Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование театров Часть 2
Помещения технологического обеспечения сцены
3.64. Помещения технологического обеспечения обычно размещаются: осветительные боковые ложи — у боковых стен зала; помещение выносного софита — над зрительным залом; светопроекционная, светоаппаратная — за задней стеной зрительного зала; помещение для фронтального выносного освещения (фронтальная осветительная ложа), звукоаппаратная, кабины дикторов и переводчиков, ложа звукооператора — за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала; рирпроекционная - за задней стеной сцены или арьерсцены, тиристорная — вблизи сцены. 3.65. Осветительные боковые ложи размещаются в зоне, ограниченной углами (в плане) 55 и 65° к продольной оси зала с вершиной, расположенной на передней границе авансцены. Ширина проема осветительной ложи принимается не менее 1,8 м. Количество осветительных боковых лож с каждой стороны зрительного зала принимается не менее двух. Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены принимается не менее 2,5 м; а расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, — не менее 2,5 м. Глубина лож проектируется не менее 2 м. 3.66. Помещение выносного софита высотой и шириной не менее 2 м размещается над зрительным залом таким образом, чтобы оптические оси осветительных приборов располагались в зоне, ограниченной лучами к горизонтальной плоскости: от 50 до 60° с вершиной на расстоянии 1 м от передней границы авансцены (барьера оркестровой ямы) в сторону сцены; от 9 до 15-20° с вершиной на уровне верха игрового портала, состоящей на 1 м от красной линии в глубину сцены. 3.67. В связи с возможностью устройства сценических площадок в зале изменяются расположение и количество помещений или трехсторонней сцены от линии игрового портала до их обреза более 8 м рекомендуется устраивать по два вертикальных ряда осветительных боковых лож с обеих сторон зала и два ряда помещений выносного софита (рис. 19).При устройстве боковых крыльев авансцены и. панорамной или трехсторонней сцен желательно устройство помещений выносного софита, соответственно ориентированных на обращенные к зрителям кромки этих площадок.
Рис. 19. Схема размещения помещений технологического обеспечения сцены при увеличенной авансцене 1 - игровой портал; 2 - увеличенная авансцена; 3 - боковая осветительная ложа; 4 - помещение выносного софита; 5 - фронтальная осветительная ложа; a - 55 - 65°; b - 50 - 60°;g - 9-15-20° 3.68. Фронтальная осветительная ложа размещается таким образом, чтобы ось помещения находилась в пределах ширины игрового портала. При невозможности размещения помещения в указанных пределах предусматриваются два помещения размером по фронту ориентировочно 4 м каждое Уровень пола фронтальной осветительной ложи рекомендуется располагать не ниже верха игрового портала. 3.69. Светопроекционную рекомендуется размещать так, чтобы угол отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии сцены не превышал: в горизонтальной плоскости 9° в вертикальной плоскости при проекции: сверху вниз 9° снизу вверх 3° Размещение светопроекционной или кинопроекционной в указанных пределах определяется заданием на проектирование. Длина помещения светопроекционной принимается по проекту и ориентировочно составляет для сцен, м: С-4 и С-5 5 С-2 и С-3 4 С-1 3 Уровень пола светопроекционной проектируется выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м. 3.70. Уровень пола рирпроекционной, как правило, предусматривается на высоте от уровня пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала. 3.71. Светоаппаратная, как правило, размещается в пределах проекции строительного портала на заднюю стену зала. Длина помещения светоаппаратной определяется проектом и ориентировочно составляет для сцен, м: С-4 и С-5 5 С-1 и С-3 4 Уровень пола размещается выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м. 3.72. Звукоаппаратную, кабину диктора (речевую) и переводчиков, а также ложу звукооператора (звукорежиссера), рекомендуется размещать с обеспечением прямой видимости сцены. Помещение звукоаппаратной возможно предусматривать без обеспечения прямой видимости сцены в случае, когда видимость обеспечивается из ложи звукооператора. 3.73. В случае, когда из театра предполагается вести телепередачи, предусматривается в его составе телевизионный полустационар, расположенный на первом этаже с отдельным входом и окном для подачи кабелей. При телевизионном полустационаре проектируются два аппаратных помещения площадью не менее 8 м2 каждое и площадка для размещения у здания передвижной телестанции (ПТС) не менее чем на 5 автомашин. Площадка для ПТС непосредственно примыкает к полустационару, обеспечивает разворот машин станции и имеет выход на проезжую часть улицы или дороги. Расстояние от полустационара до места съемок с учетом пути прокладки кабелей не превышает 250 м. На крыше здания устраивается площадка для антенны площадью не менее 5 м2.
ПОМЕЩЕНИЯ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ СЦЕНУ
Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные
3.74. Помещения ожидания выхода на сцену одновременно служат для быстрого переодевания и быстрой перегримировки или поправки грима, для отдыха в перерывах между выходами или последней разминки, для оказания первой помощи, для оперативной связи исполнителей с костюмерами и реквизиторами. 3.75. В практике существует два вида помещений ожидания выхода на сцену. Первый — для драматических и музыкально-драматических театров несколько меньший по размерам, обладает большей степенью комфорта. Второй — для музыкальных театров, имеет дополнительно зону разминки с соответствующим оборудованием. Он рекомендуется также для театров юного зрителя, пантомимы и других, искусство которых связано с интенсивным движением. 3.76. Площадь помещения ожидания выхода на сцену определяется из расчета единовременного количества артистов, м2 на одного артиста в каждом помещении, не менее: для драматического и музыкально-драматического театров — 1,7; театра музыкальной комедии — 1,8; оперы и балета —1,9. С учетом расстановки оборудования, каждое из помещений ожидания выхода на сцену обеспечивает возможность пребывания: в драматических и музыкально-драматических театрах от 10 до 15 исполнителей, в театрах музыкальной комедии — от 15 до 20, в театрах оперы и балета до 25 участников спектакля. Примеры планировки помещения ожидания выхода и состав оборудования приведены на рис. 20.
