Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3    |    Часть 4    |    Часть 5    |    Часть 6    |    Часть 7    |    Часть 8    |    Часть 9    |    Часть 10    |    Часть 11    |    Часть 12    |    Часть 13    |    Часть 14    |    Часть 15    |    Часть 16    |    Часть 17    |    Часть 18    |    Часть 19    |    Часть 20    |    Часть 21    |    Часть 22    |    Часть 23    |    Часть 24    |    Часть 25    |    Часть 26    |    Часть 27    |    Часть 28

СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы. Часть 9

Анкеровка напрягаемой арматуры

3.129*. При применении в конструкциях арматуры из стержней периодического профиля диаметром до 36 мм, напрягаемой на упоры, устройство анкеров на стержнях не требуется.

В элементах с арматурой, рассчитываемой на выносливость, вся арматура (за исключением указанной выше) должна иметь внутренние или наружные (концевые) анкеры.

В элементах, напрягаемых на упоры, с арматурой, не рассчитываемой на выносливость, допускается применять без устройства анкеров (внутренних и наружных) отдельные арматурные канаты класса К-7 и отдельные высокопрочные проволоки периодического профиля.

Прочность анкеровки, применяемой в конструкциях с натяжением на бетон, не должна быть менее прочности арматурных элементов, закрепляемых анкерами.

3.130. В изгибаемых элементах следует избегать расположения анкеров арматуры в зонах бетона, где главные растягивающие и сжимающие напряжения составляют свыше 90 % предельных значений, установленных для этих напряжений.

3.131*. Наружные (концевые) анкеры на торцевой поверхности балок следует располагать возможно равномернее. При этом необходимо предусматривать постановку на торце сплошных стальных листов, перекрывающих бетон зоны расположения анкеров. Краевые участки листов следует заанкеривать в бетоне.

Толщину торцевых листов следует назначать по расчету в зависимости от усилий натяжения напрягаемых арматурных элементов и принимать, мм, не менее:

при усилии натяжения 590 кН (60 тс) - 10 ;

« « « 1180 кН (120 тс) - 20 ;

« « « 2750 кН (280 тс) - 40 .

При усилиях, отличающихся от указанных, следует принимать толщину листов, соответствующую ближайшему большему значению.

3.132. В элементах с натяжением арматуры на бетон зону обетонирования наружных анкеров следует армировать поперечными сетками из стержней периодического профиля диаметром не менее 10 мм с ячейками не более 10х10 см. Расстояние между сетками должно быть не более 10 см.

Продольное армирование элементов

3.133*. В сварных арматурных каркасах арматура располагается группами, не более трех стержней в каждой. Стержни в группе объединяются между собой сварными односторонними связующими швами. Длина связующих швов между стержнями должна быть не менее 4 диаметров, а их толщина - не более 4 мм. Зазоры между группами стержней образуются постановкой продольных коротышей диаметром не менее 25 мм. Коротыши устанавливаются перед отгибами, не более чем через 2,5 м по длине, вразбежку по отношению друг к другу. Они привариваются к рабочей арматуре односторонними связующими швами толщиной не более 4 мм и длиной не менее 2 диаметров рабочей арматуры.

Связующие сварные швы между стержнями в группе располагаются вразбежку по отношению к коротышам и смежным связующим швам так, чтобы расстояние в свету между швами было не менее 40 см, в случае если смежные швы наложены на общий продольный стержень, и 10 см, если связующие швы относятся к разным продольным стержням каркаса. Кроме того, необходимо, чтобы любое поперечное сечение группы стержней пересекало не более одного сварного шва.

Допускается при соответствующем обосновании вертикальные стержни сварных сеток в стенках приваривать контактной точечной сваркой к арматуре и к продольным коротышам, расположенным между группами стержней. Приварка дуговой электросваркой хомутов к основной арматуре не допускается.

Для основной рабочей арматуры каркасов рекомендуется применение арматуры класса Ас-II марки 10ГТ.

Указания по швам, прикрепляющим к рабочей арматуре, приведены в п. 3.160*.

3.134*. В разрезных балках и плитах следует доводить до опоры не менее трети рабочей арматуры, устанавливаемой в середине пролета. При этом в балках необходимо доводить до опоры не менее двух стержней, в плитах — не менее трех стержней на 1 м ширины плиты.

Распределительную арматуру плит следует устанавливать с шагом, не превышающим 25 см.

При смешанном армировании стержни ненапрягаемой арматуры допускается устанавливать попарно, при этом толщина защитного слоя этой арматуры должна соответствовать п. 3.119*, а расстояния между стержнями и пучками — пп. 3.122* и 3.123*.

3.135. В неразрезных балках и ригелях многопролетных рамных конструкций часть верхней и нижней рабочей арматуры должна быть непрерывной по длине или иметь стыки, перекрывающие разрывы армирования.

Количество непрерывных арматурных элементов должно составлять:

а) в конструкциях с ненапрягаемой арматурой — не менее 20 % нижней и 15 % верхней рабочей арматуры;

б) в конструкциях с напрягаемой арматурой — не менее 10 % нижней и 5 % верхней рабочей арматуры, но не менее двух нижних и двух верхних арматурных элементов.

3.136. Шаг (расстояние между осями) рабочей арматуры плиты в середине пролета и над ее опорами не должен превышать, см:

15 — в плитах балластного корыта железнодорожных мостов;

20 — в плитах проезжей части автодорожных мостов.

Поперечное армирование элементов

3.137. Армирование стенок ненапрягаемых балок на восприятие поперечных сил следует осуществлять наклонными и вертикальными стержнями (хомутами) и объединять последние с продольной арматурой стенок в каркасы и сетки.

3.138. В ненапрягаемых балках устанавливаемые по расчету наклонные стержни следует располагать симметрично относительно продольной оси изгибаемого элемента. Стержни, как правило, должны иметь по отношению к продольной оси элемента угол наклона, близкий к 45° (не более 60° и не менее 30°). При этом на участка балки, где по расчету требуется установка наклонных стержней, любое сечение, перпендикулярное продольной ocи балки, должно пересекать не менее одного стержня наклонной арматуры.

3.139*. Требуемые по расчету балок дополнительные наклонные стержни должны быть прикреплены к основной продольной рабочей арматуре. Если стержни арматуры изготовлены из стали классов А-I, А-II, Ас-II и А-III, то прикрепление дополнительных наклонных стержней можно выполнять посредством сварных швов.

