Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
Пособие к СНиП 2.08.02-89 Проектирование театров Часть 3
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
3.116. Особенность театрального производства заключается в том, что при изготовлении многие предметы приходят через несколько производственных помещений (художественно-производственных мастерских). При этом каждая мастерская выполняет свою технологическую функцию - изготовляет определенные элементы оформления. 3.117. При выборе предпочтительного способa размещения производственных помещений (в отдельном корпусе, в централизованных комбинатах, в основном здании театра) учитывается назначение театра, возможно уже сложившиеся традиции, расположение отведенной площадки для строительства, ее рельеф и места возможных грузовых коммуникаций, количество и состояние театральных зданий в городе (для возможной централизации) и т.п. 3.118. Мастерские, расположенные в отдельном корпусе, размещаются вблизи основного здания театра и соединяются с ним крытыми переходами. Размеры и оборудование переходов проектируются из расчета транспортировки громоздких декораций, движения тележек. При этом требуется несколько большая площадь застройки, чем при включении производственных помещений в основное здание, но создается возможность для полного отсутствия в нем шумовых помех и действия вибрации. 3.119. Централизованные театральные художественно-производственные мастерские в отечественной практике встречаются редко. Они могут обслуживать группу театров в городе, области. Один из путей создания централизованных комбинатов — обеспечение театров полуфабрикатами. 3.120. Размещение встроенного в здание театра комплекса мастерских вызывает сложности, так как шум и вибрация от работающих станков могут проникнуть на сцену и в зрительный зал. Поэтому мастерские рекомендуется размещать так, чтобы между ними и сценой были другие помещения или коридоры. Таким же образом рекомендуется осуществлять сообщение между ними и сценой. 3.121. В технологическом процессе изготовления оформления спектаклей производственные помещения подразделяются на блоки изготовления и ремонта: объемных декораций; костюмов, обуви, париков; мягких декораций; сюда же можно отнести и помещения для руководства мастерских. В первый блок входят: столярная, слесарная, помещение для монтажа станковых декораций, бутафорская, кладовая оперативного хранения материалов, навес для лесоматериалов и труб (вне здания). Во второй блок входят: пошивочная, мастерские головных уборов и обувная; пропиточная, постирочная, сушильная, трикотажная, пастижерская. В третий блок входят: живописно-декорационная мастерская, красильная, макетная, помещение для приготовления красок с мойкой и сушкой, кладовая красок, комната художников, обойно-драпировочная, мастерская росписи тканей. Смысл объединения в блоки заключается в более полном использовании рабочей площади парка станков, приспособлений и оснастки. 3.122. Современные мастерские драматических и музыкально-драматических театров включают в себя до 12 отдельных подразделений (цехов): столярное, слесарное, бутафорское, монтажа станковых декораций, живописное, макетное, обойно-драпировочное, росписи тканей, пошивочное, обувное, постирочное, красильное, пропиточное. Театры музыкальной комедии и оперно-балетные театры имеют в своем составе 15 отдельных производств — к названным выше добавляются: трикотажное, головных уборов и пастижерское. Рассматриваемые как единое производственное подразделение, постирочная, красильная и пропиточная на практике разделяются на два или на три отдельных участка; во многих крупных театрах в рамках обувного производства существуют два участка — характерной и балетной обуви; пошивочные делятся на мужскую и женскую половины со своими примерочными и закройными, участок обивки мебели (обойная) обособляется от драпировочной, из столярной выделяется мебельное производство, из слесарной — кузнечно-прессовое. Жанровая специфика и национальные традиции ведут к появлению таких участков, как производство балетных пачек, цветов, резьбы по дереву, оружейное, ремонта и изготовления редких, национальных музыкальных инструментов и т.п. В связи с этим представленную номенклатуру мастерских целесообразно считать основой, требующей корректив при разработке задания на вновь строящееся или реконструируемое здание. 