Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование театров Часть 5
Приложение 2
Некоторые рекомендации по проектированию особых типов театральных зданий и театров с дополнительными функциями
Гастрольные театры
1. Гастрольный театр — здание, рассчитанное на прием сменяющихся гастролирующих коллективов театров разных жанров и не предназначенное для постоянно работающей труппы. Здание гастрольного театра целесообразно размещать в структуре общегородского центра или планировочного района с учетом сложившейся сети объектов культуры города. В городах, не имеющих собственного театрального коллектива, предусматриваются резервы территории под строительство подсобно-производственного и репетиционного комплексов для возможного последующего развития гастрольного театра в городской театр. 2. Гастрольный театр обеспечивает возможность воссоздания различных постановочных решений, обусловленных современным уровнем развития драматического, музыкально-драматического и оперно-балетного искусства во всем его многообразии, с учетом национальной культуры народов и стран, представляемых гастролирующими коллективами. Для максимального сближения гастролирующих коллективов с потребностями населения города, в котором проходят гастроли, и для проведения смотров творческой деятельности в других видах искусств, сопровождающих гастроли, здание гастрольного театра и его помещения непосредственно взаимосвязываются с окружающим городским пространством на основе устройства удобных рекреационных озелененных территорий, площадей, пешеходных зон, амфитеатров, крытых галерей и т.д. 3. Зрительский комплекс гастрольного театра круглогодичного действия не имеет особенностей в составе и площадях помещений. 4. При проектировании демонстрационного комплекса гастрольного театра наиболее вероятны особенности, состоящие в: акустическом благоустройстве зрительного зала, которое рассчитывается как на драматические, так и на музыкальные спектакли; в условиях видимости в зрительном зале, которые желательно определять исходя из более жестких требований драматического театра; габаритах сцены и строительного портала, которые могут удовлетворять как драматическим, так и музыкальным спектаклям; один из путей достижения приемлемых условий - выбор сцены, которая может быть наибольшей для драматического театра, и одновременно наименьшей для театра оперы и балета или музыкальной комедии. То же относится и к габаритам строительного портала, который при всех условиях не может быть менее 12 м; габаритах и устройстве оркестровой ямы, позволяющих разместить оркестр как драматического, так и музыкального театров и в то же время иметь возможность использования оркестровой ямы для увеличения авансцены. Применение широких трансформаций в этой зоне с целью создания оптимальных условий гастролирующими коллективами для театра данного типа наиболее уместно. Возможно также решение с размещением оркестра нетрадиционно — на галереях в зале, на сцене, арьерсцене, в первых рядах зрительских мест, на боковых крыльях авансцены и пр., что в свою очередь влечет за собой изменения в акустическом благоустройстве. 5. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену гастрольного театра, вероятны особенности в: складских помещениях, которые могут быть значительно (до 1/2 площади) меньше, чем в иных театрах, поскольку на длительные гастроли обычно вывозится не более половины репертуара. Определяющими здесь являются театры музыкальных жанров; артистических уборных и комнатах ожидания выхода на сцену, количество которых, а также площади и оснащение желательно, определить исходя из требований музыкальных театров для вокалистов и артистов балета; группе репетиционных залов, в которой для обеспечения условий гастролей театров музыкальных жанров достаточно репетиционного зала балета, располагаемого вблизи сцены, с использованием его в качестве разминочного и универсального репетиционного помещения (30-36 м2); помещениях руководства и администрации, где сокращение возможно в пределах 1/3 площади по прил. 1; помещениях для творческого и технического персонала, состав и площади которых имеют некоторую тенденцию к уменьшению. Резкое сокращение состава и площадей помещений возможно также в комплексе производственных помещений, в котором достаточно обойтись ремонтно-поделочной мастерской (от 50 до 80 м2). 6. Гастрольный театр требует наличия закрытой погрузочно-разгрузочной площадки с механизированными коммуникациями между ней и складами декораций, мебели, бутафории, реквизита, костюмов и обуви, живописных скатанных декораций, электроосветительной аппаратуры и звукотехнических устройств. В непосредственной близости от погрузочной площадки рекомендуется разместить склад транспортной тары (контейнеров, ящиков, кофров), площадью не менее 40 м2. 7. В здание гастрольного театра может входить гостиничный комплекс с кафе-столовой работников театра. 8. Гастрольный театр может быть многозальным, т.е. включать отдельно залы для оперы и балета и залы для драматических представлений. Также его можно рассматривать как многофункциональный комплекс, включающий здания или помещения музеев, театральных библиотек, выставочных залов, кафе, торговых помещений, а также окружающие его открытые городские пространства с системой объектов внешнего оформления и благоустройства. 9. При ориентации гастрольного театра только на драматический или только на музыкальные жанры или создании соответствующих отдельных залов в едином здании гастрольного театра уточняются приведенные выше рекомендации.
Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров
1. Такое театральное здание в отличие от гастрольного театра рассчитано на собственную постоянную драматическую труппу. 2. Демонстрационный комплекс с учетом приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров в принципе может быть сходен с демонстрационным комплексом гастрольного театра (подраздел "Гастрольные театры"). 3. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену такого театра, вероятны особенности: складских помещений, где целесообразно учитывать, что декорации музыкальных спектаклей (из расчета примерно половины репертуара, вывозимой на гастроли) в хранении занимают больший объем нежели драматических; артистических уборных, дополнительные помещения для которых из расчета музыкального театра возможно устраивать за счет комнат для административного и художественного руководства театра-стационара, что может сказаться на их размещении и оснащении; группы репетиционных залов, где желательно дополнительно предусматривать репетиционный зал балета или соответственное оборудование в малом репетиционном зале. 4. При ориентации здания на выезды музыкальных театров, особенности возможны только в демонстрационном комплексе и в помещениях для административного и художественного руководства театра (см. выше).
Театры юного зрителя (ТЮЗы)
1. Главное отличие ТЮЗа от театра для взрослых заключено в контингенте зрителей. В этом отличии усматриваются две стороны, оказывающие воздействие на проектирование здания ТЮЗа. Первая — ТЮЗ как театр своих зрителей. Это означает потребность в создании в театре условий для пребывания детей в возрасте от 7 до 17 лет, для восприятия ими спектаклей, для педагогической работы с ним. Вторая проблема ТЮЗ как создатель зрителя для театра будущего. Это означает потребность в предвидении направления развития театра и создания для этого определенных условий. 2. Вместимость зрительного зала ТЮЗа рекомендуется не более 600 мест. Наличие разновозрастных зрителей и многообразие задач ТЮЗа делает целесообразным проектирование не менее двух залов. 3. Рекомендуемые размеры кресел для детей, м: ширина (в осях подлокотников) — 0,48; глубина — 0,36 — 0,38; высота 0,38 — 0,4. Кресла могут проектироваться жесткими, без подлокотников. Предпочтительнее планировка зоны мест короткими рядами. 4. Сцену ТЮЗа рекомендуется проектировать с учетом предоставления широких постановочных возможностей, допускающих разнообразные композиции спектакля как в изолированном пространстве глубинной колосниковой сцены, так и в пространстве зрительного зала с окружением зрителей действием или действия зрителями. В связи с этим для ТЮЗов целесообразно проектирование разновидностей глубинной сцены со сценическими площадками в зале. 5. В ТЮЗе роль оркестровой ямы может быть несколько иной, нежели в театре для взрослых, из-за частого игрового использования ее. В связи с этим целесообразны трансформации оркестровой ямы, а также проектирование дополнительных площадок для артистов оркестра. Ими могут быть: первые или последние ряды мест, боковые крылья авансцены, галереи, балконы и ложи и пр. 6. Для активизации игрового использования зрительного зала ТЮЗа целесообразно предусматривать проходы, используемые в игровых целях, а также создавать условия, позволяющие включать элементы декораций в архитектуру зрительного зала (например, проекция на ограждающие поверхности зала). Проходы, предназначенные к использованию в игровых целях, рекомендуется связывать со сценой или игровыми площадками в зале, возможно обеспечивать местами выхода актеров; ширина проходов независимо от расчета путей эвакуации рекомендуется 1,5-2 м. 7. При проектировании зрительского комплекса ТЮЗа рекомендуется учитывать некоторые особенности проектирования интерьера и отдельных помещений комплекса. В интерьере ТЮЗов важно создавать условия для легкой ориентации детей, что, в частности, может быть обеспечено взаимным проникновением пространств разных этажей, которое помогает детям сразу увидеть весь путь, а также запоминающимися цветовыми, световыми и прочими характеристиками помещений. 8. В отличие от театров для взрослых клубный комплекс для работы с детьми, называемый педагогическим комплексом, непременная часть любого здания (рис. 1). Для педагогического комплекса рекомендуется вход не через билетный контроль, а возможно и с улицы, связь с помещениями художественного руководства, фойе, музеем, зрительным залом. 9. В настоящее время проектирование детских театров ориентируется на создание на базе театров комплексных центров, где большая роль отводится всесторонней культурно-досуговой деятельности с многофункциональным использованием помещений зрительского комплекса и залов с включением дополнительных помещений — аудиторий, зимних садов, музыкальных и видеосалонов и пр.