3.140. Наклонные стержни арматуры в балках следует отгибать по дуге круга радиусом не менее 10 диаметров арматуры.

Отгибы продольной арматуры у торцов балки (за осью опорной части) допускается выполнять по дуге круга радиусом не менее трех диаметров арматуры.

3.141. Продольную арматуру в стенках ненапрягаемых балок следует устанавливать:

в пределах трети высоты стенки, считая от растянутой грани балки, — с шагом не более 12 диаметров применяемой арматуры (d = 8—12 мм);

в пределах остальной части высоты стенки — с шагом не более 20 диаметров арматуры (d = 8— 10 мм).

3.142. Напрягаемые арматурные элементы, имеющие участки, направление которых не совпадает с направлением продольной оси балки, как правило, следует располагать симметрично относительно продольной оси балки.

3.143*. Хомуты в балках устанавливаются по расчету, включая расчет по сечению между хомутами. В стенках толщиной до 50 см, в пределах приопорных участков длиной, равной 1/4 пролета, считая от оси опоры, шаг хомутов принимают не более 15 см.

На среднем участке балки длиной, равной 1/2 пролета, шаг хомутов принимается не более 20 см.

При толщине стенок более 50 см максимальный шаг хомутов в середине пролета допускается увеличивать на 5 см.

Допускается применение сдвоенных хомутов из арматуры одного класса и диаметра.

3.144. Хомуты в разрезных плитных пролетных строениях следует устанавливать с шагом, не превышающим, см:

15 — на участках, примыкающих к опорным частям и имеющих длину, равную 1/4 пролета,

25 — на среднем участке, имеющем длину, равную 1/2 пролета.

В сплошных плитах балластного корыта железнодорожных мостов и проезжей части автодорожных мостов, имеющих высоту 30 см и менее, хомуты при отсутствии сжатой расчетной арматуры допускается не устанавливать.

П р и м е ч а н и е. В плитных пролетных строениях автодорожных и городских мостов допускается не ставить поперечную арматуру в плиты толщиной до 40 см, если касательные напряжения в бетоне не превышают 0,25Rb,sh (где Rb,sh — расчетное сопротивление бетона скалыванию при изгибе по табл. 23*).

3.145. Хомуты в поясах ненапрягаемых балок должны охватывать ширину пояса не более 50 см и объединять не более пяти растянутых и не более трех сжатых стержней продольной арматуры, расположенной в крайних горизонтальных рядах.

3.146. Уширение поясов балок должно быть армировано замкнутыми хомутами из арматурных стержней периодического профиля; ветви хомутов должны охватывать весь наружный контур поясов.

3.147. Наибольший шаг замкнутых хомутов или поперечных стержней в сварных сетках обжимаемых поясов напрягаемых балок следует принимать не более 15 см в железнодорожных и 20 см в автодорожных мостах. Шаг хомутов в обжимаемых поясах не должен быть более шага хомутов в стенках балок.

3.148. Хомуты в элементах, рассчитываемых на кручение, а также на кручение совместно с изгибом, сжатием или растяжением, должны быть замкнутыми с перепуском концов:

при хомутах из гладкой арматурной стали — на 30 диаметров;

то же, из арматурной стали периодического профиля — на 20 диаметров.

3.149. В зоне расположения анкеров напрягаемых арматурных элементов под опорными плитами (см. п. 3.131*) следует устанавливать дополнительную поперечную (косвенную) арматуру по расчету на местные напряжения.

Дополнительную арматуру выполняют из стержней периодического профиля с шагом между ними, см, не более:

10 — в сетках;

6 — в спиралях.

3.150. Продольную рабочую арматуру и хомуты в сжатых элементах конструкций следует объединять в каркасы. Шаг хомутов в зависимости от диаметра d стержней продольной арматуры следует принимать не более:

15 d — при сварных каркасах;

12 d— при вязаных каркасах.

Во всех случаях шаг хомутов следует назначать, см, не более:

при насыщении сечения продольной арматурой менее 3 % — 40;

то же, в размере 3 % и более — 30.

При значительном насыщении сечения продольной арматурой вместо отдельных хомутов рекомендуется принимать непрерывное поперечное армирование витками, повторяющими очертание поперечного сечения элемента.

3.151*. Конструкция хомутов сжатых элементов опор с квадратной или прямоугольной формой поперечных сечений должна быть такой, чтобы продольные стержни располагались в местах перегиба хомутов, а ветви хомутов, устанавливаемые вдоль граней элементов, удерживали не более четырех стержней продольной арматуры и имели длину не более 40 см.

Приведенные указания относятся к опорам с размерами граней не более 80 см. При больших размерах граней опор рабочие продольные стержни опор, расположенные на противоположных гранях, допускается не объединять между собой хомутами, пересекающими сечение опоры, а заменять такие хомуты расположенными по периметру цепочками конструктивных хомутов П-образной формы, каждый длиной по 40 см с боковыми анкерующими ветвями длиной не менее 20 см, располагаемыми перпендикулярно к основной продольной ветви хомута по направлению внутрь сечения бетона. Концы коротких ветвей, заканчиваемые полукруглыми крюками, прикрепляются к вертикальным монтажным стержням, устанавливаемым на всю высоту опоры. Хомуты между собой перехлестываются в местах перегиба. Цепочки хомутов, охватывающие опоры по периметру, располагаются по высоте через 40 см.

Для хомутов и монтажных вертикальных стержней следует применять арматуру диаметром не менее 10 мм. Для повышения устойчивости сжатых рабочих стержней опоры, кроме цепочек хомутов, следует предусматривать постановку монтажных связей, соединяющих продольные вертикальные стержни на поперечных гранях опоры. Связи должны состоять из трех стержней диаметром не менее 16 мм и устанавливаться в плане и по высоте не реже чем через 1,6 м.

Во избежание затруднений, возникающих при бетонировании, из-за наличия стержней, пересекающих сечение, связи на каждом уровне допускается устанавливать и закреплять поочередно непосредственно перед укладкой каждого последующего слоя бетона.

3.152. На концевых участках сжатых элементов, передающих нагрузку через торцы без выпусков стержней продольной арматуры, следует устанавливать поперечные сварные сетки в количестве не менее четырех (в сваях — пять). Длину концевых участков, армированных сетками, следует принимать не менее 20 диаметров стержней продольной арматуры, а расстояние между сетками назначать не более 10 см.