3.123. Три мастерские блока изготовления объемных декораций — столярная, слесарная и бутафорская, в которых делаются крупногабаритные детали, оснащаются наиболее тяжелыми станками, требуют удобной загрузки большим количеством материалов и выделяют много отходов (опилки, стружки и т.д.). По этим причинам их желательно размещать на первом этаже, в цокольном или в подвальном этажах. 3.124. В столярной мастерской развитое производство может иметь следующие участки: сушильный, разделочный, сборочный, мебельный, кладовую (либо специально отведенное место) оперативного хранения материалов, комнату (либо рабочее место) старшего мастера. Определяющей для данной мастерской является протяженность места разделки пиломатериалов (распиловка, строгание), имеющих стандартную длину до 6,5 м и критические размеры детали из условий перевозки в закрытых железнодорожных вагонах. Мастерская проектируется прямоугольной формы с примерным соотношением сторон 1:2,3. Размер свободного пространства для разделки пиломатериалов принимается 16 м. Высота помещения (в свету) рекомендуется не менее 3,6 м; размеры проемов для транспортировки декораций не менее 2,5х3 (высота) м. Столярная мастерская проектируется с естественным освещением. Пол — дощатый. Пиломатериалы, используемые для приготовления декораций, хранятся на улице под навесом для естественной сушки; сушить рекомендуется также в специальной камере, при которой следует предусматривать подсобные помещения для первичной обработки пиломатериалов. Заготовленные бруски подаются через проем или люк в столярную мастерскую. Пример планировки столярной мастерской приведен на рис. 34. Рис. 34. Столярная мастерская (вариант планировочного решения) 1 — станок деревообрабатывающий комбинированный; 2 — верстак столярный; 3 — плита электрическая; 4 — станок ленточнопильный; 5 — шкаф для инструментов; 6 — станок шлифовально-точильный; 7— раковина; 8 — станок токарный по дереву; 9 — сверлильный станок
3.125. Слесарная мастерская предназначена для работы над металлическими конструкциями декораций, деталями креплений и механическими приспособлениями к деталям, выпускаемыми другими мастерскими театра. В мастерских крупных театров слесарно-механическое производство может иметь следующие участки: станочный, сварочный (сварочно-сборочный), кузнечно-прессовый, заготовочный, инструментальную, место оперативного хранения материалов, комнату (либо рабочее место) старшего мастера. Помещение слесарной мастерской рекомендуется проектировать прямоугольным с примерным соотношением сторон 1:2,5, с естественным освещением и покрытием пола, стойким к ударным нагрузкам, износоустойчивым, легко моющимся. Высота помещения (в свету) принимается 3,6 м. Размеры проемов из мастерской рекомендуется не менее 2,5х3 (высота) м. Для сборки металлических конструкций целесообразно предусматривать во дворе, вблизи слесарной мастерской монтажный двор размером 5х8 м; высота навеса над двором рекомендуется не менее 3,6 м до низа выступающих конструкций. Пример планировки слесарной мастерской приведен на рис. 35.
Рис. 35. Слесарная мастерская с учетом сварки (вариант планировочного решения) 1 - верстак слесарный; 2 - стол для сварочных работ; 3 - трансформатор сварочный подвижный; 4 - станок токарно-винторезный; 5 - станок вертикально-сверлильный; 6 - станок фрезерный; 7 - раковина; 8 - станок отрезной, ножовочный; 9 - станок точильно шлифовальный; 10 - ящик инструментальный; 11 - шкаф-стеллаж для инструментов и материалов; 12 - шкаф для баллонов газовой сварки; 13 - приспособление для сгиба труб; 14 - пресс-ножницы подвижные; 15 - станок абразивно-обрезной; 16 - монтажный двор
3.126. В бутафорской мастерской ведутся работы над предметами бутафории и реквизита. Крупное бутафорское производство может включать в себя. следующие участки: скульптурный, обработки пластмассы и термопластических материалов, сушки, кладовую гипсовых форм, кладовую оперативного хранения материалов, комнату (либо рабочее место) старшего мастера. Помещение рекомендуется проектировать прямоугольной формы с соотношением сторон 1:1,5-1:2, с естественным освещением и полом из неокрашенных досок либо покрытым линолеумом или керамической плиткой. Высота помещения (в свету) рекомендуется 3,6 м, а скульптурного участка (20% площади мастерской) — 5,6 м. Соединяется мастерская с другими мастерскими блока проемами 1,5х3 (высота) м. Пример планировки бутафорской мастерской приведен на рис. 36.