Рис. 1. Планировочные схемы педагогического комплекса ТЮЗа 1 - секция, актив (15 чел.); 2 - лекция, актив (70-90 чел.); 3 – выпуск газет и журналов (15 чел.); 4 - секция, обсуждение спектакля (40-70 чел); 5 - лекция, актив, обсуждение спектакля (80-100 чел.); 6 - секция, актив (25-35 чел.); 7 - секция, обсуждение спектакля, показ творчества детей (40- 60 чел.); 8 - актив "за чашкой чая" (15-25 чел.); 9 - секция, обсуждение спектакля, лекция (60-100 чел.); 10 - подготовка к выходу на сцену (6-10 чел.); 11 - клуб искусств", лекция, показ творчества детей (150-200 чел.)
Театры кукол
1. Театр кукол предназначен для детей и для взрослых. В отечественной практике применяется различная техника кукловождения — верхние куклы, управляемые из-за ширмы (обычно), нижние куклы, управляемые сверху (изредка), сочетание кукол с театром теней, участием живого актера. 2. Театр кукол может размещаться в отдельно стоящем здании, иметь в составе помещений один зал и более, кооперироваться с ТЮЗом или другими детскими учреждениями. 3. Рекомендации по проектированию зрительского комплекса театра кукол см. подраздел "Театры юного зрителя". 4. Вместимость зрительного зала театра кукол рекомендуется принимать от 200 до 500 чел. Для взрослой или смешанной (дети и взрослые) аудитории вместимость принимается преимущественно более 350 чел. 5. В театрах с верхними куклами балконы не проектируются, а уровень пола последнего ряда определяется высотой глаза зрителя последнего ряда и лучом зрения, направленного на грядку (ширму первого плана) по горизонтали. Высота грядки от планшета сцены принимается 1,65-1,85 м, размещение ее в плане совпадает с плоскостью внутренней грани игрового портала. Высота от пола первого ряда до пола авансцены принимается равной 0,8-1 м, а ширина авансцены — не менее 2,5 м от красной линии сцены. 6. В зрительном зале театра кукол, предназначенного только для детей, места для взрослых зрителей (до 20% общей вместимости) рекомендуется располагать сзади или по сторонам зоны мест для детей. Рекомендуемые размеры кресел или скамей, м:
7. Оркестр рекомендуется располагать над полом стационарной авансцены. Ширина помещения, — не менее 2,5 м. В ограждении помещения оркестра и в полу авансцены над оркестром рекомендуется регулируемые отверстия для прохождения звука, а в полу авансцены — съемный люк размерами 6х1,5 м.
Рис. 2. Схема сцены театра кукол I — вариант с верхними куклами (а - план; б - разрез); II — вариант с нижними куклами (а - план; б - разрез)
8. По боковым сценам зала на высоте не более 3 м пола первого ряда рекомендуется открытые или закрытые раздвижными щитами игровые галереи. 9. Размеры сцены театра кукол и ее элементов приведены в таблице. 10. При устройстве помещений технологического обеспечения в театре верхних кукол рирпроекционная размещается так, чтобы горизонтальная оптическая ось проектора не превышала уровня грядки. 11. В комплексе помещений, обслуживающих сцену театра кукол, рекомендуется предусматривать артистические уборные площадью 60-80 м2, два репетиционных зала размерами (в свету) не менее 9х7 и 7х4 м, склад кукол в уровне сцены со специальными установками и контейнерами. 12. В комплексе производственных помещений размеры живописно-декорационной мастерской (в свету) определяются исходя из ширины игрового портала — ширина равна ему, длина — в 1,7 раза более, а высота — не менее 5 м. Поделочная столярная мастерская с сушилкой и мастерские по изготовлению кукол (скульптурная, слесарная, пошивочная) располагаются смежно. Высоты помещений рекомендуются не менее 3,3 м (в свету), столярной мастерской не менее 5 м. Поделочная столярная мастерская и склад связываются со сценой.