Рис. 20. Примеры планировки помещений ожидания выхода на сцену (стрелкой показано направление выхода на сцену) а - для драматических театров (единовременное пребывание 12 актеров); б - для театров музыкальной комедии, оперы и балета (единовременное пребывание 18-20 актеров); 1 - банкетки; 2 - диван; 3 - кресло; 4 - внутренний телефон; 5 — устройство для питьевой воды; 6 - место для перегримировки с гримировальным столом и трехстворчатым зеркалом; 7 - место для быстрого переодевания с большим зеркалом; 8 - место для разминки; 9 - санитарный узел
3.77. Предусматривается надежная звукоизоляция помещений ожидания выхода от сцены, что особенно существенно при размещении их в зоне первых планов. Принимаются специальные меры к тому, чтобы свет из помещения не попадал на сцену. Противопожарная дверь, ведущая на сцену, открывается внутрь помещения, а дверь в комнату ожидания выхода наружу. Размеры обеих дверей — ширина не менее 1 м и высота не менее 2,2 м. Для драматических и музыкально-драматических театров покрытие пола рекомендуется выполнять рулонно-ворсовым ковром, возможны линолеум или рулонный пластик. Для балетных театров рекомендуются дощатые полы в зоне разминки и любое из указанных выше покрытий в остальных местах помещения. 3.78. Артистические уборные предназначены для переодевания в сценический или репетиционный костюм, наложения и снятия грима, гигиенических процедур, отдыха, отдельных этапов репетиционной работы и специального тренинга, работы с текстом и иными материалами. 3.79. В зависимости от числа артистов в помещении артистических уборные подразделяются на индивидуальные, рассчитанные на одного исполнителя, групповые — от 2 до 6 чел. и общие (или массовые), вмещающие более 6 артистов. Для театральных зданий различного назначения (жанра) выполняются три основных вида артистических уборных: помещения драматических, музыкально-драматических актеров; вокалистов музыкальных театров; уборные балетных артистов. В практике существует еще несколько разновидностей уборных, выполняемых по специальному заданию заказчика. Это — особые помещения для детей, занятых в спектаклях, уборные с расширенным составом помещений (кабинет, гримоуборная, ванная с санитарным узлом, массажная) для артистов, совмещающих прямые функции с административными и общественными (художественный руководитель, директор, депутат и т.д.), артистические уборные вокалистов, совмещенные с комнатами для занятий, комнаты для артистов ТЮЗов и театров кукол и пр. Все эти помещения значительно отличаются от основных видов по своим размерам и технологическому оборудованию. 3.80. Обычно индивидуальные артистические уборные закрепляются за артистами высшей категории и ведущими артистами труппы. Принято считать, что для драматических и музыкально-драматических трупп их число составляет около 1/3, а для музыкальных театров около 1/4. Возможно размещение ведущих артистов в групповые артистические уборные на 2 и 3 чел. Артисты вспомогательного состава, мимического ансамбля, кордебалета и, частично, хора музыкальных театров занимают обычно общие уборные (на 12 чел.) и групповые (на 6 чел.). Актеры драмы II штатной категории занимают места в групповых уборных на 4 и 6 чел. Количество и категория артистов театра в настоящее время и на перспективу предоставляются театром (ориентировочное представление о количестве артистов дает прил. 5). 3.81. Принцип, положенный в основу рекомендуемого варианта (табл. 5) распределения штатного состава труппы по артистическим уборным носит название "ансамблевого", так как он создает максимально благоприятные условия для основного творческого ядра актерского коллектива. Противоположной структурой распределения является "звездная", широко практикуемая за рубежом, когда для одного-двух исполнителей - "звезд" создаются условия сверх комфорта, а для остальных — необходимый минимум. В несколько трансформированном виде эта система может быть использована и в наших условиях (реконструкции, для малых сцен или театральных студий, в тех случаях, когда сценическая часть здания резко ограничена).
Таблица 5
3.82. Площади артистических уборных на одного артиста рекомендуется принимать согласно табл. 6. 3.83. Примеры планировочных решений артистических уборных с расстановкой основного оборудования приведены на рис. 21—23. 3.84. В театрах музыкальной комедии, оперы и балета целесообразно объединение артистических уборных вокалистов, рассчитанных на одного человека, с комнатами для занятий. По условиям акустики такое помещение не может быть менее 16 м2. Для него также предусматриваются повышенные требования к звукоизоляции с тем, чтобы работа солиста не мешала окружающим.
Таблица 6
________ * Площадь артистических уборных для драматических артистов и вокалистов на 1-3 чел. приведены из расчета: один санитарный узел (унитаз, умывальник, душ) на две артистические уборные. При проектировании подобного санитарного узла для каждой такой артистической уборной ее площадь увеличивается на 10%. Артистические уборные для артистов балета на 1-2 чел. проектируются из расчета индивидуального санитарного узла в каждой. ** При проектировании драматических театров возможно не предусматривать.
