементного завода-поставщика.
Заполнители, характеризующиеся величиной растворимого кремнезема более 50 ммоль/л, не допускается применять без специальной проверки.
4. В качестве крупного заполнителя для тяжелого бетона следует применять щебень из природного камня и гравия, а также гравий по ГОСТ’ 10268-80.
Щебень из природного камня и гравия, а также гравий следует применять, как правило, в виде фракций от 5 (3) до 10 мм, свыше 10 до 20 мм, свыше 20 до 40 мм и свыше 40 до 70 мм раздельно дозируемых при приготовлении бетонной смеси.
Соотношение отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона должно находиться в пределах, указанных в табл. 1 ГОСТ 10268-80. Запрещается использовать для приготовления бетонной смеси заполнитель фракции 20-40 мм и выше без соответствующего табл. 1 ГОСТ 10268-80 количества фракций 5-10 и 10-20 (5-20) мм.
В качестве мелкого заполнителя может быть применен смешанный песок из мелкого или очень мелкого природного песка и дробленого песка из отсевов дробления изверженных горных пород. Не допускается применять в качестве мелкого заполнителя только дробленый песок (песок из отсевов дробления) без смешения его с природным песком.
5. Применение очень мелкого песка с модулем крупности от 1,5 до 1,2 допускается лишь в случае отсутствия крупного, среднего или мелкого песка при обязательном условии обеспечения стабильности зернового состава крупного заполнителя, поступающего в бетоносмеситель от замеса к замесу (в пределах требования ГОСТ 10268-80), раздельном дозировании каждой фракции щебня, подтверждении возможности получения бетона с допустимым расходом цемента и при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Очень мелкий песок следует укрупнять добавкой природного крупного песка или дробленого песка из отсевов дробления, доводя его зерновой состав до требований ГОСТ 10268-80.
6. Для обеспечения постоянства зернового состава заполнителей, как правило, следует осуществлять дополнительное обогащение (кондиционирование) крупного и мелкого заполнителя непосредственно перед подачей их в расходные бункеры бетоносмесительного узла. Дополнительное обогащение заполнителей (рассев на фракции всего щебня с отделением фракций мельче 5 мм и отсев от песка гравелистых частиц) следует осуществлять промывкой или без промывки - с рассевом заполнителей естественной влажности.
Для бетонов класса В45 и выше дополнительное обогащение заполнителей обязательно.
7. В качестве добавок, улучшающих технологические свойства бетонной смеси и качество бетона, следует применять:
а) для повышения удобоукладываемости бетонной смеси или снижения расхода цемента:
технические лигносульфонаты ЛСТ по ОСТ 13-183-83 с изм. № 1;
модифицированные технические лигносульфонаты ЛСТМ-2 по ТУ 13-0281036-16-90;
суперпластификатор С-З по ТУ 6-36-0204229-625-90;
б) для обеспечения морозостойкости бетона:
комплексную добавку, состоящую из технических лигносульфонатов ЛСТ или ЛСТМ-2, или суперпластификаторов С-3 и воздухововлекающего компонента; в качестве воздухововлекающего компонента могут быть использованы смолы: нейтрализованная воздухововлекающая СНВ по ТУ 81-05-75-74, воздухововлекающая пековая СВП ТУ 13-0281078-216-89, древесная омыленная СДО по ТУ 13-05-02-83, клей талловый пековый КТП по ОСТ 13-145-82;
комплексную добавку, состоящую из кремнийорганической 50 %-ной эмульсии КЭ-30-04 (на основе ГКЖ-94) по ТУ 6-02/816-78 и пластифицирующего компонента ЛСТ;
щелочной сток от производства капролактама ЩСПК по ТУ 113-03-488-84 с изм. № 1;
комплексную добавку, состоящую из ЩСПК и компонентов: СНВ, СДО или СПД;
комплексную добавку, состоящую из ЩСПК и суперпластификатора С-3;
в) для повышения водонепроницаемости бетона:
добавки, указанные в подпунктах «а», «б», а также мылонафт, асидол, асидол-мылонафт по стандартам на нефтяные кислоты, ацетоноформальдегидную смолу АЦФ-3 по ТУ 59-02-039-57-83;
г) для обеспечения твердения бетона при отрицательных температурах (противоморозные):
нитрит натрия по ГОСТ 19906-74*Е;
комплексную добавку, состоящую из нитрита натрия и суперпластификатора С-3;
комплексную добавку, состоящую из поташа по ГОСТ 10690-73*Е и технических лигносульфонатов ЛСТ (ЛСТМ).
Допускается по согласованию с Госстроем СССР (Минстроем России) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства применение других химических добавок для улучшения качества бетонной смеси и бетона.
8. Технические требования на материалы для бетона и раствора, которые следует обеспечивать при производстве бетонных работ и проверять при операционном контроле, а также объем, методы или способы контроля приведены в следующей таблице:
|
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | Часть 8 | Часть 9
Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!