Театры малой вместимости
1. Театры малой вместимости (малые театры) как самостоятельные объекты могут создаваться на базе крупных театров, имея статус филиала основной сцены, являться самостоятельными, обладая статусом студийно-экспериментального, камерного, молодежного и им подобного театра. 2. Диапазон вместимости малых театров составляет 300-500 зрителей. Возможно создание театральных комплексов, состоящих из нескольких залов малой вместимости и обладающих при этом разными типами сцены. 3. Объемно-планировочная структура малого театра близка структуре театра обычного типа. Различие состоит в сокращении состава помещений, обслуживающих сцену (в частности складских), производственных, упрощении систем технического оснащения сцены — механооборудования, звукооборудования, систем инженерного оборудования здания. 4. Рекомендации по проектированию зрительского и демонстрационного комплексов театра малой вместимости совпадают с рекомендациями для малых залов, входящих в состав многозальных театров. Наряду с глубинными сценами, в малых театрах широко применяются сцены иных типов (трехсторонняя, центральная) и их трансформации. Стремление к сокращению эксплуатационных расходов по зданию и численности обслуживающего персонала формирует характерную тенденцию (в мировой практике) применения простейших систем трансформации залов: блитчеров, подвижных секций зрительских мест, плунжерных систем, обеспечивающих одновременно и постановочные задачи. 5. В структуре малых театров, являющихся филиалами, закономерно отсутствие производственных помещений и резервных складов. В подобных театрах может быть сокращено количество административно-хозяйственных помещений. При проектировании репетиционных залов их площадь соотносится с площадью сцен, получаемых в результате трансформации. В зданиях театров, обладающих статусом самостоятельности, рекомендуется предусматривать ремонтно-поделочную мастерскую и резервные склады. 6. Возможность обеспечения тесной взаимосвязи пространств зрительского комплекса, проектирования сцен без колосниковой коробки и сокращенный состав помещений, открывает перед архитекторами возможности широкого поиска индивидуального образа театра малой вместимости.
Театры с общественной функцией общегородского зала
1. В театре с общественной функцией общегородского зала могут проводиться общегородские собрания к торжественным датам, партийные съезды, научные конференции и симпозиумы, конгрессы и пр. В связи с этим в ряде помещений театра возможны изменения и дополнения, не влияющие на основное назначение театра. 2. В помещениях зрительского комплекса целесообразно: кассовый вестибюль размещать только в здании театра и объединять со входным вестибюлем (или вестибюлями при двух залах) с целью использования его для дополнительных служб, постоянных (автоматический переговорочный пункт) или эпизодических (служба информации, торговые киоски); в распределительном вестибюле, фойе, кулуарах обеспечивать условия для многоцелевого использования (раздвижные перегородки для создания гостиных, пресс-центров, универсальная мебель и оборудование для киосков, мест для регистрации, заседаний секций, изменяемая система освещения, радио и телефонная связь). В зданиях с двумя залами возможно совместное и раздельное функционирование вестибюлей, а также трансформация гардероба малого зала для увеличения площади. Все эти преобразования желательно также обеспечивать складированием. Женские санитарные узлы целесообразно проектировать парными (в одном или разных местах) для использования одной их части мужчинами, составляющими около 2/3 посетителей при общественных мероприятиях; буфет проектировать с возможностью его расширения, например, за счет кафе или ресторана при кооперации, объединения буфетов большого и малого зала и пр.; проектировать дополнительные, с изолированным входом и отдельным доступом в зрительный зал помещения — вестибюль с гардеробной, фойе, сервизную, санитарные узлы. 3. Изменения в демонстрационном комплексе могут относиться к: зрительному залу, где возможно группировать места только короткими рядами для удобства выхода на трибуну, а также оборудовать их пюпитрами, кнопками голосования и синхронным переводом; сцене, где оборудуется место для размещения президиума на 100-120 чел. с возможностью устройства ступенчатого пола в передней части сцены. 4. Комплекс помещений, обслуживающих сцену, целесообразно дополнить складом фур для президиума. Склад может размещаться на одном уровне со сценой или ниже ее, что в свою очередь определяет систему подачи мест президиума на сцену. В качестве рабочих кабинетов может использоваться часть артистических уборных, а в качестве помещений для секции и комиссий — часть репетиционных залов. Их желательно оборудовать радио- и телефонной связью с президиумом и размещать вблизи сцены и зрительского комплекса. |