Рис. 21. Примеры планировки индивидуальных артистических уборных а - для актера драматического театра (общая площадь 9 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); б - для солиста балета (общая площадь 11,2 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); перечень оборудования (для всех типов артистических уборных): 1 - стол гримировальный с трехстворчатым зеркалом и осветительной системой; 2 - кресло гримировального стола вращающееся; 3 - диван для отдыха; 4 - кресло-шезлонг для отдыха; 5 - стол для реквизита; 6 - вешалка для театральных костюмов; 7 - вешалка для собственного костюма; 8 - шкаф-секретер; 9 - большое зеркало; 10 - санитарный узел; 11 - приставной полужесткий табурет; 12 - штора светозащитная; 13 - манекен; 14 - стол гримировальный малый (вместе с основным гримировальным столом образует стол-панель для сложного грима) для общих артистических уборных; 15 - станок балетный; 16 - пианино; 17 - раздвижная перегородка; 18 - стул полужесткий для общих артистических уборных; 19 - табурет мягкий; 20 - книжный шкаф; 21 - водостойкая занавеска
3.85. При проектировании артистических уборных предлагается использовать систему планировочных модулей (рис. 24). Основой является элемент площадью 12 м2 (3х4 м). В нем могут разместиться индивидуальные артистические уборные балета, вокалистов (при наличии музыкального инструмента), драматических актеров, групповые артистические для 2, 3 и даже 4 чел. Сдвоенный модуль — 24 м2 (6х4 м) может служить артистической уборной для 6, 8, 12 исполнителей или артистической уборной, совмещенной с комнатой для занятий вокалистов оперных театров, или артистической уборной для детей (до 10 чел.), или артистической уборной с расширенным составом посещений (тип "люкс"). Система планировочных модулей обладает большой эксплуатационной гибкостью, позволяющей оперативно изменять размещение артистов в связи с изменениями в составе творческого ансамбля театра. Общая площадь всех артистических уборных в этом случае определяется как произведение средней площади на одного артиста (около 5 м2) на общую численность труппы. Рис. 22. Примеры планировки групповых артистических уборных а - для двух актеров драматического театра (общая площадь 12 м2, в том числе санитарный узел 2,1 м2 ); б - для двух солистов балета (общая площадь 15 м2 в том числе санитарный узел 2,2 м2); в - для трех актеров драматического театра (общая площадь 14 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); г - для трех артистов балета (общая площадь 16 м2, в том числе санитарный узел 2,6 м2 ); д - для четырех актеров драматического театра (общая площадь 16 м2, в том числе санитарный узел 3,3 м2); е - для четырех артистов балета (общая площадь 18 м2 , в том числе санитарный узел 2,4 м2 ); ж - для шести актеров драматического театра (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 1,6 м2 ); u - для шести артистов балета (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 1,6 м2)
3.86. Индивидуальные и большая часть групповых артистических уборных на 2 чел. располагаются на этаже сцены. Не рекомендуется размещать артистические уборные выше третьего этажа от уровня планшета сцены и ниже этажа, следующего за этой отметкой. Коммуникации из артистических уборных на сцену проектируются обособленными от других технологических коммуникаций.
Рис. 23. Примеры планировки и оборудования артистических уборных а - групповая артистическая уборная на двенадцать актеров (общая площадь 33 м); б - индивидуальная артистическая уборная солиста вокала, объединенная с комнатой для занятий (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 2,1 м2); в - стол гримировальный (столы регулируются по высоте стандартным элементом фурнитуры; тумбы и ящик малого стола имеют замки нестандартного типа; поверхность столов полированная моющаяся; конструктивная основа – прямоугольная стальная труба сечением 22-25 мм; столы проектируются неразборными и с упором для ног) Ширина лестничных маршей в зоне артистических уборных целесообразна не менее 1,5 м, ширина коридоров при одностороннем расположении уборных — не менее 2 м, при двухстороннем — не менее 3 м. Общая длина пути от наиболее удаленной артистической уборной до сцены — не более 60 м, включая и вертикальные коммуникации. Артистические уборные рекомендуется проектировать, как правило, с естественным освещением. Рис. 24. Примеры использования стандартных планировочных модулей для проектирования артистических уборных а - использование модуля 12 м2 для одного (1), двух (2), трех (3) и четырех (4) актеров; б - использование сдвоенного модуля 24 м2 (1 - для шести актеров; 2 - для двенадцати актеров)
3.87. Функционально-планировочные схемы связей артистических уборных и комнат ожидания выхода приведены на рис. 25.
Репетиционные помещения
3.88. Размеры, назначение и примерное количество репетиционных залов для сцен С-1 — С-5 рекомендуется принимать согласно табл. 7. 3.89. Большой репетиционный зал (БРЗ) служит для проведения заключительных этапов репетиционной работы сборных репетиций, прогонов, просмотра костюмов и грима реже — для генеральных и корректировочных репетиций (рис. 26 — 28). В отдельных случаях может использоваться в качестве площадки для любого из этапов подготовки спектакля. БРЗ имеет размеры, позволяющие разместить приподнятую сцену, равную по величине рабочей зоне основной сцены с кулисными пространствами, и зрительный зал, имитирующий условия наблюдения основного демонстрационного комплекса. Работа в БРЗ ведется с игровыми элементами декорационного оформления: мебелью, станками, лестницами, бутафорией, реквизитом, сценическим светом и звуко-шумовым сопровождением. Полы БРЗ рекомендуется покрывать рулонным ворсовым ковром на звукоизолирующей основе. При БРЗ желателен тамбур. БРЗ не нуждается в естественном освещении.