3.153. При косвенном армировании сжатых элементов ненапрягаемой арматурой (см. п. 3.72*) применяемые сварные поперечные сетки и спирали должны выполняться из арматурной стали классов А-II, Ас-II и А-III (диаметром не более 14 мм).

Стержни поперечных сеток и витки спирали должны охватывать всю рабочую продольную арматуру элемента.

Размеры ячеек поперечных сеток следует принимать не менее 5,5 см и не более 1/4 меньшей стороны сечения элемента или 10 см. Шаг поперечных сеток по длине элемента следует назначать не менее 6 см и не более 1/3 меньшей стороны сечения элемента или 10 см.

Спирали должны иметь диаметр навивки не менее 20 см. Шаг витков спирали следует назначать не менее 4 см и не более 1/5 диаметра сечения элемента или 10 см.

3.154. В звеньях круглых труб и цилиндрических оболочек при их армировании двойными сетками стержни рабочей арматуры должны быть связаны в радиальном направлении соединительными стержнями-фиксаторами или объединены в каркасы.

Сварные соединения арматуры

3.155*. Сварные соединения арматуры должны отвечать требованиям ГОСТ 14098—91 и ГОСТ 10922—90. При проектировании должна указываться категория ответственности применяемых стыков и соответствующая им категория требований к контролю качества сварных соединений.

Сварные соединения, несущая способность которых определяется из расчета по первому предельному состоянию, — относят к I категории, по второму предельному состоянию — к II категории, а в остальных случаях соединения — к III категории ответственности и соответственно к III категории качества стыков.

Объем контроля для каждой категории ответственности определяется в соответствии с указаниями СНиП III-18-75.

3.156*. Горячекатаная стержневая арматурная сталь классов и марок, указанных в табл. 29*, как правило, должна соединяться посредством контактной стыковой сварки. Выполнение последней для стержней диаметром 10 мм и менее допускается только в заводских условиях при наличии специального оборудования.

Стыкование арматуры контактной сваркой допускается при отношении площадей стыкуемых стержней не более 1,15. В арматурных элементах, рассчитываемых на выносливость, как правило, необходимо устранять в зоне стыков возникшие в результате сварки концентраторы напряжений путем соответствующей механической продольной зачистки.

Допускается применять другие эффективные конструктивные решения сварных стыков при условии, что ограниченный предел выносливости этих стыков будет не менее нормативного предела выносливости свариваемых арматурных стержней.

3.157*. Сварные сетки, в том числе и по ГОСТ 23279—85, а также каркасы следует, как правило, проектировать с применением в пересечениях стержней контактной точечной сварки.

3.158*. При изготовлении из арматурной стали классов А-I, А-II, Ас-II и А-III сеток и каркасов, которые в соответствии с указаниями табл. 29* должны выполняться в вязаном варианте, применение сварных соединений для основной арматуры может быть допущено только в местах, где напряжения в стержнях арматуры не превышают 50 % установленных расчетных сопротивлений.

3.159*. Число стыков в одном расчетном сечении элемента (в пределах участка длиной, равной 15 диаметрам стыкуемых стержней) не должно превышать в элементах, арматура которых рассчитывается на выносливость, 25 %, в элементах, арматура которых не рассчитывается на выносливость, — 40 % общего количества рабочей арматуры в растянутой зоне сечения.

Сварные стыки арматуры допускается располагать без разбежки в монтажных стыках сборных элементов (без снижения расчетного сопротивления арматуры), а также на участках конструкции, где арматура используется не более чем на 50 %.

3.160*. Для стыков стержневой горячекатаной арматуры из стали классов А-I, А-II, Ас-II и А-III при монтаже конструкций допускается применение ванной сварки на удлиненных стальных накладках (подкладках) длиной не менее 5 диаметров стержней, а также применение стыков с парными смещенными накладками, приваренными односторонними или двусторонними швами суммарной длиной не менее 10 диаметров стыкуемых стержней. Ванную сварку следует применять при диаметре стержней не менее 20 мм.

Для нерассчитываемых на выносливость стыков сжатых стержней допускается также применение ванной сварки на коротких стальных накладках (подкладках) в соответствии с ГОСТ 14098—91.

Длина односторонних сварных швов, прикрепляющих наклонные стержни арматуры, должна быть не менее 12 диаметров при толщине швов не менее 0,25 d и не менее 4 мм; длину двусторонних швов допускается принимать вдвое меньшей.

3.161*. Монтажные выпуски арматуры в стыках должны обеспечивать условия для качественного выполнения на монтаже ванно-шовной сварки на удлиненных накладках с плавным выводом продольных сварных швов на стыкуемые стержни.

В вязаных арматурных каркасах конструкций автодорожных и городских мостов для закрепления арматуры в проектном положении при монтаже, транспортировке и бетонировании допускается в пересечениях стержней рабочей арматуры со стержнями конструктивной арматуры устройство вспомогательных сварных соединений при соблюдении следующих условий: сварка может производиться в местах, где прочность рабочей арматуры используется не более чем на 50 %, а также, где арматура работает только на сжатие.

Стыки ненапрягаемой арматуры внахлестку (без сварки)

3.162. Во внецентренно сжатых и внецентренно растянутых элементах стержни арматурной стали периодического профиля диаметром до 36 мм и гладкие с полукруглыми крюками допускается стыковать внахлестку.

В изгибаемых и центрально-растянутых элементах стыкование растянутых арматурных стержней внахлестку не допускается.

3.163*. В стыках арматуры внахлестку длину нахлестки (перепуска) стержней из арматурной стали классов А-II и Ас-II следует принимать не менее:

30 d — при классах бетона В20 — В27,5;

25 d — при классе бетона В30 и выше, где d — диаметр стыкуемых стержней.

Для арматуры из стали класса А-III длина нахлестки должна быть соответственно увеличена на 4d.

Для арматуры из стали класса А-I длину нахлестки (между внутренними поверхностями полукруглых крюков) следует принимать такой же, как для арматуры из стали класса А-III.

Для стыков, расположенных в сжатой зоне сечения, длину нахлестки допускается принимать на 5 d менее установленной выше.

Отдельные сварные и вязаные сетки следует стыковать внахлестку на длину не менее 30 диаметров продольных стержней сетки и не менее 25 см.