Рис. 36. Бутафорская мастерская (вариант планировочного решения) 1 - стол рабочий бутафора; 2 - сушильный шкаф; 3 - электроплита; 4 - станок токарный настольный; 5 - станок настольный универсальный; 6 - станок вертикально-сверлильный настольный; 7 - раковина; 8 - шкаф для инструментов; 9 - ванна; 10 - станок лобзиковый; 11 - станок шлифовально-точильный; 12 - ларь для сыпучих материалов; 13 - стол для работы с химреактивами; 14 - станок скульптурный; 15 - стенка для барельефов; 16 - шкаф вытяжной для работы с химическими реактивами; 17 - компрессор передвижной; 18 - электрокотел; 19 - пресс ручной
3.127. Помещение для монтажа станковых декорации предназначается для подгонки и состыковки объемных фрагментов, изготовленных столярной, слесарной и бутафорской мастерскими перед их подачей на сцену. Служит резервом свободного пространства для других мастерских, входящих в блок. Помещение имеет две функциональные зоны — рабочую, в пределах которой ведется сборка декораций, и вспомогательную. Габариты помещения прямо связаны с размерами сцены. Рабочая зона представляет собой прямоугольник, одна из сторон которого равна диаметру, а другая радиусу вращающегося круга сцены (диаметр составляет 1,4 ширины игрового портала, но не менее 10 м). Вспомогательная зона располагается по одну из сторон и имеет ширину, равную или превышающую 2 м. Размеры и пропорции помещения для монтажа декораций определяются достаточно жестко. Высота помещения рекомендуется равной высоте карманов основной сцены. Пол рекомендуется дощатый, неокрашенный. Дверные проемы помещения проектируются шириной 2,53 м и высотой 3-3,5 м. Размеры проходов помещения соответствуют максимальным габаритам транспортируемых деталей. Помещение для монтажа декораций может не иметь естественного освещения. 3.128. Группа мастерских — пошивочная, трикотажная, головных уборов, обуви — может размещаться на любом этаже с естественным освещением. 3.129. В пошивочной мастерской происходит изготовление костюмов, белья, головных уборов. Большие пошивочные мастерские обычно делятся на две половины — мужскую и женскую. Кроме того, имеются отдельные участки: закройный, головных уборов, пошива балетных пачек, вышивальный, трикотажный и др. Для оперативного хранения материалов служит специальная кладовая. Необходима комната (или рабочее место) для старшего мастера-закройщика. Примерочная в большинстве случаев выделяется в отдельное помещение, но в небольших мастерских часто совмещается с закройной (помещением старшего мастера) и отделяется от общего помещения завесой или раздвижной перегородкой. Высота помещения (в свету) проектируется 3,3 м и более. Покрытие пола рассчитывается на влажную уборку. На пути транспортировки ручных тележек-вешалок (размеры 1,5х0,8х1,8 м) не устраиваются ступени; ширина коридоров обеспечивает свободный разъезд двух встречных тележек; дверные проемы на постоянных путях транспортировки проектируются шириной не менее 1 м. Специальные помещения примерочных могут не иметь естественного освещения. Пример планировки пошивочной мастерской с примерочной и закройной приведен на рис. 37.
Рис. 37. Пошивочная мастерская с примерочной и закройной (вариант планировочного решения) 1 - стол рабочий, портновский; 2 - стол для ручных работ; 3 - машина швейная 1022 кл.; 4 - машина швейная специальная; 5 – шкаф канцелярский для документации; 6 - стол закройщика откидной; 7 - раковина; 8 - шкаф-стеллаж для материалов, инструментов и фурнитуры; 9 - стул вращающийся; 10 — тележка-вешалка для готовой продукции; 11 - доска гладильная; 12 - вешалка; 13 - манеж; 14 - зеркало большое, секционное; 15 - подиум для примерочной; 16 – стол канцелярский
3.130. В обувной мастерской изготовляют историческую и современную обувь; в театрах с хореографической труппой балетную и характерную обувь. Небольшие мастерские выполняют работы по изготовлению простых изделий из кожи, а также участвуют в производстве предметов бутафории и реквизита из грубой кожи. Мастерские крупных театров могут иметь отдельные участки: характерной обуви, балетной обуви, примерочную, кладовую хранения колодок и материалов, комнату (или рабочее место) старшего мастера. Размеры мастерской зависят от численного состава труппы, а также от жанра театра — для театров оперы и балета, музыкальной комедии площадь мастерских резко увеличивается. При выборе пропорций помещения особое внимание обращается на обеспечение хорошей естественной освещенности рабочих мест. 3.131. Помещение мастерской головных уборов проектируется прямоугольной формы с естественным освещением. Одна сторона его рекомендуется не менее 3 м. Пол мастерской покрывается линолеумом или пластиком. Пример планировки мастерской (участка) изготовления головных уборов приведен на рис. 38.