Рис. 25. Функционально-планировочные схемы связей артистических уборных и комнат ожидания выхода 1 - сцена; 2 - комната ожидания выхода на сцену; 3 - курительная и санитарные узлы; 4 - артистические уборные; 5 - артистические уборные в уровне планшета сцены; 6 - дежурные костюмерные; 7 - дежурная гримерно-парикмахерская; 8 - режиссерское управление; 9 - к буфету, репетиционным залам, артистическому фойе, примерочным пошивочной мастерской, комнатам для занятий; 10 - к складу костюмов; 11 - связь в уровне трюма; I - примыкание; II - функционально-технологическая связь, предполагающая систему проемов и переходов, к габаритам которых предъявляются определенные требования; III - непосредственная связь, предполагающая отсутствие между помещениями других помещений, кроме предназначенных для связей (коридоры, переходы, лестницы); IV - эпизодическая связь, допускающая значительную пространственную удаленность помещений; V - разрядка технологических потоков в разных уровнях; VI - механизация связи.
Таблица 7
Рис. 26. Большой репетиционный зал драматического театра с шириной игрового портала 8 м (пример планировки) а - план; б - продольный разрез; 1 - стол гримировальный; 2 - кресло рабочее; 3 - диван; 4 - пульт дирижера; 5 - пульт режиссера; 6 - вешалка для костюмов; 7 - ширма репетиционная; 8 - пюпитр для нот; 9 - зеркало большое и зеркала балетных залов; 10 - санитарный узел; 11 - шкаф для музыкальных инструментов; 12 - штора светозащитная; 13 - станок театральный полустационарный (100-200 см); 14 - станок театральный репетиционный; 14а - лестница репетиционная; 15 - станок балетный (палка); 15а - станок балетный (палка) переносной; 16 - пианино; 17 - табурет к пианино; 18 - занавес антрактный; 19 - кулисы поплановые; 19а - кулисы портальные, подвижные; 20 - занавес поплановый; 21 - декорационный подъем (ручной); 22 - рояль; 23 - мостик смотровой; 24 - водостойкий занавес; 25 - скамья спортивная; 26 - шкаф для нот; 27 - кресло с пюпитром; 28 - стул складируемый; 29 - световое табло; 30 - магнитофон, видеомагнитофон; 31 - комплект звукозаписи и звуковоспроизведения театральный; 32 - часы настенные электрические; 33 - телефонный аппарат; 34 - софитный подъем (ручной); 35 - сетка защитная для окон; 36 - светильник общего освещения; 37 - вешалка для полотенец; 38 - приспособление для защиты зеркал; 39 - щит осветителя; 40 - регулятор света; 41 - прожектор театральный; 42 - комбинированный прибор рассеянного света (рамка, софит, подсвет); 43 - перекладина гимнастическая, 44 - кольца гимнастические; 45 - конь гимнастический; 46 - ковер борцовский; 47 - маты гимнастические; 48 - мешок боксерский; 49 - груша боксерская; 50 - штанга; 51 - стол для настольного тенниса; 52 - стенка шведская
3.90. При отсутствии малого зала целесообразно оборудовать на базе большого репетиционного зала студийно-репетиционный зал (СРЗ), совмещающий в себе репетиционные функции с возможностью постановки и показа экспериментальных и камерных спектаклей для сравнительно узкого круга зрителей (см. рис. 27). Увеличение площади в этом случае достигает 15-20% площади БРЗ. Необходимые зрительские помещения - гардероб, фойе, буфет, курительные и санитарные узлы могут быть размещены в смежных репетиционных залах и помещениях. Это одна из причин, по которой выгодно объединять несколько репетиционных помещений в обособленный функциональный блок, имеющий самостоятельный вход. СРЗ допускает возможность изменения пространственных отношений в системе "зал-сцена", поэтому целесообразно выполнять сценическую площадку из отдельных элементов-станков, а зрительские места (около половины) в виде подвижных секций-блитчеров. Смотровой мостик выполняется по всему периметру зала и сцены. Механические системы допустимы в виде индивидуальных (точечных) подъемов, расположенных между рабочими мостиками, размещенными над залом-сценой и образующими верхнее техническое пространство. Устройство студийно-репетиционного зала специально оговаривается в задании на проектирование. 3.91. При любом взаимном расположении большого демонстрационного комплекса и БРЗ (СРЗ) обеспечивается надежная акустическая изоляция между ними. Рис. 27. Пример планировки большого репетиционного зала театров музыкальной комедии или оперы и балета с шириной игрового портала 12 м а - план большого репетиционного зала; б - план в варианте студийно-репетиционного зала; в - продольный разрез в варианте студийно-репетиционного зала; экспликацию оборудования см. на рис. 26
3.92. Площади вспомогательных помещений при БРЗ или СРЗ принимаются: артистические уборные (не менее двух помещений) площадью 30 — 50 м2 (в эту площадь включаются места ожидания выхода на сцену, примыкающие к ней); санитарные узлы с умывальными, курительные при артистических уборных — 12 — 14 м2; постановочные склады декораций, бутафории, мебели и реквизита, осветительной аппаратуры — 40 — 80 м2; светоаппаратная, аппаратная звуковоспроизведения, светопроекционная — 30 — 60 м2. Артистические уборные БРЗ оборудуются аналогично групповым артистическим уборным из расчета 2,5 м2 / чел. 3.93. Малый репетиционный зал (МРЗ) предназначен для проведения второй стадии репетиционной работы — репетиций мизансцен. В музыкальных театрах, помимо этого, используется для спевок солистов с хором, сдачи вокальных партий и т.