3.164*. При расположении стыков стержней рабочей арматуры внахлестку в растянутой зоне сечения, где напряжения в стержнях превышают 75 % расчетного сопротивления, в зоне стыка требуется устанавливать спиральную арматуру. Если установка спиральной арматуры не требуется (напряжение в стержнях составляет менее 75 % расчетного сопротивления), то расстояние между хомутами в местах стыкования рабочей растянутой арматуры внахлестку следует назначать не более 6 см, а буронабивных столбах — 12 см.

Стыки арматуры внахлестку, как правило, следует располагать вразбежку. При этом площадь сечения рабочих стержней, стыкуемых на длине требуемой нахлестки, должна составлять при стержнях периодического профиля не более 50 % общей площади сечения растянутой арматуры, при гладких стержнях — не более 25 %.

Стыки элементов сборных конструкций

3.165*. В сборных конструкциях, как правило, следует применять стыки:

бетонируемые широкие (необжимаемые) с расстоянием между торцами объединяемых элементов 10 см и более, с выпуском из элементов стержней рабочей арматуры или стальных закладных деталей;

бетонируемые узкие (обжимаемые) шириной не более 3 см, без выпусков из элементов арматуры, с заполнением стыкового зазора цементным или полимерцементным раствором;

клееные плотные (обжимаемые) с клеевой прослойкой толщиной не более 0,3 см на основе эпоксидных смол или других долговечных (проверенных опытом) полимерных композиций.

В обоснованных случаях в предварительно напряженных пролетных строениях автодорожных мостов допускается применение бетонируемых широких, без выпуска арматуры обжимаемых стыков со швами до 10 см, но не более половины толщины каждой из соединенных частей.

Применение сухих стыков (без заполнения швов между блоками клеевым составом, цементным или полимерным раствором) в пролетных строениях не допускается.

3.166. Торцы блоков составных по длине пролетных строений при применении стыков без выпусков арматуры следует армировать дополнительными поперечными сетками из стержней диаметром не менее 6 мм. При устройстве зубчатого стыка или стыка с уступами расчетная арматура зуба и уступа должна иметь диаметр не менее 10 мм.

3.167. В составных по длине (высоте) конструкциях с клееными плотными стыками для обеспечения точного совмещения стыкуемых поверхностей блоков следует, как правило, устраивать фиксаторы.

3.168*. В верхних плитах балок автодорожных, городских и совмещенных мостов, не подвергающихся непосредственному воздействию подвижной железнодорожной нагрузки, допускается применение бетонируемых стыков с выпусками из плит арматуры периодического профиля с прямыми крюками на всю толщину плиты и с взаимным перепуском арматуры внахлестку на длину не менее 15 диаметров стержней и не менее 25 см, а также применение полукруглых петель внахлестку с указанной длиной перепуска петель друг за другом. Кроме этого допускается применение полукруглых петель с той же длиной их заделки, но с прямой вставкой арматуры между петлями длиной, равной не менее диаметра петли. Диаметр полукруглых петель следует принимать не менее 10 диаметров арматуры.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

3.169. Напрягаемую арматуру в конструкциях с натяжением на бетон следует, как правило, располагать в закрытых каналах, образуемых преимущественно извлекаемыми каналообразователями из полимерных материалов.

При устройстве каналов с неизвлекаемыми каналообразователями рекомендуется применять неоцинкованные гибкие стальные рукава и гофрированные трубы. При этом материал заполнения каналов должен исключать увеличение его объема при замораживании, а величина защитного слоя бетона должна быть на 1 см более указанной в табл. 44*.

Неизвлекаемые каналообразователи из цельнотянутых стальных или полимерных труб допускается применять только на коротких участках в стыках между сборными блоками составных по длине конструкций и в местах перегибов и анкеровки напрягаемой арматуры.

3.170. Для обеспечения сцепления бетона омоноличивания в открытых каналах с бетоном предварительно напряженного элемента рекомендуется предусматривать:

выпуски из тела бетона предварительно напряженных элементов арматурных стержней или концов хомутов с шагом не более 10 см;

покрытие очищенной поверхности бетона, примыкающей к бетону омоноличивания, и напрягаемой арматуры цементным коллоидным или полимерцементным клеем:

применение для омоноличивания бетона, имеющего водоцементное отношение не более 0,4:

покрытие наружной поверхности бетона омоноличивания противоусадочным пароизолирующим составом.

Закладные изделия

3.171*. Закладные изделия из отдельных листов или фасонных профилей с приваренными к ним втавр или внахлестку анкерными стержнями из арматурных сталей классов А-II, Ас-II или А-III диаметром не более 25 мм должны проектироваться в соответствии с требованиями ГОСТ 19292—85. Сварные соединения должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 14098—91 и ГОСТ 10922—90.

3.172*. Закладные изделия не должны разрезать бетон. Длину растянутых анкеруемых стержней, заделываемых в бетон, следует принимать в зависимости от напряженного состояния бетона в направлении, перпендикулярном анкеруемым стержням. Если от постоянно действующих нагрузок (при коэффициенте по нагрузке, равном 1) в зоне анкерных стержней возникают сжимающие напряжения sbc, наибольшие значения которых отвечают условию

,

то длина заделки стержней должна составлять не менее:

при стержнях из арматуры периодического профиля — 12d (d— диаметр стержня);

при стержнях из гладкой арматуры — 20d, но не менее 25 см.

Если напряжения в бетоне sbc в зоне заделки не отвечают приведенному выше условию или характер напряжений не установлен, то длина заделки растянутых арматурных стержней должна приниматься не менее:

при классах арматурной стали А-II и Ас-II — 25d;

» классе » А-III 30d.

Длина заделки растянутых анкерных стержней может быть уменьшена посредством приварки на концах стержней плоских металлических элементов или устройством на концах стержней головок, высаженных горячим способом. При этом диаметр головок должен быть не менее:

при арматуре из стали классов А-II и Ас-II — 2d;

« » » класса А-III 3d.

В этих случаях длина заделки анкеруемого стержня определяется расчетом на выкалывание и смятие бетона и принимается не менее 10d.

3.173*. Отношение толщины d плоского стального элемента закладной детали к диаметру d анкерного стержня этой детали (d/d) следует принимать равным при сварке:

а) автоматической — втавр под флюсом не менее:

0,55 ¸ 0,65 — для арматуры класса А-II;

0,65 ¸ 0,75 — " " " А-III;

б) ручной — втавр под флюсом — не менее 0,75 для всех классов арматуры;

а) ручной — в раззенкованное отверстие - не менее:

0,65 — для арматуры класса А-II;

0,75 — " " " А-III;

г) дуговой — внахлестку фланговыми швами — не менее 0,3 для арматуры всех классов.