Рис. 38. Мастерская (участок) изготовления головных уборов (вариант планировочного решения) 1 - стол рабочий; 2 - швейная машинка 1022 кл.; 3 - швейная машинка специальная; 4 - шкаф сушильный; 5 - плита электрическая настольная; 6 - шкаф-стеллаж для инструментов и материалов; 7 - раковина; 8 - стул полужесткий вращающийся
3.132. Пропиточная, постирочная, сушильная и красильная в практике театров чрезвычайно редко занимают единое помещение. Это обусловлено несовместимостью процессов и различием функциональных связей. Красильный участок по объему производства более всего приближен к живописно-декорационной мастерской; в то же время он постоянно выполняет заказы пошивочной мастерской, более разнообразные, но гораздо меньшие по количеству окрашиваемой ткани. Наилучшая форма помещений — прямоугольная, вытянутая вдоль фронта окон, высота — не менее 3,3 м (в свету), полы с покрытием керамической плиткой (с гидроизоляцией) или асфальтобетонные. В сушильной естественное освещение не требуется. Пример планировки постирочной мастерской (с гладильной) приведен на рис. 39.
Рис. 39. Постирочная и гладильная мастерская (вариант планировочного решения) 1 — стол рабочий; 2 — центрифуга большая; 3 — электрокотел; 4 — баки для раствора; 5 — шкаф-стеллаж для инструментов и материалов; 6 — ванна; 7 — раковина; 8 — стиральная машина малая; 9 — стиральная машина большая; 10 — сушильный барабан; 11 — доска гладильная; 12 — центрифуга малая
3.133. В пастижерской мастерской происходят изготовление, очистка и ремонт изделий из натуральных и синтетических волос. Специальные пастижерские мастерские являются принадлежностью крупных музыкальных театров. В остальных театрах эти работы выполняются дежурными гримерно-парикмахерскими, расположенными вместе с артистическими уборными. Пастижерские мастерские крупных театров имеют в своем составе несколько участков: пастижерский, чистки и подготовки париков, хранения материалов и готовой продукции, примерочный, комнаты (или рабочего места) старшего мастера. Два последних часто совмещаются. 3.134. В живописно-декорационной мастерской изготовляют мягкие фоновые декорации, осуществляют роспись и окраску объемных декораций, бутафории и реквизита (частично), мебели, архитектурных деталей и т.п. В мастерских больших театров могут быть несколько участков: живописный зал, место обработки объемных декораций, место выполнения крупных драпировочных работ, участок плетения сетки, колерная (место подготовки красок) кладовая красок и материалов, комната художников, комната заведующего мастерской (старшего мастера). Живописно-декорационная мастерская, требующая большой площади пола, но не имеющая тяжелого оборудования, может размещаться на любом этаже. Минимально необходимые размеры живописного участка определяются из условий размещения на его площади двух задников (длиной 1,4 ширины игрового портала и шириной 1,4 высоты игрового портала данной сцены), по горизонтали или вертикали (предпочтительнее горизонтальное расположение, так как оно дает возможность писать панорамы) с проходом шириной 1 м вокруг каждого из задников. При этом оставляется место для устройств транспортировки готовых изделий из мастерской и установки швейного оборудования. Высота помещения (в свету) — не менее 5,6 м. Смотровые мостики шириной 0,8-1 м располагаются на высоте 3,5 м от пола; возможно их размещение в пределах габаритов несущих конструкций. В живописно-декорационной мастерской может предусматриваться передвижной мостик (площадка) для росписи декораций. Размеры живописно-декорационной мастерской приведены в табл. 8. Для горизонтальной связи живописно-декорационной мастерской со сценой рекомендуется устраивать проемы не менее 2,5х3 (высота) м, при вертикальной связи — лифты или подъемники, а также люки размерами 2,5х2,5 м. Если живописная мастерская расположена на одном уровне с монтажной, то связь осуществляется через проем шириной не менее 2,5 м, если же связь по вертикали — через люк в полу мастерской размерами не менее 2,5х2,5 м. Вертикальная связь может осуществляться при помощи грузового лифта или подъемника. В мастерской предусматривается естественное верхнее и боковое (желательно двухстороннее) освещение.