д. (см. рис. 28, в). Размеры МРЗ связаны с параметрами главной сцены: ширина зала на 1-2 м более ширины игрового портала, глубина игровой зоны принимается не менее двух планов сцены (план — 2-3 м), глубина зоны наблюдения позволяет располагать место режиссера таким образом, чтобы горизонтальный угол зрения его был не более 90°. МРЗ музыкальных театров отличаются от драматических акустической обработкой помещения, позволяющей при сравнительно небольших размерах вести репетиции в полный голос. В музыкальных театрах МРЗ используется в качестве второго репетиционного зала балета или разминочного зала солистов. В соответствии с этими функциями определяется состав технологического оборудования МРЗ; проектируется естественное освещение. Исправление акустических недостатков может достигаться непараллельностью (от 2 до 12°) стен и специальной обработкой отражающих поверхностей. В целях звукоизоляции рекомендуется тамбур с двойными дверями. При всех малых репетиционных залах проектируются помещения инвентарных, площадь которых зависит от размеров зала и колеблется в пределах 10 — 20 м2. Если МРЗ отстоят на достаточно большом расстоянии от артистических уборных, при них рекомендуется иметь санитарный узел (один или два) с умывальной. Ширина дверей МРЗ — 2 м, полы — дощатые. 3.94. Зал для репетиций балета служит для репетиционной работы балетной труппы, ежедневных тренировочных занятий, разминки перед спектаклем и самостоятельных работ (см. рис. 28, б). Существенным фактором, влияющим на размеры залов репетиций балета, является численность балетной труппы. Для полноценного занятия у станка на каждого из участников приходится, в среднем, по 2,15 м длины станка. Помещения залов репетиций балета проектируются с естественным освещением и надежной акустической изоляцией от остальных помещений. Одну из стен балетного зала занимают зеркала. Эта стена не размещается против фронта окон. В отечественной практике не принято располагать балетные станки на зеркальном поле зала. Исключение составляют театры музыкальной комедии. Для оперно-балетных театров с числом артистов балета более 70 чел. проектируются не менее двух залов репетиций балета. В театрах музыкальной комедии в качестве дополнительного балетного зала рекомендуется использовать малый репетиционный зал. При зале балета устраиваются инвентарные площадью 8-9 м2. Одним из главных элементов оборудования залов балета является специально выполненный деревянный настил пола. Возможно применение для настила пола современных пластических материалов. Для помещений универсального назначения (например, МРЗ), используемых в качестве дополнительных залов для репетиций и занятий балетной труппы, возможно применение секций съемных или переносных балетных станков. При входе в зал для репетиций балета устраиваются тамбуры. 3.95. Зал для репетиций оркестра предназначается для всех видов репетиционных работ с полным составом оркестра театра, репетиций отдельных оркестровых групп, подготовки концертных программ и пр. (рис. 29, а). Одним из основных требований к размещению и оборудованию зала для репетиций оркестра, является его полная акустическая изоляция от остальных помещений театра и, в первую очередь, от демонстрационного комплекса. Площадь на каждого артиста оркестра принимается не менее 2 м2 и объем - не менее 7 м3. Примерное количество артистов оркестра приведено в прил. 5. Размеры помещения допускают размещение артистов оркестра, аналогичное, их размещению в оркестровой яме. При количестве артистов оркестра более 30 чел. рекомендуется применение одно- и двухступенчатого подиума. Дверные проемы залов делаются шириной не менее 2,5 м для беспрепятственной транспортировки громоздких музыкальных инструментов. Залы для репетиций оркестра имеют естественное освещение. При входе в зал устраивается тамбур.
Рис. 28. Примеры планировки репетиционных залов а - зал для репетиций хора в театре оперы и балета; б - зал для репетиций балета и театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 10 м; в - малый репетиционный зал театра с шириной игрового портала 10 м; г - инвентарная; экспликацию оборудования см. на рис. 26 Рис. 29. Оборудование репетиционных залов а - зал для репетиций оркестра театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 12 м; б - помещение для хранения инструментов, пюпитров и нот; в - репетиционно-физкультурный зал для драматических и музыкально-драматических театров с труппой менее 50 актеров; г - инвентарная пло щадь 18 м2; д - станок балетный (палка); е - кресло с пюпитром; ж – пульт дирижера; и - пульт режиссера; к - мостик смотровой; экспликацию оборудования см. на рис. 26
3.96. Оркестровая яма, репетиционный зал оркестра, комнаты отдыха и переодевания артистов оркестра (в крупных театрах — дополнительно фойе артистов оркестра), комната отдыха дирижера, комната инспектора оркестра, помещение для занятий артистов оркестра и настройки инструментов, кладовая музыкальных инструментов и библиотека и архив нот составляют комплекс помещений оркестра. Все эти помещения обычно располагаются в едином уровне с оркестровой ямой и трюмом сцены. При них проектируются: курительная, санитарные узлы с умывальными и душевые кабины, из расчета полного состава оркестра и вспомогательного персонала, что составляет, в среднем 60-65 чел. В крупных оперно-балетных театрах с оркестром, превышающим 100 музыкантов при 15—20 вспомогательных работниках, целесообразно иметь для артистов оркестра отдельный служебный вход с вестибюлем и гардеробом. Ширина коридоров комплекса проектируется не менее 2 м, а ширина дверных проемов — не менее 1,8 м. 3.97. Площадь комнат отдыха и переодевания артистов оркестра (две) определяется на весь штатный состав оркестра (см. прил. 5) исходя из 70% мужчин и 30% женщин, средней площади на одного человека 1,8 м2 (на 60% состава) и на один шкафчик 0,2 м2 (на весь состав).