Конструирование опор

3.174*. Элементы опор железнодорожных мостов, находящиеся в зонах возможного замерзания воды (свободной или имеющейся в грунте), должны иметь сплошное сечение.

В опорах автодорожных и городских мостов допускается в указанных зонах применение железобетонных элементов в виде полых свай-оболочек при обеспечении мер (например, дренажных отверстий) против образования в стенках оболочек трещин от силового воздействия замерзающей воды и льда во внутренних полостях оболочек.

3.175. В пределах уровня ледохода телу опоры следует придавать форму с учетом направления воздействия ледохода.

Сопряжение граней опоры следует делать по цилиндрической поверхности радиусом 0,75 м. При надлежащем обосновании этот радиус может быть уменьшен до 0,3 м.

3.176*. На реках, расположенных в районах, где среднемесячная температура наружного воздуха наиболее холодного месяца минус 20 °С и выше, промежуточные опоры (включая и железобетонные) мостов допускается выполнять из бетона без специальной защиты поверхности.

При проектировании русловых опор мостов на реках с интенсивным перемещением речных наносов (количество взвешенных наносов более 1 кгс в 1 м3 потока и скорость течения более 2,5 м/с) опоры со стойками из свай-столбов или свай-оболочек следует применять со специальной защитой (металлические оболочки-бандажи, изготовление из износостойкого бетона и др.) в зонах движения наносов. Массивные опоры могут применяться без дополнительной защиты их поверхностей.

Поверхности промежуточных бетонных, железобетонных опор мостов, расположенных в районах, где среднемесячная температура наружного воздуха наиболее холодного месяца ниже минус 20 °С, а также, как правило, опоры на реках, вскрывающихся при отрицательных среднесуточных температурах наружного воздуха, должны быть облицованы в пределах зоны переменного уровня ледохода. При этом толщина, а также высота облицовочных блоков должны быть не менее 40 см. Армирование облицовочных блоков следует применять в том случае, если это требуется по условиям их транспортирования и заанкеривания на отрывающее воздействие льда.

Ширина заполняемых раствором вертикальных швов должна быть 2,5 - 0,5 см. а горизонтальных — 1 ± 0,5 см.

3.177. При отсутствии бетонных облицовочных блоков должного качества допускается при технико-экономическом обосновании применение для опор облицовки из естественного морозостойкого камня с прочностью на сжатие не ниже 59 МПа (600 кгс/см2), при мощном ледоходе — не ниже 98 МПа (1000 кгс/см2). Конструкция облицовки из естественного камня должна обеспечивать возможность ее изготовления индустриальными методами.

3.178*. Соединение железобетонных стоек и элементов опор с ригелем (насадкой) допускается осуществлять омоноличиванием арматурных выпусков в нишах или отверстиях. При этом стенки башмаков стаканного типа должны быть армированы из расчета на воздействие продольных и поперечных сил.

Длина арматурных выпусков, заводимых в нишу или отверстие, должна быть не менее 20 диаметров стержней, а бетон стойки или сваи не должен заходить в ростверки или ригели более чем на 5 см.

3.179*. При проектировании массивных опор и устоев следует предусматривать устройство железобетонных оголовков толщиной не менее 0,4 м.

Участки элементов (ригелей, насадок и т.п.) в местах передачи на них давления от пролетных строений должны быть армированы дополнительной косвенной арматурой, требуемой по расчету на местное сжатие (смятие). На этих участках, а также под монолитными стыками пролетных строений и на оголовках опор не должно быть мест, где возможен застой попадающей воды.

В местах расположения деформационных швов верхнему слою бетона на опорах следует придавать уклоны (не менее 1:10), обеспечивающие сток воды.

Уклон верха оголовков и ригелей опор должен выполняться одновременно с их бетонированием.

3.180*. Нагрузку от опорных частей пролетных строений при наличии уклонов на верхней поверхности массивных опор, а для железнодорожных мостов — во всех случаях следует передавать на железобетонные подферменные площадки. Высота этих площадок должна обеспечивать возвышение их верхней грани над опорой не менее чем на 15 см.

Расстояние от нижних плит опорных частей до боковых граней подферменных площадок или до боковых граней железобетонных элементов (ригелей, насадок и т.п.) должно быть нe менее 15 см.

Расстояние от граней подферменных площадок до граней оголовка следует назначать с учетом возможности установки домкратов для подъема концов пролетных строений и принимать, см, не менее:

а) вдоль моста:

при пролетах от 15 до 30 м — 15;

» 30 " 100 " — 25;

» свыше 100 " — 35;

б) поперек моста:

при закругленной форме оголовка от угла подферменной площадки до ближайшей грани оголовка — не менее указанных в подпункте «а»;

при прямоугольной форме оголовка, см, не менее:

для плитных пролетных строений — 20;

для всех пролетных строений, кроме плитных, при опорных частях:

резиностальных — 20;

плоских и тангенциальных — 30;

катковых и секторных — 50.

3.181*. Применение железобетонных конструкций в опорах допускается для мостов, расположенных на суходолах, для путепроводов, виадуков и эстакад, на водотоках — при условии армирования стержневой арматурой и защиты поверхности от возможных механических повреждений. В опорах на водотоках применение напрягаемой проволочной арматуры не допускается.

Железобетонные элементы опор в пределах водотоков надлежит защищать от истирания льдом и перемещающимися донными отложениями от повреждений при навале судов или плотов, а также от механических повреждений, возможных в случае заторов бревен при молевом способе сплава. В качестве защитных мероприятий рекомендуется применять бетон с повышенной износостойкостью, увеличивать толщину защитного слоя бетона железобетонных элементов до 5—7 см, а при особо тяжелых условиях (мощном ледоходе и карчеходе) допускается применять покрытие железобетонных элементов стальными листами. Необходимость защиты или ее способ в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных условий водотока решается проектной организацией.

Гидроизоляция конструкций

3.182. Все внутренние поверхности балластных корыт пролетных строений железнодорожных мостов и устоев, в автодорожных мостах — вся ширина пролетного строения (включая тротуары), переходные плиты, а также засыпаемые грунтом поверхности устоев, водопропускных труб (лотков) должны быть защищены изоляцией, препятствующей прониканию воды к защищаемым поверхностям бетона.