Таблица 8
3.135. В обойно-драпировочной мастерской выполняются работы: обивка мебели, работы по аппликации, изготовление деталей мягких декораций, гардин, драпировок и пр. Помещение рекомендуется проектировать прямоугольным с соотношением сторон не более 1:1,5-1:2. Для мастерской рекомендуется прямоугольное помещение высотой (в свету) 4,5-5,5 м (это еще одно основание для того, чтобы расположить ее в едином блоке с живописным залом). В мастерской крупного театра функционируют минимум два участка: производства швейных и драпировочных работ и обивки мебели. Последний отделяется от основного помещения. В помещении предусматриваются естественное освещение, дощатый пол. Пример планировки обойно-драпировочной мастерской приведен на рис. 40.
Рис. 40. Обойно-драпировочная мастерская (вариант планировочного решения) 1 — стол драпировщика (обойщика); 2 — подъемно-опускные штанги; 3 — швейная машина; 4 — швейная машина для сшивания толстых тканей и кожи; 5 — пресс ручной; 6 — лестница-стремянка; 7 — раковина; 8 — шкаф-стеллаж для материалов и инструментов; 9 — стол обойщика откидной, секционный; 10 — стол гладильный; 11 —шторы светозащитные; 12 — осветительные приборы навесные
3.136. В мастерской росписи тканей обрабатываются большие массивы тканей, используемых для художественно-декоративных и обойно-драпировочных работ, наряду со сравнительно малыми по объемам, но сложными по исполнению, заказами пошивочных мастерских. Размеры мастерской определяются численностью труппы, так как наиболее трудоемкие работы связаны с изготовлением костюмов. Форма помещения может быть определена произвольно, но с условием расстановки оборудования и оснастки, обеспечивающих выполнение работ. Мастерская проектируется с естественным освещением. Высоту ее (в свету) целесообразно принимать равной или превышающей 3,3 м. Покрытие пола мастерской — линолеум или керамическая плитка. 3.137. Особое место среди мастерских занимает макетная мастерская, не участвующая в технологической цепочке изготовления оформления. Большие мастерские имеют в своем составе два участка производственный, где создаются макеты, и демонстрационный, где макеты представляются художественному совету театра. Размеры макетной мастерской диктуются количеством спектаклей, выпускаемых театром в год. Целесообразнее иметь макетную мастерскую большого размера, поэтому ее часто совмещают с помещением художников. 3.138. Функционально-планировочные схемы связей производственных помещений приведены на рис. 41. Рис. 41. Функционально-планировочные схемы связей производственных помещений 1 - пошивочная; 2 - обувная; 3 - трикотажная; 4 - пастижерская; 5 - мастерская головных уборов; 6 - блок изготовления костюмов, обуви, париков; 7 - к материальному складу; 8 - к складу костюмов, дежурным костюмерным, артистическим уборным; 9 - постирочная; 10 - сушильная; 11 - гладильная; 12 - к дежурной гримерной-парикмахерской; 13 - к дежурным костюмерным; 14 - красильная; 15 - обойно-драпировочная; 16 - живописно-декорационная; 17 - мастерская росписи тканей; 18 - макетная; 19 -комната художника; 20 - помещение для приготовления красок; 21 - кладовая красок; 22 - блок изготовления живописных декораций; 23 - помещения для монтажа станковых декораций; 24 - столярная; 25 - слесарная; 26 - бутафорская; 27 - сушильная; 28 - сварочная; 23 - блок изготовления объемных декораций; 30 - к сцене; условные обозначения связей см. рис. 3 и 25
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
3.139. Площади помещений для административного и художественного руководства принимаются не менее 10 м2. Площади на одного сотрудника принимаются, м2: для рабочих комнат инженерно-технического персонала, бухгалтерии и др. — 4,5; для комнат обслуживающего и технического персонала (с гардеробной и зоной отдыха) — 2. 3.140. Площади санитарно-гигиенических помещений для коллектива театра определяются из расчета: санитарные узлы — 1 унитаз и 1 писсуар на каждые 25 мужчин; 1 унитаз на каждые 15 женщин; 1 умывальник на каждые 30 чел., душевые — 1 душевая кабина на каждые 8 чел. (для артистов, рабочих сцены и производственных мастерских); комната личной гигиены женщин — один гигиенический душ не более чем на 100 женщин. При определении общего количества людей для расчета приборов по данному пункту не учитывается количество артистов, для которых при артистических уборных предусматриваются санитарные узлы и душевые. 3.141. Площадь служебного буфета или столовой-раздаточной (по заданию) рекомендуется определять из расчета 12 посадочных мест на каждые 100 работающих в театре.