Рис. 30. Функционально-планировочные схемы связей репетиционных помещений 1 - большой репетиционный зал; 2 - артистические уборные с местами выхода на сцену; 3 - постановочные склады; 4 - светоаппаратная, светопроекционная, аппаратная звуковоспроизведения; 5 - к складам сцены; 6 - малый репетиционный зал; 7 - инвентарная; 8 - санитарные узлы (при удалении от артистических уборных); 9 - репетиционно-физкультурный зал; 10 - репетиционный зал балета; 11 - комната для переодевания с санитарными узлами (при удалении от артистических уборных); 12 репетиционный зал xopа; 13 - блок репетиционных залов (кроме репетиционного зала оркестра); 14 - к артистическим уборным; 15 - оркестровая яма; 16 - комната для отдыха и переодевания артистов оркестра; 17 - библиотека нот; 18 - комната отдыха дирижера; 19 - комната инспектора оркестра; 20 - репетиционный зал оркестра; 21 - помещение для занятий артистов оркестра и настройки музыкальных инструментов; 22 - кладовая музыкальных инструментов; 23 - санитарные узлы, душевые, курительная; 24 - к подъездным путям автотранспорта; 25 - вестибюль с гардеробной (в крупных оперно-балетных театрах); 26 - блок помещений оркестра; условные обозначения связей см. рис. 3 и 25.
3.98. Зал для репетиций хора служит для разучивания хоровых партий как полным составом хора, так и по голосам, спевок с солистами и регулярных занятий, подготовки концертных программ (см. рис. 28, а). Площадь на каждого из артистов хора — не менее 1,5 м2, а объем — не менее 6 м3. Примерное количество артистов хора — см. прил. 5. Зал для репетиций хора представляет собой прямоугольное помещение с круто поднимающимся амфитеатром мест для артистов. Место для хормейстера и концертмейстера располагается на приподнятой площадке-подиуме высотой 0,15— 0,2 м. В зале рекомендуется предусматривать средний и боковые проходы, а также обход за последним рядом мест. Для больших залов рекомендуется полукруглый амфитеатр. Зал репетиций хора надежно акустически изолируется от всех других помещений, в том числе и от других залов аналогичного назначения. Залы нуждаются в естественном освещении. Большие залы для репетиций хора имеют не менее двух выходов. 3.99. Репетиционно-физкультурный зал (РФЗ) является частью репетиционного комплекса драматических и музыкально-драматических театров. РФЗ представляет собой специально оборудованное помещение для регулярных занятий жестом, пластикой, ритмикой, сценическим движением (фехтование, борьба, падения и т.п.), танцем (см. рис. 29, в). В свободное время зал используется для общефизической подготовки и спортивных игр с целью сохранения творческим составом рабочей формы. Для крупных драматических и музыкально-драматических театров с общей численностью труппы 50 чел. и более рекомендуются залы размером (в осях) 24х12 м. Для театров с меньшим составом — 18х9 м, что является достаточным для многих спортивных игр. При зале размещается инвентарная от 10 до 20 м2. В репетиционно-физкультурном зале предусматривается естественное освещение. Рекомендуемое покрытие пола: рулонно-ворсовый материал на звукоизолирующей основе. Ширина дверных проемов — не менее 2,5 м для транспортировки громоздкого оборудования. 3.100. Комнаты для индивидуальных занятий артистов предназначены для работы с педагогами по сценической речи, вокалу, самостоятельной работы над партией, образом, ежедневных упражнений вокалистов и актеров. В драматических театрах предусматривается не более двух, а в музыкальных трех-четырех комнат для занятий. Их площадь — в драматических театрах 12 — 15 м2, в музыкальных (в соответствии с требованиями акустики) — 16—20 м2. Комнаты проектируются с естественным освещением. 3.101. Функционально-планировочные схемы связей репетиционных помещений приведены на рис. 30. Классификацию связей см. на рис. 25.
Склады
3.102. Склады постановочного имущества подразделяются на: дежурные, где предметы оформления хранятся в состоянии готовности к подаче на сцену; текущего, сезона, в которых содержится оформление всего репертуара данного театрального сезона раздельно по спектаклям и резервные, где складируется имущество редко идущих или снятых с репертуара спектаклей для повторного использования. По принципу раздельного хранения различают восемь основных видов складских помещений: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов; обуви; электроаппаратуры и электрореквизита; звукотехнической аппаратуры; мягких и живописных декораций; париков и иных пастижерских изделий. Имеется еще восемь подвидов хранения: настоящее оружие, уникальные мебель и реквизит, стандартные станки, одежда сцены и драпировки, ценные костюмы, нестандартное оборудование сцены, головные уборы и белье, транспортная тара. Размеры складов состоят в прямой зависимости от размеров сцены, назначения и штатной группы театра, определяющих количественный состав труппы, количество спектаклей в репертуаре. В Пособии приводятся только площади дежурных складов и складов текущего сезона. При определении площадей резервных складов рекомендуется исходить из сложившейся практики театров, обычно принимающей их равными площади дежурных складов по всем видам хранения. Как правило, резервные склады имеют четыре вида хранения: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов, головных уборов, белья и обуви; сейф для мягких и скатанных декораций. 3.103. Помещения складов преимущественно проектируются прямоугольной формы, позволяющей полностью использовать полезное пространство, и с размерами, регламентация которых продиктована расстановкой технологического оборудования, размерами проходов, методами транспортировки и иными параметрами, обусловленными габаритами предметов хранения. 