3.183. Гидроизоляция должна быть: водонепроницаемой по всей изолируемой поверхности; водо-, био-, тепло-, морозо- и химически стойкой; сплошной и не повреждаемой при возможном образовании на изолируемой поверхности бетона трещин с раскрытием, принятым в нормах проектирования; прочной при длительных воздействиях постоянной и временной нагрузок и возможных деформациях бетона, а для труб — при наличии давления грунта насыпи и гидростатического давления воды; герметичной в местах перекрытия строповочных отверстий и в сопряжениях с бортиками балластных корыт, а также с водоотводными и ограждающими устройствами, конструкциями деформационных швов, тротуарными блоками, карнизами, перилами, столбами и т.п.

3.184. Конструкцию гидроизоляции и применяемые для ее устройства материалы следует принимать исходя из требований обеспечения эксплуатационной надежности гидрозащиты в интервале температур наружного воздуха в районе строительства (по СНиП 2.01.01-82) от абсолютной максимальной до средней наиболее холодных суток.

При назначении гидроизоляции балластных корыт и проезжей части пролетных строений мостов, устоев, водопропускных труб должны учитываться также другие особенности климатических условий в районе строительства.

При соответствующем обосновании допускается на пролетных строениях автодорожных мостов устройство гидроизоляции из морозостойкого гидрофобного бетона, армированного стальной сеткой, на железнодорожных мостах при безбалластной езде и отсутствии агрессивной среды — в виде покрытий стойкими красками.

3.185*. Выравнивающий и защитный слои следует выполнять из бетона с мелким заполнителем. Класс бетона по прочности на сжатие следует принимать для мостов не ниже В25 и для труб — не ниже В20. Защитный слой следует армировать.

Применение плетеных сеток для армирования защитного слоя одежды ездового полотна не допускается.

3.186. Допускается в установленном порядке применение других типов гидроизоляции пролетных строений, устоев мостов и водопропускных труб, отвечающих требованиям пп. 3.183 и 3.184.

4. СТАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Тип исполнения стальных пролетных строений, опор и труб в зависимости от значения расчетной минимальной температуры следует назначать в соответствии с табл. 46.

Таблица 46

Расчетная минимальная температура, °С

Тип исполнения

До минус 40 включ.

Обычное

Ниже минус 40 до минус 50 включ

Северное А

Ниже минус 50

Северное Б

4.2*. При проектировании стальных конструкций мостов следует:

выбирать оптимальные в технико-экономическом отношении схемы, системы и конструкции пролетных строений, сечения элементов, экономичные профили проката и эффективные марки стали;

применять, как правило, унифицированные типовые конструкции и стандартные элементы и детали (деформационные устройства, эксплуатационные обустройства и др.);

обеспечивать комплексную технологичность конструкций с учетом трудовых затрат на заводах и строительно-монтажных площадках, возможность поточного изготовления, конвейерного или крупноблочного монтажа;

предусматривать применение независимо от расчетной минимальной температуры и назначения моста, сварных заводских элементов, объединяемых, как правило, на высокопрочных болтах. При соответствующем обосновании с учетом общей технологии монтажа и других условий, а в железнодорожных и совмещенных мостах — по согласованию с МПС применять сварные и комбинированные бол-тосварные монтажные соединения;

обеспечивать возможность осмотра, очистки, окраски и ремонта конструкций; исключать в них зоны, в которых возможно скопление воды и затруднено проветривание; предусматривать герметизацию замкнутых профилей, элементов и блоков;

указывать в рабочих чертежах КМ стальных конструкций марки сталей и материалы соединений, а также необходимые дополнительные требования к ним, предусмотренные стандартами и техническими условиями;

соблюдать нормы СНиП 2.03.11-85 и СНиП 3.04.03-85 и требования руководящего технического материала «Конструкции мостовые металлические. Покрытия лакокрасочные» (Минтрансстрой, МПС, 1975).

4.3*. Элементы стальных мостовых конструкций должны иметь минимальные сечения, удовлетворяющие требованиям настоящих норм с учетом действующего сортамента на прокат. При расчете составных сечений элементов решетчатых ферм по прочности и устойчивости недонапряжение не должно превышать 5 %.

МАТЕРИАЛЫ И ПОЛУФАБРИКАТЫ

4.4*. В стальных конструкциях мостов и труб обычного исполнения следует применять:

а) для элементов из прокатного металла1 — сталь в соответствии с табл. 47*;

1 Толстолистовой, широкополосный универсальный, фасонный, сортовой прокат, трубы и гнутые профили следует применять из стали с требованием свариваемости, за исключением проката для болтов, гаек и шайб, а также для элементов без сварных соединений.

Таблица 47*


Тип испол-

Сталь несущих элементов сварных пролетных строений, опор и эксплуатационных обустройств при применении в заводских и монтажных соединениях


нения

тол-


государственный стандарт



щина прока­та, мм

марка стали


номер

дополнитель­ные
требования


1

2

3

4

5

Обыч­ное

8-50

15ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3
к табл. 1*;

пп. 2.2.7, 2.2.9



8-40

10ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

То же



4-50

390-14Г2АФД-14

ГОСТ 19281-89

По п. 1.4*



4-32

390-15Г2АФДпс-14

ГОСТ 19281-89

То же


Север­ное А

8-50

15ХСНД-3

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3
к табл. 1*;

пп. 2.2.7, 2.2.9



8-40

10ХСНД-3

ГОСТ 6713-91

То же



4-50

390-14Г2АФД-15

ГОСТ 19281-89

По п. 1.4*



4-32

390-15Г2АФДпс-15

ГОСТ 19281-89

То же


Северное Б

8-40

10ХСНД-3

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3
к табл. 1*,
пп. 2.2.7, 2.2.9, 4.3***


Окончание табл. 47*


Тип ис-

Сталь несущих элементов сварных пролетных строений, опор и эксплуатационных обустройств при применении в заводских и монтажных соединениях


пол-

вид


государственный стандарт

тол-


нения

про­ката

марка стали


номер

дополнитель­ные требования

щина про­ката, мм


1

6

7

8

9

10

Обы­ч­ное

Лю­бой

16Д

ГОСТ 6713-91

-

До 20 включ.