МАЛЫЙ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС (МАЛЫЙ ЗАЛ) И ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ЕГО ПОМЕЩЕНИЯ
3.142. Понятие малый демонстрационный комплекс является архитектурно-строительным выражением понятий камерный или студийно-экспериментальный театр. В театральной практике оба типа по своим функциям практически неразличимы; поэтому требования к ним и строительно-технологические параметры принимаются как для единого типа, ведущей характеристикой которого является вместимость. Проектирование малого демонстрационного комплекса (малого зала) связано с рядом причин — особенностями творческой деятельности театра, его жанром, статусом и др. Учет всей совокупности причин в каждом конкретном случае — основание для включения малого демонстрационного комплекса в задание на проектирование двух- или многозального театра, выбора его вместимости, степени универсальности, уровня обеспеченности техническими средствами. 3.143. Малый зал способствует расширению репертуара театра, более полной реализации творческого потенциала его коллектива и художественных запросов публики, предоставляет условия для реализации нетрадиционных форм пространственного взаимоотношения действия и зрителя. В нем возможна также подготовка выездных спектаклей, проведение различных общественных и культурных мероприятий. Специфика организации малых залов состоит в создании: комфортных условий восприятия действия при любом расположении сцены на площади зала; разнообразной среды для развития театрального действия с игровыми галереями, балконами, нишами, проемами, расположенными не только в зоне сценической площадки; гибких систем механо-, цвето- и звукообеспечения спектакля, оборудования, обеспечивающего трансформацию театрального пространства. 3.144. В театрах с большим и малым залом целесообразно создавать отдельный зрительский комплекс малого зала либо его часть, включающую фойе и зал буфета. В театрах с несколькими малыми демонстрационными комплексами целесообразно проектировать общие для этих комплексов входную группу помещений и буфет, но для каждого зала предусматривать пространственно изолированные фойе с регулируемой связью между ними. 3.145. Малые залы состоят из сцены и зоны зрительских мест, обычно размещаемых в едином пространстве. Высота уровня планшета сцены над уровнем пола первого ряда мест принимается не более 0,8 м. Расстояние между передней границей сцены и спинками мест первого ряда в залах до 300 мест принимается не менее 1,2 м. При большей вместимости — см. п. 3.31. Различаются малые залы типом сцены и расположением по отношению к ней зоны зрительских мест. Основные типы сцены в малом зале — глубинная, трехсторонняя и центральная. Переход от одного типа сцены к другому осуществляется путем трансформации в залах с комбинированными сценами и в залах свободного пространства. Первые проектируются с частичным или полным изменением типа сцены и конфигурации зоны зрительских мест в пределах, определяемых архитектурно-планировочным решением. Своеобразие зала свободного пространства определяется архитектурными и технологическими средствами, обеспечивающими выбор пространственной организации действия, величины и конфигурации сцены и зоны зрительских мест. Их размеры зависят от конкретных задач режиссера и сценографа. 3.146. При размещении зрительских мест рекомендуется принимать предельное расстояние от передней границы сцены не более, м: для трехсторонней сцены — 9, для центральной сцены — 6. Зависимость предельного расстояния от вместимости для глубинной сцены приведена в справочном пособии "Общие рекомендации". 