3.104. Дежурные склады декораций наиболее целесообразно проектировать шириной 9 м (в осях с учетом строительного модуля), так как это обеспечивает двухрядное хранение с центральным проходом. Декорации при этом занимают 2/3 площади. Однорядное хранение в помещении шириной 6 м позволяет использовать лишь 1/2 площади. Высота складов принимается равной высоте карманов. Дежурные склады декораций оборудуются разделительными вертикальными конструкциями — пряслами шириной 2,5 м и высотой, равной высоте склада. Прясла устанавливаются с шагом 3 м, образуя секции, разделяющие оформление спектаклей (актов или картин). Ширина проходов между штабелями декораций — 2,5-3 м. Пол в дежурных складах рекомендуется дощатый. Помещение не нуждается в естественном освещении. Проемы, соединяющие склады декораций со сценой и карманами, рекомендуются шириной не менее 2,5 м, а высотой — равной высоте проемов карманов. 3.105. Площадь складов декораций текущего сезона определяется из расчета: декорации одного спектакля в хранении занимают примерно 10% площади сцены; в складе, хранятся декорации всех спектаклей текущего репертуара за исключением декораций двух (для ТЮЗов трех) спектаклей, хранящихся в дежурных складах декораций. Рекомендуется предусматривать механизированное перемещение предметов из склада в склад в соответствии со взаимным расположением помещений и принятой системой хранения. Для складов декораций текущего сезона рекомендуется горизонтальный способ хранения в стандартных контейнерах размером 6,05х2,43х2,43 м или флетах (полуконтейнерах), специально выполненных с использованием стандартного поддона. Этот склад также не нуждается в естественном освещении. 3.106. В дежурном складе сценической электроаппаратуры и электрореквизита хранятся переносные осветительные приборы, проекционная и светоэффектная аппаратура, переходные устройства, объективы, маски, светофильтры, источники света и электрореквизит — подлинные и бутафорские люстры, торшеры, бра, подсвечники, настольные лампы, "костры", "камины", "факелы" и т.д. В целях экономии площади громоздкие хрупкие люстры, плафоны, абажуры и пр. подвешиваются на блоках под потолком склада. Поэтому его высота в свету целесообразна не менее 3,6 м. По условиям переноски осветительных приборов на штативах размеры дверного проема на сцену проектируются не менее 1х2,4 м. Полы склада рекомендуется дощатые. Склад электроаппаратуры и электрореквизита текущего сезона примыкает к дежурному складу — под или над ним. Помещение может не иметь естественного освещения. Полы - линолеум или пластик. 3.107. Основой для определения ширины дежурных складов мебели, бутафории и реквизита (рис. 31) являются размеры стеллажей для мебели (расстояние между полками 1 м, глубина 1 м) и проход между ними (не менее 1,7 м), размеры стеллажей для бутафории и реквизита (глубина 0,6 м) и проход между ними (не менее 0,8 м). При однорядном хранении ширина склада принимается не менее 3,7 м. Полностью изолированной частью склада является специальный участок приготовления исходящего реквизита (еды, напитков, табачных изделий и пр.) и хранения белья с естественным освещением. Покрытие пола — линолеум или рулонный пластик. Пример планировки склада мебели, бутафории и реквизита текущего сезона см. на рис. 31. Ширина склада при двухрядном хранении — не менее 4 м. Размеры отсека для грузового лифта — не менее 2,5х1,2х3,1 м. Полы складов текущего сезона — асфальтобетонные. Склады текущего сезона выполняются без естественного освещения. 3.108. Особое место в группе дежурных складов занимают помещения дежурных костюмерных и дежурных гримерно-парикмахерских (рис. 31 и 32). Они включены в комплекс помещений, обслуживающих сцену, вместе с помещениями для творческого состава. Это сделано потому, что деятельность, протекающая в них, связана непосредственно с исполнителями, а не со сценой, как в складах по другим видам хранения. В последние годы в драматических театрах и театрах музыкальной комедии с относительно небольшим (до 80 чел.) составом труппы принято использовать одно помещение гримерно-парикмахерской площадью не менее указанной в прил.1.
Рис. 31. Примеры планировки складов а - дежурный склад мебели, бутафории, реквизита; б - участок размещения; в - участок размещения мебели; г - отделение исходящего реквизита; д - то же, разрез; е - отделение исходящего реквизита, план; ж - склад мебели, бутафории и реквизита текущего сезона; и - дежурная гримерно-парикмахерская; 1 - раковина-мойка; 2 - титан; 3 - закрытые навесные полки для хранения посуды, столового белья, курительных принадлежностей и пр.; 4 - холодильник для пищевых продуктов; 5 - подвижный сервировочный столик; 6 - лифт; 7 - двухъярусные стеллажи для мебели; 8 - пятиярусные полки для бутафории и реквизита; 9 - стандартные секции шкафов для хранения париков; 10 - места для наложения сложного грима со столами длиной 1 и 1,5 м; 11 - столы рабочие пастижерские; 12 - электроплита; 13 - шкафы вытяжные; 14 - секции для хранения простых париков, бород, усов и пр.; 15 - стул (кресло)
3.109. Дежурные костюмерные проектируются с естественным освещением. Для покрытия пола рекомендуется линолеум. В складах костюмов, головных уборов и белья, а также складах обуви сезона (см. рис. 32) транспортировка из складов в дежурную костюмерную выполняется ручными тележками-вешалками размером 1,3х0,7х1,7 м. Все проходы, проемы, лифтовые кабины проектируются с обеспечением беспрепятственного движения этих тележек. При разделении артистических уборных на мужскую и женскую половины дежурные костюмерные и склады костюмов текущего сезона соответственно разделяются. В иных случаях дежурные костюмерные могут быть объединены в отделение подготовки костюмов с более высоким уровнем механизации работ. Ширина помещения склада текущего сезона определяется размещением и шириной рядов — 0,7 м и проходов — 0,8 м (при расположении костюмов в четыре ряда ширина — 4,4 м в чистоте, для шести и восьми рядов, соответственно — 6,6 и 8,8 м). Помещение проектируется без естественного освещения. Пол склада покрывается линолеумом или рулонным пластиком. Отдельно