Ли­сто­вой

15ХСНД

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3 к табл. 1*;

пп.2.2.7, 2.2.9

8-15




15ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

То же

16-50




10ХСНД

ГОСТ 6713-91

«

8-15




10ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

«

16-40




390-14Г2АФД-13

ГОСТ 19281-89

По п. 1.4*

4-50




390-15Г2АФДпс-13

ГОСТ 19281-89

То же

4-32



Фа­сон­ный

15ХСНД

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3 к табл. 1*;

пп.2.2.7, 2.2.9

8-32




10ХСНД

ГОСТ 6713-91

То же

8-15


Се­вер-

Ли­сто­-

15ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

То же

8-50


ное А

вой

10ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

«

8-40




390-14Г2АФД-14

ГОСТ 19281-89

По п. 1.4*

4-50




390-15Г2АФДпс-14

ГОСТ 19281-89

То же

4-32



Фа­сон­ный

15ХСНД-2**

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3 к табл. 1*;

пп.2.2.7, 2.2.9

8-32




10ХСНД-2***

ГОСТ 6713-91

То же

8-15


Се­вер­ное

Ли­сто­вой

10ХСНД-3

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3 к табл. 1*;

пп.2.2.7, 2.2.9

8-40


Б

Фа­сон-

15ХСНД-3**

ГОСТ 6713-91

То же

8-32



ный

10ХСНД-3**

ГОСТ 6713-91

«

8-15


* Стали марок 14Г2АФД и 15Г2АФДпс по ГОСТ 19281-89 допускается применять только в автодорожных, городских и пешеходных мостах.

** В мостах всех назначений допускается применять уголки по ГОСТ 8509-72 и ГОСТ 8510-72 без термообработки - прокат категории I - по ГОСТ 6713-91.

В конструкциях автодорожных, городских и пешеходных мостов северного исполнения А и Б допускается применять двутавры, тавры и швеллеры без термообработки при условии выполнения требований по ударной вязкости при температуре соответственно минус 60 и минус 70 °С.

*** Требование полистового испытания предъявляется только при расчетной минимальной температуре минус 60 °С и ниже.

б)* для висячих, вантовых и предварительно напряженных пролетных строений:

стальные витые канаты с металлическим сердечником, подвергнутые предварительной вытяжке усилием, равным половине установленного государственными стандартами или техническими условиями разрывного усилия каната в целом (а при его отсутствии в нормах — половине агрегатной прочности витого каната): закрытые несущие диаметром 30—70 мм по ТУ 14-4-1216—82; одинарной свивки по ГОСТ 3064—84 из круглой оцинкованной по группе ЖС проволоки диаметром 2,6 мм и более;

пучки и канаты из параллельно уложенных оцинкованных проволок по ГОСТ 3617—71;

в) для металлических гофрированных труб — листовые волнистые профили из стали марки 15сп по ТУ 14-2-207—76;

г)* для литых частей — отливки группы III из стали марок 25Л, 30Л, 35Л, 20ГЛ, 20ФЛ, 35ГЛ по ГОСТ 977-88 и марки 35ХН2МЛ по ТУ 24-1-12-181—75;

д)* для шарниров, катков, болтов-шарниров и прокладных листов под катки — поковки: Гр. IV-КП 275 ГОСТ 8479—70 из стали марки Ст5сп2-III по ГОСТ 535-38 и ГОСТ 14637-89; Гр. IV-КП 315 ГОСТ 8479-70 из стали марки 35-а-Т по ГОСТ 1050—88; Гр. IV-КП 315 ГОСТ 8479—70 из стали марки ЗОГ-2-Т по ГОСТ 4543—71; Гр. IV-КП 345 ГОСТ 8479—70 из стали марки 35Г-2-Т по ГОСТ 4543—71; Гр. IV-КП 785 ГОСТ 8479—70 из стали марки 40ХН2МА-2-2-Т по ГОСТ 4543-71; Гр. IV-КП 1200 из стали марки 40Х13 по ГОСТ 5632—72; Гр. IV-КП 245 ГОСТ 8479—70 из стали марки 265-III-09Г2С по ГОСТ 19281—89 с наплавкой, удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к стали марки 40Х13 по ГОСТ 5632—72;

е) высокопрочные болты по ГОСТ 22353—77, высокопрочные гайки по ГОСТ 22354—77, шайбы к высокопрочным болтам по ГОСТ 22355—77 с общими техническими требованиями к ним по ГОСТ 22356—77;

ж) для сварки конструкций — сварочные материалы, предусмотренные «Инструкцией по технологии механизированной и ручной сварки при заводском изготовлении стальных конструкций мостов» (Минтрансстрой, 1980);

з)* для соединений элементов мостового полотна, перил и смотровых приспособлений — стальные болты по ГОСТ 7798—70 класса прочности 4,6 по ГОСТ 1759.4-87 (с испытаниями по пп. 6.2 и 6.6) и гайки по ГОСТ 5915—70 классов прочности 4 и 5 по ГОСТ 1759.5—87 (болты и гайки — только из спокойной стали), а также болты и гайки из стали марки Ст3сп4 по ГОСТ 535—88 по специальным техническим условиям;

и)* для крепления опорных частей к пролетным строениям и стальным опорам — стальные болты по ГОСТ 7798—70 и гайки по ГОСТ 5915—70 из сталей марок 09Г2 по ТУ 14-1-287—72, 295-III 09Г2-4 и 295-III 09Г2С-4 по ГОСТ 19281—89, 40Х по ГОСТ 4543—71 по специальным техническим условиям;

к)* для крепления опорных частей к бетонным опорам и фундаментам — фундаментные (анкерные) болты по ГОСТ 24379.0—80 и ГОСТ 24379.1—80 из сталей марок 20-г-Т по ГОСТ 1055-88 и 295-III 09Г2С-4 по ГОСТ 19281—89, а также из стали марки 40Х по ГОСТ 4543—71 по специальным техническим условиям; гайки по ГОСТ 5915—70 при диаметре болтов менее 48 мм и по ГССТ 10605—72 при диаметре болтов свыше 48 мм; классов прочности 4 и 5 по ГОСТ 1759.5—87 (только из спокойной стали), а также из стали марки 20-г-Т, класса прочности 6 по ГОСТ 1759.5—87 (только из спокойной стали) — для болтов из стали марки 295-III 09Г2С-4, классов прочности 10 и 12 по ГОСТ 1759.5—87 — для болтов из стали марки 40Х;

л) для заливки концов стальных канатов в анкерах — сплав марки ЦАМ 9-1,5Л по ГОСТ 21437—75;

м)* для деталей анкеров стальных канатов — сталь марки 295-III 09Г2С-4 по ГОСТ 19281—89, а также сталь марок 20-б-Т и 45-б-Т по ГОСТ 1050—88 в нормализованном состоянии;

н) для прокладок между стальными канатами, а также между канатами и деталями анкеров, отклоняющих устройств, сжимов, хомутов подвесок и других элементов — листы по ГОСТ 21631—76 или ленты по ГОСТ 13726—78 толщиной не менее 1 мм из алюминия марок АД и АД1 по ГОСТ 4784—74.