3.147. В малых залах, преимущественно вместимостью до 150 мест, могут устанавливаться жесткие стулья, способные укладываться в компактные "пакеты" для хранения в специально отведенных для этого местах. В мировой практике распространена установка сборно-разборных станков амфитеатра со съемными сиденьями и мягкими спинками. В залах вместимостью не более 300 мест возможна установка скамей со спинками. При вместимости залов не более 300 мест возможно предусматривать установку кресел, стульев и скамей или их звеньев без крепления к полу, но с обеспечением устройств, предотвращающих их опрокидывание. 3.148. В трансформируемых залах зрительские места устанавливаются секционно на фурах, станках, блитчерах и т.д. В залах, обеспечивающих максимальные возможности развития действия в пространстве, охват им зоны зрительских мест по периметру, допускается установка вращающихся кресел, жестко закрепленных к полу. Расстояние между креслами определяется по проекту в зависимости от принятого архитектурно-планировочного решения. 3.149. При проектировании в залах ярусов и балконов целесообразно предусматривать их использование в игровых и технологических целях. Балконы и галереи могут иметь связь с помещениями, обслуживающими сцену, между собой и с планшетом сцены (полом зрительного зала), открытыми в зал лестницами. При проектировании в зале внутренних лестниц оборудуются проходы на общие (эвакуационные) лестницы, к выходам из зала или открытым пожарным лестницам. В залах возможны трансформируемые элементы сцен (поворотные, "кассетные", модульные элементы и т.д.), сборно-разборные панели ограждения балконов, обеспечивающие максимальную универсальность использования. Расположение дверей (проемов) в залах с трансформируемыми сценами обеспечивает беспрепятственную эвакуацию зрителей при любых положениях сцены и зоны зрительских мест. 3.150. В залах вместимостью до 400 мест возможны естественное освещение и устройства для зашторивания окон. Размеры и расположение проемов для естественного освещения выбираются с учетом их использования в постановочных целях. 3.151. Примерные параметры основных типов сцен малого демонстрационного комплекса принимаются согласно табл. 9. Ориентировочные размеры игрового портала могут быть приняты, м, при вместимости:
Ширина игрового портала в залах вместимостью свыше 200 мест может приниматься в качестве модульного размера при определении горизонтальных параметров глубинной сцены: ширина сцены 1,5 Ши + 4 м; глубина сцены 1,5 Ши (где Ши — ширина игрового портала). Наличие в табл. 9 допусков на ширину, глубину и высоту сцен предполагает определенную свободу в их выборе для создания индивидуальной формы малого зала. 3.152. Под планшетом глубинной сцены, а также в зонах размещения иных типов сцен в трансформируемых залах может предусматриваться трюм. 3.153. В залах вместимостью до 300 мест возможно устройство бесколосниковых глубинных сцен. При наличии колосников высота над колосниковым настилом в свету принимается не менее 2 м, при наклонном перекрытии не менее 1,5 м. В залах с трансформациями сцены возможно устройство технологического потолка над всей площадью зала. 3.154. В малых залах с иными типами сцен возможно устройство рабочих галерей по всему периметру стен. Протяженность и количество ярусов и галерей определяется исходя из принятой системы механо-, свето- и звукотехнического оснащения зала, при этом их ширина принимается не менее 0,9 м. Между рабочими галереями, над залом на отметке рабочего потолка возможно устройство переходных мостиков шириной не менее 0,6 м.
Таблица 9
Примечания: 1. Наименьшие и наибольшие размеры сцен принимаются по заданию на проектирование, либо в соответствии с принятым архитектурно-планировочным решением. 2. Размеры сцены в плане даны без привязки стен к осям. 3. Высоту глубинной сцены в залах вместимостью до 300 мест возможно принимать равной высоте зала от уровня пола первого ряда до низа выступающих конструкций. При вместимости свыше 300 чел. высота сцены может быть увеличена по отношению к высоте зала. При устройстве колосников высота сцены принимается от уровня планшета до верха колосникового настила.