от склада, костюмов, головных уборов и белья располагается склад обуви текущего сезона. Глубина полок склада — 0,4 м, ширина проходов между стеллажами — 0,8 м. Ширина склада с четырьмя рядами стеллажей — 3,2 м в чистоте. Помещение проектируется с естественным освещением. Рис. 32. Примеры планировки складов а - дежурная костюмерная; б - отделение централизованной подготовки костюмов; в - белье, головные уборы; г - обувь; д - костюмы; е -участок подстирки; ж - отделение подготовки обуви; и - участок разборки и мелкого ремонта; к - отделение подготовки костюма; л - участок глажения; 1 - одноярусная вешалка для 35-40 сценических костюмов; 2 - открытые стеллажи для головных уборов, белья и обуви; 3 - рабочий стол; 4 - доска гладильная откидная; 5 - раковина-мойка; 6 - табурет рабочий; 7 - стиральные машины; 8 - стол мелкого ремонта; 9 - стол разборки костюмов; 10 - тележки для перевозки костюмов; 11 - шкаф для инструментов; 12 - станок универсальный сапожный; 13 - стол сапожника
3.110. Помещения дежурных гримерно-парикмахерских сочетают в себе функции мастерских по изготовлению париков и других пастижерских изделий, их ремонту и периодической чистке с функциями складов этих предметов. Помещение проектируется с естественным освещением и полами, покрытыми линолеумом или пластиком. В крупных театрах производственное помещение может быть отделено от склада париков. Ширина склада определяется из расчета: глубина полок шкафов 0,5 м, проход между шкафами — 0,75 м. 3.111. Склад мягких скатанных декораций - сейф, предназначен для хранения живописных фоновых декораций панорам, горизонтов, задников, заспинников, тюлей чистых и апплицированных, театральной сетки и пр., свернутых в скатки. Длина сейфа принимается равной 1,5 ширины игрового портала сцены. Ширина сейфа зависит от расположения полок — при одностороннем она складывается из ширины полки 0,9 и ширины прохода — 0,9 м, при двухсторонних полках — 0,9х2 и 0,9 м. На уровне пола сейфа в коротких сторонах делаются дверные проемы для выноса скаток и очистки сейфа. В театрах, часто использующих живописные декорации, рекомендуется проектировать кассетный сейф, представляющий собой стальную пространственную конструкцию с полками, поднимаемую с помощью лебедки из шахты-сейфа. Преимущество заключается в возможности подавать на уровень сцены любую из полок со скатками декораций. Ширина кассетного сейфа определяется шириной полки. Сейф располагается под сценой или арьерсценой. 3.112. Все склады рекомендуется проектировать сообщающимися с подъездными путями автотранспорта для того, чтобы иметь возможность отправлять сценическое оформление на выездные и гастрольные спектакли, перевозить его в резервные склады или мастерские для ремонта. В связи с большими объемами такого рода работ транспортировка оформления по всем видам механизируется. В месте погрузки декораций целесообразна площадка, приподнятая на 1,4 м и навес, защищающий от атмосферных осадков. В районах с расчетной наружной температурой средней наиболее холодной пятидневки минус 15°С и ниже рекомендуется устройство закрытой погрузочной площадки. Возможен вариант с заездом автомашин в склад. Рис. 33. Функционально-планировочные схемы связей складов 1- сцена, карманы; 2 - дежурный склад объемных и станковых декораций; 3 - склад декораций текущего сезона; 4 - резервный склад объемных и станковых декораций; 5 - сейф; 6 - дежурный склад звукотехнической аппаратуры; 7 - дежурный склад электроаппаратуры и электрореквизита; 8 - склад электроаппаратуры и электрореквизита текущего сезона; 9 - дежурный склад бутафории, мебели и реквизита; 10 - склад бутафории, мебели и реквизита текущего сезона; 11 - резервный склад бутафории, мебели и реквизита; 12 - кладовая машиниста сцены; 13 - к помещению для монтажа станковых декораций; 14 - к подъездным путям автотранспорта; 15 - склад костюмов, головных уборов и белья текущего сезона; 16 - дежурные костюмерные; 17 - склад обуви текущего сезона; 18 - резервный склад костюмов, головных уборов и белья; 19 - к мастерским пошивочной, головных уборов, трикотажной, обуви, красильной; к артистическим уборным; условные обозначения связей см. рис. 25.
3.113. Расположение дежурного склада декораций и карманов сцены, склада звукотехнической аппаратуры и дежурного склада электроаппаратуры и электрореквизита, дежурного склада мебели, бутафории и реквизита и выходов актеров по периметру сцены проектируется так, чтобы исключить пересечение потоков движения актеров и оформления. Связь дежурных складов с комплексом художественно производственных мастерских, расположенных в пределах общей территории в подсобном корпусе, рекомендуется осуществлять закрытым переходом с размерами и оборудованием, допускающим транспортировку громоздких декораций. Это особенно рекомендуется для районов с низкими среднегодовыми температурами. 3.114. Для резервных складов рекомендуется горизонтальный способ хранения в контейнерах или полуконтейнерах (флетах) объемных и станковых декораций, мебели и крупной бутафории. Реквизит может храниться на стеллажах в чехлах или ящиках. Костюмы, головные уборы, белье и обувь — в одном помещении. Костюмы на двухъярусных вешалках, головные уборы — в специальных круглых кофрах, белье — в ящиках и корзинах, обувь — в коробках или мешках, сапоги — в подвешенных чехлах. Исходя из принятого способа хранения определяются размеры и пропорции резервных складов. Помещения этой группы проектируются без естественного освещения. Резервные склады могут быть как в подсобно-производственном корпусе театра, так и отнесены от него на значительное расстояние. В перспективе возможен вариант централизованного контейнерного хранения оформления в общегородских складах с высокой степенью механизации трудоемких работ. 3.115. Функционально-планировочные схемы связей складов приведены на рис. 33.
|
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!