Помещения |
Единица |
Вместимость, мест |
||||
|
измерения |
101-150 |
151-200 |
201-300 |
301-400 |
401-500 |
Светоаппаратная |
м2 |
8 |
8 |
10 |
15 |
15 |
Тиристорная |
" |
17 |
17 |
25 |
50 |
60 |
Звукоаппаратная |
" |
9 |
9 |
9 |
12 |
16 |
Склад бутафории, мебели и реквизита |
% площади малого зала |
10 |
10 |
10 |
8 |
7 |
Дежурный склад объемных и станковых декораций |
То же |
20 |
20 |
20 |
17 |
17 |
Кладовые сценической электроаппаратуры |
" |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
Кладовые средств малой механизации, оборудования и мебели для трансформируемых залов |
" |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Артистические уборные и санитарные узлы |
м2 |
39 |
39 |
39 |
61 |
61 |
Помещения для ожидания выхода на сцену |
" |
12 |
12 |
12 |
16 |
16 |
Щитовая |
" |
По проекту |
Приложение 5
Примерное расчетное количество артистов в театрах*
Категория штатного расписания*2 |
Расчетное количество артистов для театров разных жанров |
||||||||||
|
драматические и музыкально-драматические |
музыкальной комедии |
оперы и балета |
||||||||
|
артисты драматические |
артисты оркестра |
вокалисты-солисты |
артис-ты балета |
артисты оркестра |
артис-ты хора |
вокалисты-солисты |
артис-ты балета |
артис-ты оркестра |
артис-ты хора |
вспомогательный состав |
I |
50*3 |
16 |
40 |
32 |
42 |
35 |
42 |
75 |
74 |
60 |
10 |
II |
40*3 |
— *5 |
30 |
24 |
30 |
24 |
34 |
60 |
58*6 |
50 |
5 |
III |
30*4 |
— *5 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
_________
* Извлечение из "Типовых штатов артистического и художественного персоналов театров оперы и балета, театров музыкальной комедии (театров оперетты), драматических театров (музыкально-драматических театров), театров юного зрителя и театров кукол", утвержденных приказом Министерства культуры СССР от 18 июня 1979 г. № 479.
*2 Категория штатного расписания театров и количество артистов во внекатегорийных театрах определяется заданием на проектирование, утверждаемом в установленном порядке.
*3 Для театров, количество выездных и гастрольных спектаклей которых составляет более 25% общего количества спектаклей, допускается увеличивать расчетное количество артистов в театрах I категории штатного расписания на 10 чел., II категории — на 8 чел.
*4 Для театров, систематически организующих параллельно выездные спектакли, расчетное количество артистов допускается увеличивать на 5 чел.
*5 Для театров, имеющих в своем штате артистов оркестра в отлична от типовых штатов, количество артистов оркестра указывается в задании на проектирование.
*6 Для театров, систематически использующих две сцены, расчетное количество артистов оркестра допускается увеличивать на 7 чел.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
Помещения зрительского комплекса
Многофункциональное использование помещений зрительского комплекса
Помещения большого демонстрационного комплекса (с большим залом)
Зрительный зал
Глубинная колосниковая сцена
Разновидности глубинной колосниковой сцены и иные типы сцен
Трансформации демонстрационного комплекса
Помещения технологического обеспечения сцены
Помещения, обслуживающие сцену
Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные
Репетиционные помещения
Склады
Производственные помещения
Административно-хозяйственные помещения
Малый демонстрационные комплекс (малый зал) и обслуживающие его помещения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерные состав и минимальные площади помещений театральных зданий
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Некоторые рекомендации по проектированию особых типов театральных зданий и театров с дополнительными функциями
Гастрольные театры
Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей и выездов театров музыкальных жанров
Театры юного зрителя (ТЮЗы)
Театры кукол
Театры малой вместимости
Театры с общественной функцией общегородского зала
Летние театры
Балетные театры
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендации по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерные состав и минимальные площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Примерное расчетное количество артистов в театрах
ЛИТЕРАТУРА
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!