3.155. Помещения выносного софита и осветительных боковых лож в малом зале возможно заменять софитными галереями в первом случае и открытым размещением приборов — во втором. Количество их зависит от степени трансформации сценической площадки. 3.156. При размещении помещения светоаппаратной ее положение обеспечивает видимость сцены при ее трансформации; в залах свободного пространства — не менее 75% площади зала. В малых залах, в соответствии с заданием на проектирование возможно размещение кинопроекционной и светопроекционной. 3.157. Помещение тиристорной размещается вблизи малого зала. Для залов вместимостью от 100 до 200 зрителей тиристорная и светоаппаратная могут совмещаться. 3.158. Склады бутафории, мебели, реквизита, объемных декораций располагаются в непосредственной близости от сцены. Связь между складом декораций и сценой (залом свободного пространства) целесообразно осуществлять через тамбур или технологический коридор, обеспечивая беспрепятственную подачу декораций на сцену. Склады проектируются с технологической связью со складами текущего сезона основной сцены. 3.159. Кладовые средств малой механизации и мебели для трансформируемых залов вместимостью до 300 зрителей возможно совмещать со складом объемных и станковых декораций. 3.160. Артистические уборные при малом зале располагаются вблизи сцены с возможностью доступа в помещения ожидания выхода на сцену и помещения зрительского комплекса (для трансформируемых залов). Ориентировочное количество артистов в помещениях артистических уборных принимаются в зависимости т вместимости залов по табл. 10.
Таблица 10
3.161. Помещения ожидания выхода на сцену в трансформируемых залах можно заменять коридором шириной не менее 1,5 м. 3.162. Примерные состав и минимальные площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену, приведены в прил. 4. 3.163. Применение в малых залах трансформации ориентируется на преобладание ручных способов — в этом принципиальное своеобразие трансформации малых залов. Виды, способы и средства трансформации — см. подраздел "Трансформации демонстрационного комплекса". Для залов с глубинной сценой типичен прием трансформации, сохраняющей без изменения зону зрительских мест. В этом случае сцена может видоизменяться путем раскрытия порталов (переход к беспортальной сцене) или перемещения порталов в глубину сцены вдоль ее оси (увеличение или уменьшение глубины), устройства боковых порталов и пр. При проектировании залов с глубинной сценой и вместимостью до 250 зрителей возможно формирование сцены из стационарной части и сборных элементов, составляющих не более половины площади сцены. При переходе к иным типам сцены трансформации могут затрагивать площадь всего малого зала. При любых типах сцены в игровых целях целесообразно использовать галереи, ложи, дверные проемы, проходы в зале и пр. 3.164. К наиболее распространенным средствам трансформации, применяемым в малых залах, относятся переносные стулья и элементы сцены, телескопически складывающиеся трибуны-блитчеры, простейшие поворотные устройства, подвесные секции со зрительскими местами, разделительные экраны и перегородки. В качестве дополнительных средств применяются подъемно-опускные площадки, меняющие рельеф пола зала, кран-балки, подъемники и средства малой механизации, с помощью которых осуществляются перестановки в зале. Переносные стулья и кресла рекомендуется преимущественно применять в залах свободного пространства, но продолжительность и трудоемкость работ ограничивает их применение вместимостью 250 зрителей. Применение подвижных секций, разделительных экранов и перегородок возможно при всех вместимостях зала. Блитчеры рекомендуется применять в залах вместимостью свыше 200 зрителей, а поворотные устройства — свыше 300 зрителей. 3.165. Планировочная особенность залов, в которых применяются перечисленные средства трансформации – наличие резерва площади или люфта, увеличивающего площадь малого зала до 7%. Эта величина складывается из разницы площадей сцен, оборудуемых в зале (глубинной, трехсторонней, центральной) и площади, необходимой для осуществления трансформации и зависящей от выбранного средства или комбинации средств трансформации. Примеры схем малых залов приведены на рис. 42. Рис. 42. Примеры схем малых залов а - трансформации зала на основе передвижных секций зрительских мест; б - залы с нетрансформируемой сценой; в - залы с вращающимися креслами
3.166. При проектировании помещений малого зала и помещений его обслуживания недостающие в настоящем разделе рекомендации восполняются данными предшествующих разделов.
|
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5
Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!