П р и м е ч а н и я: 1. Для несущих сварных элементов тротуаров и смотровых приспособлений (консолей и балок тротуаров, стоек и поручней перил, балок лестниц, пешеходных площадок, смотровых тележек и подъемных люлек), а также элементов мостового полотна допускается применение стали марки Ст3сп5, а для указанных элементов без сварных соединений — стали марки Ст3сп4 по ГОСТ 535—88 и ГОСТ 14637—89. При толщине проката до 10 мм включительно допускается применение полуспокойной стали тех же категорий.

При этом применение круглых труб допускается без ограничений, а прямоугольных сварных — с соблюдением требований СНиП III-18-75 к радиусу гибки для конструкций, воспринимающих динамическую нагрузку.

Механические свойства металла труб должны быть указаны в проекте и обеспечены заводом—изготовителем конструкций.

2. В перилах и смотровых приспособлениях уголки с полкой 70 мм и менее допускается применять из стали марки Ст3пс2 по ГОСТ 535-88.

3. Для футляров (кожухов) опорных частей допускается применение стали марки Ст0 по ГОСТ 14637-89.

4. Для нерабочих прокладок и элементов заполнения перил допускается применение стали марки Ст3кп2 по ГОСТ 535—88 и ГОСТ 14637—89, для настилов смотровых ходов и приспособлений — сталь марки Ст3пс2 по ГОСТ 14637—89.

4.5*. В стальных конструкциях мостов и труб северного исполнения следует применять:

а) материалы и полуфабрикаты, указанные в п. 4.4* а, б*, г*—ж, л—н;

б) для металлических гофрированных труб — листовые волнистые профили из стали марки 09Г2Д по ТУ 14-2-207—76;

в)* для соединений элементов мостового полотна, перил и смотровых приспособлений — стальные болты по ГОСТ 7798—70 класса прочности 4,6 по ГОСТ 1759.4—87 (с испытаниями по пп. 6.2 и 6.6) при диаметре менее 22 мм и болты из стали марки 09Г2 по ТУ 14-1-287—72 по специальным техническим условиям при диаметре 22 мм и более; гайки по ГОСТ 5915—70 классов прочности 4 и 5 по ГОСТ 1759.5—87 (болты и гайки — только из спокойной стали);

г)* для крепления опорных частей к пролетным строениям и стальным опорам — стальные болты по ГОСТ 7798—70 и гайки по ГОСТ 5915—70 из сталей марок 09Г2 по ТУ 14-1-287—72, 295-III 09Г2-6 и 295-III 09Г2С-6 по ГОСТ 19281-89, 40Х по ГОСТ 4543—71 по специальным техническим условиям;

д)* для крепления опорных частей к бетонным опорам и фундаментам — фундаментные (анкерные) болты по ГОСТ 24379.0—80 и ГОСТ 24379.1—80 из сталей марок 295-III 09Г2-6 и 295-III 09Г2С-6 по ГОСТ 19281—89, а также из сталей марок 09Г2 по ТУ 14-1-287— 72 и 40Х по ГОСТ 4543—71 по специальным техническим условиям; гайки по ГОСТ 5915—70 при диаметре болтов менее 48 мм и по ГОСТ 10605—72 при диаметре болтов свыше 48мм — класса прочности 6 по ГОСТ 1759.5—87 (только из спокойной стали) — для болтов из сталей марок 09Г2-8, 09Г2С-8, 09Г2, классов прочности 10 и 12 по ГОСТ 1759.5—87 — для болтов из стали марки 40Х.

П р и м е ч а н и я: 1. Примеч. 3 и 4 к п. 4.4* распространяются на конструкции мостов северного исполнения.

2*. Для несущих элементов тротуаров, смотровых приспособлений и элементов мостового полотна допускается применять сталь марок 345-10Г2С1Д-4, 345-10Г2С1-4, 325-09Г2СД-4, 325-09Г2С-4, 295-09Г2Д-4, 295-09Г2-4 и 325-14Г2-4 по ГОСТ 19281—89. При этом применение круглых труб допускается без ограничений, а прямоугольных — с соблюдением требований СНиП III-18-75 к радиусу гибки для конструкций из низколегированной стали, воспринимающих динамическую нагрузку.

Механические свойства металла труб должны быть указаны в проекте и обеспечены заводом-изготовителем конструкций,

3*. Для ограждающих элементов тротуаров и смотровых приспособлений уголки с полкой 70 мм и менее допускается применять из стали марки Ст3пс2 по ГОСТ 535—88.

Часть 1    |    Часть 2    |    Часть 3    |    Часть 4    |    Часть 5    |    Часть 6    |    Часть 7    |    Часть 8    |    Часть 9    |    Часть 10    |    Часть 11    |    Часть 12    |    Часть 13    |    Часть 14    |    Часть 15    |    Часть 16    |    Часть 17    |    Часть 18    |    Часть 19    |    Часть 20    |    Часть 21    |    Часть 22    |    Часть 23    |    Часть 24    |    Часть 25    |    Часть 26    |    Часть 27    |    Часть 28




Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Все СНиПы >>    СНиПы «Строительство, ремонт, монтаж >>



Смотрите также: Каталог «Строительство, ремонт, монтаж» >>
Компании «Строительство, ремонт, монтаж» >>
Статьи (246) >>
ГОСТы (116) >>
СНиПы (94) >>
СанПиНы (14) >>
Нормативные документы (13) >>
ВСН (38) >>
Подписка на рассылки >>
Задать вопрос в форуме >>
Форум "Строительство коттеджей, дачных домов, бань, гаражей" >>
Форум "Деревянные дома и бани" >>
Форум "Дома из кирпича и строительных блоков" >>
Форум "Каркасные дома" >>
Форум "Гаражи, беседки, хоз.постройки, заборы, ворота" >>
Форум "Отчеты и фото о строительстве" >>
Форум "Нормативные документы по строительству" >>
Форум "Фундамент, расчет фундамента, грунты, заливка фундамента" >>
наверх